Найти тему

РЖД строит робкие, но оптимистичные планы на погрузку

Наибольшую положительную динамику в экспортном направлении продемонстрируют руды и контейнеры

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Прогноз погрузки ОАО «РЖД» на 2024 год составляет 1265,4 млн тонн, что на 1,7% выше плана текущего года, следует из ноябрьского проекта инвестпрограммы и финплана ОАО «РЖД». Рост погрузки ожидается как на внутреннем рынке (на 0,5%, до 817,5 млн тонн), так и в экспортном сообщении (на 4% до 447,9 млн тонн). Грузооборот вырастет на 3,4%, до 3,43 трлн тонно-километра. Погрузка наиболее массовых грузов, по прогнозу монополиста, должна вырасти, сообщает «Коммерсантъ».

История вопроса:

В 2024 году планируется перевезти на 2,2% больше каменного угля, прирост придется преимущественно на экспорт (плюс 3,9%) на восточном направлении (плюс 4,5%). За счет экспортных поставок на восток погрузка нефтяных грузов вырастет на 0,3%. Ожидается увеличение перевозки за рубеж угля на 3,9%, черных металлов на 6,4% и руд на 19,8%, а также грузов в контейнерах – на 10,2%. Как и в этом году, главным драйвером экспорта будет восточное направление (рост на 8,7%), при этом незначительное увеличение экспортной погрузки ожидается и на северо-западе и центрально-южном направлении (1,6% и 1,1% соответственно).

ОАО «РЖД» ожидает падения в 2024 году погрузки зерна, которая в этом году стремительно росла. Его перевозки, по проекту, снизятся на 2,8% из-за прогнозируемого сокращения валового сбора зерновых (на 9,2%).

В следующем году монополист ожидает показать чистую прибыль – она вырастет на 26%, до ₽121,7 млрд.

Прогноз EBITDA составляет ₽830,2 млрд и предполагает рост на 24%. Кредитная нагрузка ОАО РЖД вырастет на ₽738 млрд, а соотношение чистый долг/EBITDA – с 3,3 до 3,5. Финплан предполагает довольно существенный рост доходов от перевозок – на 14%, до ₽2,67 трлн, из которых ₽229,8 млрд придется на доходы от индексации тарифа на грузовые перевозки.

Напомним, что повышение тарифов на 2024 год, в этом году проведенное с 1 декабря, предполагает общую индексацию в размере 10,7% – это базовая индексация 7,6% плюс рост надбавки на капремонт с 5% до 7%, а также еще 1% в виде новой надбавки на транспортную безопасность. При этом в силе останется отмена понижающих коэффициентов для угля.

Расходы, впрочем, также должны вырасти – на 9,9%, до ₽2,21 трлн. В частности, на 7,7% должны вырасти затраты на топливо, на 5,6% – на электроэнергию, также предусмотрены средства на индексацию зарплат по коллективному договору в совокупности на ₽59,5 млрд. Расходы на транспортную безопасность, увеличившиеся в 2023 году на 31,8%, до ₽62,2 млрд, вырастут в 2024 году еще на 21,5% и достигнут ₽75,6 млрд. Объем инвестпрограммы составит ₽1,27 трлн с рекордными вложениями в расширение Восточного полигона: ₽366 млрд против ₽260,2 млрд в этом году.

Напомним, инвестиционная программа ОАО «РЖД» в 2024 году может вырасти на 7% больше прошлогодних расходов, суммарно до ₽1,27 трлн. Однако ₽1,19 трлн – это на 14% меньше, чем было запланировано на 2024 год в трехлетней инвестпрограмме, утвержденной в конце минувшего года (₽1,48 трлн). LR