Найти тему
Old school dude

Итоги 2023 года. Лучшие рок-альбомы по версии журналов «Нью Мюзикл Экспресс» и «Роллинг Стоун»

Оглавление

По традиции в конце года различные издания начинают публиковать его итоги. Вполне естественно, что средства массовой информации, некогда заслужившие себе репутацию в качестве эксперта развития музыкальных тенденций, уделяют особое внимание тому, что было в этой области важного, заметного и запоминающегося за минувшие месяцы с числом 2023. Примечательно, год был отмечен как выходом релизов мегазвёзд, так и новых имён в роке. Не все они попали в зону их внимания, впрочем такое происходит регулярно.

В этот раз я решил объединить точки зрения ведущих музыкальных СМИ – американского журнала «Rolling Stone» и английского «New Musical Express». Если первый из них, начав некогда транслировать мировоззрение поколения хиппи, в попытках поспеть за быстрым развитием музыкальных трендов переключился в последние годы в большей степени на шоу-бизнес, то «NME» в целом был на протяжении долгого периода одним из самых уважаемых в рок-музыкальной среде.

Ещё с 60-х годов он предстал главным трендсеттером в музыкальной прессе Старого Света. Его характерными чертами были полная свобода авторов, не признававших авторитетов. Журнал первым в Европе стал организовывать концерты лидеров читательских симпатий, а позднее стал рупором андерграунда, постепенно становившегося мейнстримом: хард-рока, арт-рока, панка, хэви-метал, гранжа и других новых форм гармонии звуков.

Wednesday – «Rat Saw God». Фото из открытых источников
Wednesday – «Rat Saw God». Фото из открытых источников

Недавно «NME» и «RS» представили свои списки «лучших альбомов 2023», причём у англичан – 50 исполнителей, а у американцев – 100. Поскольку, здесь в топе интересов преобладает разнообразная мейнстримовая поп-музыка, пришлось по крупицам выбирать релизы, которые можно отнести к року. Предлагаю вашему вниманию, что из этого вышло. Первый номер списка будет отражать место в варианте «New Musical Express», в скобках – «Rolling Stone».

49. Depeche Mode «Memento Mori» (99)

Memento Mori by Depeche Mode on Apple Music

Пятнадцатый студийный альбом классиков британского синти-попа. Depeche Mode анонсировали новый релиз ещё в октябре 2022 года, а его выход состоялся 24 марта 2023 года на лейблах «Columbia» и «Mute». После чего «Memento Mori» получил единодушное признание критиков – 85 из 100 баллов по данным агрегатора рецензий «Metacritic».

По большей части, это классическая территория группы – угрюмая готика, облаченная в знакомые лирические темы. Меланхолия уже давно стала важной частью опыта коллектива. Поэтому неудивительно, что группа, двум участникам которой сейчас за шестьдесят, именно так проименовала свою работу. Причём, это название они выбрали ещё перед кончиной одного из со-основателей коллектива – клавишника Энди Флетчера, ушедшего из жизни 26 мая 2022 года.

Признание тленности всего сущего во многом определяет «Memento Mori», но эта мрачная медитация на этом приобрела ещё более угрюмый оттенок в контексте этой ужасной новости. Хотя коллекция электронных гимнов в равной мере принесла катарсис и творческий подъём, она никак не кажется тяжёлой или унылой. Некоторые треки звучат вполне себе оптимистично. А «Ghosts Again» – безусловно лучший сингл Depeche Mode за последние несколько лет.

43. The Rolling Stones «Hackney Diamonds» (65)

Hackney Diamonds by The Rolling Stones on Apple Music

Шестьдесят один год активной карьеры, 24 студийных альбома и уход из жизни одного из участников – барабанщика Чарли Уоттса, – всё предвещало, что величайшая рок-н-ролльная группа подошла к концу своего пути. Однако, те, кто именно так думал, к счастью, ошиблись. Этот долгожданный новый альбом The Rolling Stones появился благодаря продюсеру Эндрю Уотту, который недавно уговорил Игги Попа и Оззи Осборна выпустить свои прогремевшие релизы. Участие Пола Маккартни, Леди Гаги, Стиви Уандера и Элтона Джона ему тоже не повредили.

«Hackney Diamonds» вышел 20 октября, на 33-ю годовщину Эндрю Уотта. А уже 4 ноября 2023 года альбом дебютировал на третьем месте американского хит-парада «Billboard 200», став 38-м релизом группы в «Топ-10» США. Он занял первое место, по крайней мере, в 19 странах, включая Великобританию, Австралию и Германию. В Великобритании это был их 14-й альбом, достигший вершины чартов. По данным агрегатора рецензий «Metacritic» «Hackney Diamonds» получил «в целом благоприятные отзывы» на основании средневзвешенного балла 78 из 100, отданных 14-ю критиками. Причём, некоторые признали этот альбом лучшим за последние десятки лет. Подробнее об этой работе «Роллингов» можно ознакомиться здесь:

42. Geese «3D Country» (–)

3D Country by Geese on Apple Music

Хотя это был всего лишь второй альбом бруклинской пятёрки Geese, «3D Country», выпущенный 23 июня на лейбле «Partisan Records», звучит гораздо более убедительно и разносторонне, чем работы большинства групп на этом этапе их карьеры. Потрясающие инструментальные партии и полу-речитативный вокал Кэмерона Уинтера создали тотальный хаос в этой увлекательной эпопее. Хотя следы нервного пост-панка всё ещё присутствуют, на этот раз группа придает вещам более солнечные и прогрессивные оттенки. Оказывается, Geese больше вдохновляют как глэм-джем-группа, чем как стильная пост-панк-группа: они звучат ярко, красочно и непринужденно, а их наивность теперь проявляется в полной мере.

Выходу альбома предшествовали синглы «Cowboy Nudes», «Mysterious Love», «I See Myself» и «3D Country», получившие положительные отзывы критиков. На открывающей семиминутной одиссее, давшей название всему альбому, Geese растягиваются и предлагают устроиться поудобнее в преддверии увлекательных историй. Фронтмен Кэмерон Уинтер поет о ковбое, исследующем прошлые жизни, в то время как его товарищи по группе смешивают кантри, рок и джаз, создавая столь же калейдоскопическую музыку.

«Текст песни – это история, которая у меня была, о ковбое, который употребляет психоделики на Диком Западе и навсегда поджаривает свои мозги. Точно так же и вся музыка представляет собой смесь множества различных стилей кантри, евангельских призывов и откликов, вещей, которые мы обычно не стали бы делать, но мы хотели показать их через эту текстурированную, странную, психоделическую призму».

36. Corinne Bailey Rae «Black Rainbows» (–)

Black Rainbows by Corinne Bailey Rae on Apple Music

Четвёртый студийный альбом английской певицы и автора песен Корин Бэйли Рэй, выпущенный 15 сентября на лейблах «Black Rainbows» и «Thirty Tigers», получил высокую оценку критиков. На агрегаторе рецензий «Metacritic» «Black Rainbows» отмечен 91 из 100 возможных баллов. Музыка, характеризующаяся необычными переключениями стилей, отражает разнообразие, меняясь от шаткого ню-джаза, одурманивающей альтернативы, блип-электроники и футуристического R&B до грохочущего гаражного рока с искажённым мегафонным вокалом. Она действует порой как заклинание, которое возвышает слушателей на новый духовный уровень певицы и автора песен.

Бэйли Рэй начинала в панк-группе, которая была достаточно жёсткой, и альбом «Black Rainbows» демонстрирует, что его автор как раз прониклась таким духом. Хотя эта уникальная концептуальная работа и отличается от предыдущих альбомов, она, по крайней мере, такая же личная, как и они. Сама Бэйли Рэй заявила, что «Черные радуги» были вдохновлены выставкой по истории чернокожих художников, организованной Тестером Гейтсом в Чикаго, которую она посетила, и которая «вызвала мысли о рабстве, духовности, красоте, выживании, надежде и свободе».

34. Wednesday «Rat Saw God» (27)

В этом году Wednesday стали самой популярной группой в инди-рок-андеграунде, и не зря. «Rat Saw God», вышедший 7 апреля на лейбле «Dead Oceans», стал альбомом, на котором они укрепили свой потенциал, создав поистине великолепную коллекцию, которая могла принадлежать только им. На агрегаторе «Metacritic» альбом получил средний балл 89 из 100, а это, согласитесь, немало. Wednesday сочетали кантри с роком и сокрушительным шугейзом, рассказывая истории, которые были одновременно отчаянно грустными и мрачно смешными. Это было угловато, неряшливо, но полно души.

Некоторые альбомы звучат так, словно музыканты изо всех сил пытались сделать эпическое заявление словами и музыкой. А вот «Rat Saw God» звучит, будто у Wednesday не было таких возвышенных целей, но их приверженность людям, о которых они пишут, и их инстинкты в создании соответствующей музыки делают эту работу потрясающе мощной, и она вполне может оказаться шедевром.

32. The National «Laugh Track» (84)

Laugh Track by The National on Apple Music

Десятый студийный альбом-сюрприз американской инди-рок группы The National вышел 18 сентября 2023 года на лейбле «4AD Records». По данным агрегатора рецензий «Metacritic», «Laugh Track» получил «в целом положительные отзывы» на основе средневзвешенной оценки 77 из 100 баллов. Записи были сделаны одновременно с материалом более раннего альбома группы 2023 года – «First Two Pages of Frankenstein».

Этот год стал творческим возрождением для группы, застрявшей в колее. Несмотря на то, что во время пандемии они познакомились с большей аудиторией благодаря своей совместной работе с Тейлор Свифт, фронтмен Мэтт Бернингер заявлял, что в условиях его творческого кризиса The National изо всех сил пытались наладить контакт друг с другом.

Они выпустили два альбома: чувствительный «First Two Pages Of Frankenstein», а затем сентябрьский «Laugh Track» – более грубый и яркий альбом-компаньон, который был быстро завершён, как только их химия возродилась. Он «расширяет подавленное настроение и затворническую направленность своего предшественника». Оба релиза «чрезмерно полагались на запрограммированные барабаны», но в этом больше «блаженного, лёгкого ритма», чем на «First Two Pages of Frankenstein». Если бы они объединили эти две вещи в единую, возможно, получился бы ещё более привлекательный результат.

22. Blondshell «Blondshell» (11)

Blondshell by Blondshell on Apple Music

Дебютный одноименный альбом американской певицы Сабрины Тейтельбаум, выступающей теперь как Blondshell, стал её первым релизом после более ранней карьеры под именем BAUM. Альбом был выпущен 7 апреля на лейбле «Partisan Records». Кто как использовал возможности, предоставленные пандемией, а вот Тейтельбаум, завязав с «веществами» и алкоголем, писала музыку в своей квартире в Лос-Анджелесе. Сабрина не просто вызывает дух былой эпохи, она изобретает её заново.

Бесчисленное множество артистов пытаются возродить 90-е, но немногим это удается лучше, чем Blondshell, чей дебют представляет собой ошеломляющую мешанину эмоциональной ярости и женского возмущения. Шесть из девяти треков были выпущены как синглы. Музыку «Blondshell» можно охарактеризовать как альтернативный рок, гранж и брит-поп. Здесь чувствуются влияния Пи Джей Харви, Патти Смит, The Cure, Interpol, The Verve, Pulp, Suede, Blur и даже The Smashing Pumpkins.

Альбом воплотил самые личные и сильные эмоции Сабрины. От чувственной грубости, увиденной в «Kiss City» («Думаю, моя странность – это когда ты говоришь мне, что считаешь меня красивой»), до жестокости «Salad» («Посмотри, что ты сделал, ты сделал пацифиста убийцей»), каждая песня раскрывала особый растущий талант. По данным агрегатора рецензий «Metacritic», релиз получил 84 из 100 баллов.

21. Sleep Token «Take Me Back To Eden» (–)

Take Me Back To Eden by Sleep Token on Apple Music

Третий студийный альбом английской рок-группы Sleep Token. Спродюсированный фронтменом группы Весселом совместно с Карлом Брауном, «Take Me Back To Eden» был выпущен 19 мая на лейбле «Spinefarm Records». Релиз является заключительной частью трилогии, в которую также вошли первый и второй альбомы группы – «Sundowning» и «This Place Will Become Your Tomb». Он сочетает в себе элементы различных жанров, включая фанк, блэк-метал, электронику, поп, R&B, прогрессив-метал, джент, металкор и блюз.

Хотя рейтинг агрегатора «Metacritic» и характеризует «Take Me Back To Eden» всего лишь 60-ю из 100 баллов, этим альбомом Sleep Token зарекомендовали себя, как, пожалуй, самая интересная группа 2023 года. В то же время, на альбоме слишком много песен, которые «растягиваются дольше, чем нужно», а интеграции альт-метала с джентовыми полутонами всё же достаточно редки и используются лишь как инструмент для нагнетания ещё большего трагизма действу.

Бросающий вызов жанрам экспериментальный, «амбициозный, эмоциональный монолит пластинки со всеми признаками будущего классического статуса» мог быть и надуманным, но с такими треками, как «The Summoning» и «Granite», конечный результат достаточно изыскан, чтобы сделать группу хедлайнерами арен и глотком свежего воздуха для сегодняшней рок-сцены. На текущий момент на стриминге Spotify «Take Me Back To Eden» имеет больше двух миллионов ежемесячных прослушиваний, 16-е место в «US Billboard 200» и 3-е в «UK Albums». Не прониклись ещё? Может, вам тогда пора вместе со мною на пенсию?

19. Militarie Gun «Life Under The Gun» (51)

Life Under The Gun by Militarie Gun on Apple Music

В своём дебютном полнометражном альбоме «Life Under The Gun» подход панков из Militarie Gun к хардкору отразил бум мейнстрима жанра. Эти набеги на другие жанры обычно объясняют, почему в последнее время резко возросла популярность хардкор-сцены: её основные участники работали над совершенствованием грубого написания песен и объединением различных влияний в рамках общей структуры.

Этот дебют эффектно структурирован, создавая в своём повествовании не только музыкальные нюансы, но и эмоциональные. Местами он может просто разорвать вас на части собственной травмой или печалью, и именно эта уязвимость объясняет, почему же Militarie Gun так важны даже для небольшой части хардкорного возрождения. Пока фронтмен Иэн Шелтон, не опасаясь открытости своих самых сокровенных страхов и сомнений, плевался и рычал во время исполнения этих треков, группа за его спиной играла мощный, отрывистый, отшлифованный рок, который больше подходил для эфира, чем для подвала.

Это прозвучало не как попытка заработать денег, а как способ написать вневременную, амбициозную пластинку, свободную от панк-снобизма. Миссия выполнена. Агрегатор «Metacritic» оценивает альбом 80-ю баллами из 100.

16. Foo Fighters «But Here We Are» (–)

But Here We Are by Foo Fighters on Apple Music

«But Here We Are» – одиннадцатый студийный альбом американской рок-группы Foo Fighters, выпущенный 2 июня. Спродюсированный Грегом Керстином и самой группой, это был их первый релиз после трагической кончины барабанщика Тейлора Хокинса в марте 2022 года. Фронтмен Дэйв Грол исполнил и записал все ударные треки альбома в отсутствие Хокинса. Учитывая, что сами Foo Fighters возникли из-за тоски Дэйва Грола по безвременно ушедшему Курту Кобейну, это добавило ещё один мрачный оттенок к этой пластинке.

Грол уже предварительно анонсировал, что на альбоме группа вернётся к изначальному звучанию. И «But Here We Are» превзошёл все ожидания: всё те же размытые и неотшлифованные гитарные партии и выплеснутая наружу боль. От безмятежного «Show Me How», великолепного дуэта с дочерью Грола – Вайолет, до эмоционально уязвимого «Hearing Voices», пластинка приблизила фанатов к группе, как никогда прежде. Понятное дело, что после смерти Тэйлора этот релиз другим и не мог бы получиться.

В лирическом плане альбом рассказывает о том, как Грол смирился не только со смертью Хокинса, но и своей матери – Вирджинии, которая умерла в 2022 году. Четыре сингла: паур-поп «Rescued», мелодичный панк «Under You», рок-баллады «Show Me How» и «The Teacher» были выпущены в преддверии выхода альбома, и «Rescued» возглавил чарт «Hot Hard Rock Songs». Сам же «Here We Are» дебютировал под № 1 в британском чарте альбомов и возглавляет чарты «Billboard Top Alternative Albums» и «Top Hard Rock Albums», а также дебютирует на восьмой позиции в общеформатном чарте «Billboard 200». Но вот в сотню лучших альбомов года журнала «Rolling Stone» пластинка не попала, а вы говорите: «Павлины...»

14. 100 Gecs «10,000 Gecs» (74)

Второй студийный альбом американского дуэта 100 gecs был выпущен 17 марта на лейблах «Dog Show» и «Atlantic Records» после многочисленных задержек и промо-тура. Этот релиз является продолжением дебютного студийника «1000 gecs» 2019 года и альбома ремиксов «1000 gecs and the Tree of Clues» 2020-го. Эмоциональная глубина не является сильной стороной «10,000 Gecs», и если вы готовы купиться на веселье ска-песенок о грустных лягушках на вечеринках и ужасных стоматологических процедурах, то вам уготовано самое дикое впечатление года.

Но кто-то ожидал от них другого? Лаура Лес и Дилан Брэйди смеялись, оставаясь при этом предельно серьёзными в отношении качества. Да, «10, 000 gecs» ярче, громче и красочнее предыдущего релиза, но в нём всё ещё наличествуют изобретательные изменения в формуле эмо, такие как переход в «Dumbest Girl Alive» к глитчу в стиле конца 00-х, изобилующему хедбенгер-гитарами. После выхода альбом получил признание критиков. На агрегаторе «Metacritic» у него средний балл 81 на основе 15 критических рецензий, что указывает на «всеобщее признание».

12. Queens of The Stone Age «In Times New Roman…» (–)

Восьмой студийный альбом американской рок-группы Queens of the Stone Age был выпущен 16 июня на лейбле «Matador Records». «In Times New Roman...» знаменует собой завершение своеобразной трилогии, которая началась с «...Like Clockwork». Группа самостоятельно спродюсировала весь альбом, записанный ими в студии фронтмена Джоша Хома «Pink Duck Studios» в Бербанке, а также в студии Рика Рубина «Shangri-La» в Малибу. Сведением занимался Марк Рэнкин.

Пол десятилетия неурядиц – широко освещавшийся развод с Броуди Далле, диагноз рака, кончина друзей, в том числе Тейлора Хокинса из Foo Fighters и бывшего коллеги по группе Марка Ланегана – оставили у Джоша Хомма двойственное отношение к созданию ещё одного альбома. Тем не менее, рокер-ветеран обнаружил, что, как он выразился в интервью, «углубляется во тьму». Результатом стала самая сокрушительная звуковая атака QOTSA – и это о чем-то говорит.

«Я думаю, что когда ты сталкиваешься с экстремальными взлетами и падениями в жизни, ты не останавливаешься и не думаешь: «Мне действительно нужно записать пластинку». Этих вещей не существуют в данный момент. Мы записали его, вероятно, два с половиной года назад, но он просто лежал и ждал завершения. Я не прикасался к нему до ноября прошлого года. Я ещё не закончил жить. Честно говоря, я, наверное, боялся. Я не был готов. Вам нужно, чтобы наводнение закончилось, и тогда вы сможете решить, можете ли вы принять наводнение. Я думаю, что эта пластинка о принятии».

Это альбом может понравиться слушателям, но по-настоящему удовлетворит только настоящих поклонников группы. «In Times New Roman...» получил оценку 80 из 100 на агрегаторе рецензий «Metacritic», что указывает на «в целом положительный» приём. Фред Барретт из журнала «Slant Magazine» написал, что, хотя альбом «отказывается от глянцевого танцевального рока своего предшественника, он не делает этого в пользу исследования новых стилей, звуков или текстур». Что ж, после почти трёх десятилетий изучения всех направлений рок-музыки группа, похоже, не знает, куда двигаться дальше.

10. Blur «The Ballad of Darren» (70)

The Ballad Of Darren (Deluxe) by Blur on Apple Music

Само существование первого альбома Blur с 2015 года кажется не чем иным, как чудом. Ожидание длинною в целых 8 лет. За это время Дэймон Албарн успел возродить Gorillaz и выпустить с ними ряд новых альбомов. Его старые друзья Грэм Коксон, Алекс Джеймс и Дэйв Раунтри тоже не теряли время зря. Когда в конце 2022 года герои брит-попа объявили о своем воссоединении, «The Ballad Of Darren» едва ли представлял собой ядро ​​идеи. Позже Албарн отмечал в своём дневнике предстоящие выступления на стадионе Уэмбли – изначально запланированные в честь 30-летия «Modern Life Is Rubbish» – как творческий импульс, позволивший всей группе вернуться в студию. В итоге: 1-е место в списке «UK Albums» и лишь № 94 в «US Billboard 200».

Трудно отыскать кого-то ещё, кто бы напускал горько-сладкую хандру так, как это делают Blur. На что стоит обратить внимание: «St. Charles Square» – это рокер в стиле Боуи («Я облажался/я не первый, кто это сделал»). В других местах такие композиции, как заглавный сингл «The Narcissist» и обманчиво энергичный поп-облом «Barbaric», поражают своим открытым и эмоциональным тоном. Некоторые песни альбома явно перекликаются с историей группы, а более всего, пожалуй, вступительный трек «The Ballad», основанный на сольном демо Дэймона Албарна 2003 года и посвященный давнему руководителю службы безопасности группы Даррену «Смоги» Эвансу.

После разрозненных сессий «The Magic Whip» 2015 года и отсутствия Грэма Коксона на «Think Tank» 2003 года «The Ballad Of Darren» оказался их лучшим альбомом с 90-х годов, хотя и расплатой за потерянные отношения и кризис среднего возраста. На «Metacritic» альбом получил 84 балла из 100 возможных. В целом это эмоциональная, интуитивная и полная намерений работа. Она отправляет нас в путешествие по поиску души, являясь свидетельством того, как преодоление потери может помочь найти себя, своё звучание и свою обновлённую ипостась силой музыки.

5. Paramore «This Is Why» (6)

Шестой студийный альбом американской рок-группы Paramore был выпущен 10 февраля на лейбле «Atlantic Records». Это первый альбом группы почти за шесть лет со времён релиза «After Laughter» 2017 года. Выход сопровождался четырьмя синглами: «This Is Why», «The News», «C'est Comme Ça» и «Running Out of Time». На 66-й ежегодной премии «Грэмми» «This Is Why» был номинирован на «Лучший рок-альбом», а заглавный трек – на «Лучшее альтернативное музыкальное исполнение». На «Metacritic» альбом получил 85 баллов из 100.

Выдвигая на первый план свою любовь к британскому инди-року, в «This Is Why» его американские приверженцы оттачивали острые, клаустрофобные эмоции. Хейли Уильямс, Тейлор Йорк и Зак Фарро вернулись как мастера экзистенциализма, и их глубокое знакомство с надвигающейся гибелью и самоуничтожением стало результатом богатой эмоциональной отдачи. В отличие от искусно исполненного пост-панка и новой волны, они исследуют своё увлечение сложностями человеческого существования. Уильямс задается вопросом, что значит быть хорошим человеком, который не способен спасти всех, включая себя.

Это первый альбом за 20-летнюю карьеру группы, записанный в том же составе, что и предыдущий, и первый новый альбом Paramore, который не требовал от них восстановления из руин. Группа вернулась с новой взрослостью и чувством цели. Конечно, релиз немного страдает от дисбаланса своей первой половины. Взволнованный барабанный бой и угловатые гитары сливаются в большие риффы и динамику пост-панка, а также острое понимание поп-певческого искусства. Есть ли лучший способ начать строить что-то на этом новообретённом фундаменте, чем использовать внешний мир в качестве линзы для самоанализа?

3. Young Fathers «Heavy Heavy» (–)

Своим четвертым альбомом «Heavy Heavy» шотландское трио Young Fathers подтвердило свою творческую силу. Он был выпущен на лейбле «Ninja Tune» 3 февраля. Их первая новинка за последние пять лет – это не столько исследование контрастов, сколько синтез. Его ощущение звуковой подавленности объясняется как заложенной тьмой, так и исходящим светом. После успеха «Cocoa Sugar» в 2018 году, спонтанный подход группы – или, как говорится в таких случаях, «возвращение к истокам» – породили множество эклектичных идей. Но вместо того, чтобы воплотить их типично экспансивно, ребята расставили приоритеты плотности и лаконичности. Результатом стал самый короткий на сегодняшний день альбом Young Fathers, который переполняет эйфория, даже если он не может стряхнуть с себя всю тяжесть, которая пронизывает его существование.

То, что такая политизированная лирика тонко вплетена в проект, который всё еще умудряется быть в равной степени гимном и заразительным хуком, является признаком сильного песенного чутья группы. Это пластинка, исполненная так радостно, настолько пропитанная человечностью и творчеством, что пытаться понять, почему отдельная песня или момент так трогает, кажется бесполезным. Может, по этой причине, по мнению «NME», «Heavy Heavy» и признан одним из лучших рок-альбомов года. Не зря же он ещё вошел в шорт-лист премии «Mercury Prize» 2023 года и получил награду как «Шотландский альбом года», а на «Metacritic» альбом получил 86 баллов из 100. А вот в «RS» он в такой степени никого не впечатлил.

1. Boygenius «The Record» (2)

the record by boygenius on Apple Music

Синхронное признание «NME» и «RS». Лишь немногие группы доминировали в 2023 году в такой же степени, как Boygenius. Фиби Бриджерс, Люси Дакус и Жюльен Бейкер, возможно, и раньше были в центре внимания фанатов, но в этом году они достигли нового уровня культового поклонения во многом благодаря «The Record» – их долгожданному дебютному альбому, вышедшему 31 марта на лейбле «Interscope Records». Альбом спродюсировали сами музыканты и австралийская музыкальный продюсер и звукоинженер Кэтрин Маркс.

«The Record» возглавил национальные чарты в Великобритании, Ирландии и Нидерландах, став первым альбомом номер один для всех участниц группы. Также он дебютировал на № 4 в основном американском хит-параде «Billboard 200» и возглавил рок-чарт «Top Rock Albums». Альбом получил семь номинаций на 66-й ежегодной премии «Грэмми», включая «Альбом года» и «Запись года».

«The Record» является свидетельством силы эстетической общности, прочной дружбы и магии командной работы. Агрегатор рецензий «Metacritic» зафиксировал средневзвешенный балл 90 из 100, основываясь на 23 положительных отзывах критиков. Многие сходятся, что здесь обнаруживаются необходимые «гармония и баланс между каждой из трёх уникальных девушек-музыкантов». Хотя здесь затрагиваются самые разные формы отношений, по своей сути альбом сосредоточен на дружбе между этими тремя яркими авторами песен своего поколения – как в лирическом, так и в исполнительском плане.

«Мы взяли, казалось бы, обыденные анекдоты о том, как ехали с друзьями в неправильном направлении, и превратили их в трогательные оды общения и размышлениям о том, что значит быть действительно кем-то известным».

Теперь о том, что прошло мимо внимания экспертов «NME», но было отмечено в «Rolling Stone». Напомню, британцы выделили лишь 50 лучших альбомов, в то время как американцы – 100.

Godflesh «Purge» (97)

Девятый студийный альбом английской индастриал-метал-группы Godflesh был выпущен 9 июня на лейбле «Avalanche». Через шесть лет после предыдущего релиза «Post Self» (2017) группа решила сделать отсылку к своему второму полноформатному релизу «Pure» 1992 года. Уже похожесть в названии намекает на это. И действительно, то повторяющееся и многослойное звучание, ставшее одним из ключевых источников вдохновения для жанра пост-метал, теперь, более трёх десятилетий спустя, снова заселило треки Godflesh. По словам Джастина «Кея» Бродрика, название «Purge» (Очищение) олицетворяет то, какой эффект оказывает творчество на эмоциональное состояние самого музыканта.

Как таковой, «Purge» слушать далеко не просто – одним из таких примеров является резкая композиция «Lazarus Leper», которая излучает непреодолимое ощущение того, что попал в бесконечную петлю дискомфорта. Предыдущая вещь, «Army of Non», – самый яркий момент в коллекции Godflesh «Purge». Она звучит так, будто эфир застрял между радиостанциями, улавливая звуки настройки гитариста, некоторые хип-хоп-биты 90-х и ворчание в рацию сердитого дальнобойщика. Но какофония работает совместно, чтобы собрать хрупкие фрагменты в великолепное целое.

Чемпионы индастриал-метала использовали эту формулу в альбоме 1992 года, но усовершенствовали её с помощью более простых гитарных риффов и еще более непрозрачных текстов. Лучше всего это работает в песне «The Father», где стонущий гитарный рифф сочетается с ударами драм-машины, напоминающими вышедшую из строя гвоздезабивалку. Как поёт Джастин Бродрик: «Никому нельзя доверять». И этот тревожный постулат является лейтмотивом всего альбома.

Metallica «72 Seasons» (93)

Долгожданный одиннадцатый студийный альбом американской хэви-метал группы Metallica вышел 14 апреля на их собственном лейбле «Blackened Recordings». «72 Seasons» был снова спродюсирован Грегом Фидельманом. Появившись спустя 7 лет после предыдущего «Hardwired... to Self-Destruct», альбом выполняет классическую функцию нового релиза ветеранов, не желающих сходить с пути, – напомнить о себе.

За несколько месяцев после своего появления в люди альбом вполне ожидаемо возымел коммерческий успех, возглавив чарты во многих странах. Metallica всегда была мастером массивных, насыщенных грувом риффов и лабиринтных структур песен, но теперь, имея более чем 40-летний опыт, ребята играют более целеустремлённо, чем во времена демонов скорости. И если фанаты ждали хитов, похожих на «Master of Puppets» или «The Black Album», то здесь они обнаружили довольно однотипные, не особо запоминающиеся композиции, с рифами, не поражающими изобретательностью и красочностью.

Альбом насчитывает в себе 12 песен общей длительностью 77 минут. Общая тематика представляет своего рода размышления о жестокости молодости и опасностях взросления. Эти темы для группы не новы, но теперь, когда фронтмену Джеймсу Хэтфилду и его товарищам около 60 лет, они по-другому видят свой путь к зрелой жизни.

Магия имени всё же сказывается. «72 сезона» в целом получил положительные отзывы критиков, которые в основном хвалили тексты песен и вокальное исполнение Хэтфилда, но критиковали общий хронометраж. Альбом получил 3 номинации на 66-ю премию «Грэмми»: лучший рок-альбом, лучшее рок-исполнение и лучшее метал-исполнение. На агрегаторе рецензий «Metacritic» «72 Seasons» имеет средний балл 77 из 100 на основании оценки 22 критиков. Общее резюме такое: несмотря на то, что здесь «отсутствуют баллады и мало громких мелодий», альбом «не разочарует никого, кроме самых яростных фанатов».

Palehound «Eye on the Bat» (75)

Последний четвёртый релиз Palehound, детища фронтмена группы и автора песен Эла Кемпнера, был вдохновлён «апокалиптическим гастрольным туром» по США, в которое бостонцы отправились в начале 2020 года во время известных событий глобального масштаба. В более широком смысле, величайшее приключение «Eye on the Bat» – это музыкальная эволюция Palehound: они стали острее, панковее и бесстрашнее – они меняются перед эпохой перемен. Кемпнер описывает их музыку как «журнальный рок»:

«Это что-то вроде журнального рока, просто все мои самые большие страхи выплеснулись на винил, ничем не отличаясь от ведения дневника, правда».

Альбом не насыщен рок-агрессией. Песни могут быть рокерскими, как основанная на бодрящих риффах «The Clutch», или более камерными и акустическими. Но каждая пронизана чувством устойчивости, что делает Кемпнера одним из самых ярких исполнителей инди-рока. В отличие от многих других пластинок этой стилистики, «Eye on the Bat», по крайней мере, вполне «слушабельна», и ели не углубляться в лирику текстов, то временами даже можно получить эстетическое удовольствие.

Вот и всё. А теперь можно возмущаться: а где же Uriah Heep «Chaos & Colour», где Alice Cooper «Road», Iggy Pop «Every Loser», Great Van Fleet « Starcatcher», Extreme «Six», Neil Young «Before and After» или Slipknot «Adderall», наконец!? Я, уж, не говорю о Peter Gabriel «i/o», Jethro Tull «Rockflote», Yes «Mirror In The Sky», Shakti «This Moment», The John Mellencamp «Orpheus Descending», Madness «Theatre of the Absurd Presents C'est la Vie», Pattern-Seeking Animals «Spooky Action at a Distance» или хотя бы Joe Bonamassa «Blues Deluxe Vol. 2». Теперь вы можете сами оценить вкусовых предпочтений «New Musical Express» и «Rolling Stone».

А вот ещё кое-что, на мой олдскульный взгляд, из достойного, но обделённого вниманием ведущих музыкальных СМИ, из того что выходило в 2023-м:

Overkill «Scorched»; The Zombies «Different Game»; Ian Hunter «Defiance Part I»; Steven Wilson «The Harmony Codex»; Mammoth WVH «Mammoth II»; Black Spiders «Can't Die, Won't Die»; The Damned «Darkadelic»; Creeper «Sanguivore»; The Smashing Pumpkins «Atum: Act Three»; The Pretenders «Relentless» и Graham Nash «Now». Вот этого уважаемого ветерана рок-н-ролла я поставлю в конце. Мастерская работа.

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

Итоги 2022 года. Лучшие рок-альбомы по версии журнала "Роллинг стоун"
Old school dude24 декабря 2022