Найти тему
Old school dude

«Катящиеся камни» замкнули круг своим сенсационным последним альбомом «Hackney Diamonds»

Мы вошли в увлекательный период истории музыки, когда престарелые рокеры не просто выходят на сцену, чтобы напомнить о том, что они ещё живы, но и продолжают сочинять песни и записывать альбомы. Давайте будем честными, кто бы мог подумать, что рок-запись восьмидесятилетних дедушек станет чем-то достойным нашего внимания? Всё могло закончиться очень прискорбно, но даже с учётом нескольких крайне негативных откликов, на которые я натыкался на форумах, преобладающими реакциями были чувство восторга, приятности и удивления от того, что всё получилось намного лучше, чем многие от «Роллингов» ожидали.

И вот уже рецензенты спешат наперебой вынести свой вердикт последнему альбому классиков рок-н-ролла. Часть из них (малая) разочарованно его ругает, обличая в выхолощенности, причёсанности и излишней запродюссированности. Другие же, не жалея эпитетов, красочно превозносят «Бриллианты Хакни», называя этот релиз аксакалов из Великобритании лучшей работой группы за последние десятилетия.

По данным агрегатора рецензий «Metacritic» «Hackney Diamonds» получил «в целом благоприятные отзывы» на основании средневзвешенного балла 78 из 100, отданных 14-ю критиками. Причём, некоторые признали этот альбом лучшим за последние декады лет. Что в какой-то степени соответствует сложившемуся статус-кво, ведь The Rolling Stones на протяжении, по меньшей мере, «сороковника» не выпускали такого типично «стоунзовского» альбома.

Между тем, кто бы что не говорил, их лучшие релизы всё же остались в тех приснопамятных временах, когда виниловый диск представлял собой вожделенный атрибут пропуска в сакральный мир рок-музыки, а магнитная плёнка служила способом множить в геометрической прогрессии число юных адептов. «Sticky Fingers», «Between the Buttons», «Their Satanic Majesties Request», «Beggars Banquet», «Let It Bleed» и «Exile on Main St.» вошли в золотой фонд музыки, и вряд ли что-то в обозримой перспективе может их оттуда подвинуть. И даже если бы Stones записали только это, им пели бы оссану на протяжении ещё долгих лет. И это нормально. Шедевры нужно создавать, когда полон сумасбродных идей, энергия бурлит и клокочет, а стремление удивить весь свет превалирует над всем остальным.

The Rolling Stones. Фото из открытых источников
The Rolling Stones. Фото из открытых источников

С тех пор минула целая вечность. Когда у тебя вышло 23 оригинальных студийных альбома в Великобритании и 25 – в США, да плюс ещё несколько десятков концертников и сборников можно, конечно же, уже почивать на рок-Олимпе среди других небожителей, изредка отсвечивая на светских раутах, и наставительно брюзжать на молодых. Имеешь полное право, а всех, публично совершающих в твой адрес непочтительные выпады, громогласно посылать в известном направлении.

В 2023 году Мику Джаггеру стукнуло восемьдесят, в декабре с ним сравняется Кит Ричардс, а это и есть основной творческий «перпетумм мобиле» группы. Чарли Уоттс в таком же возрасте пару лет назад отправился отбивать шаффл в райском саду, а самый «юный роллинг» – Ронни Вуд – в этом июне справил своё семидесятишестилетие.

Многие из тех, с кем они в былые годы эпатировали истэблишмент, давно уже собирают аншлаги из чертей и ангелов, а большинству подзадержавшихся в этом мире, скажем честно, уже давно не до музыкальных подвигов. Правда, выпустили несколько лет назад свои альбомы The Who, Пол Маккартни и совсем недавно Оззи Осборн и Игги Поп, как бы итожа свою музыкальную карьеру. А что если это был ещё и своеобразный вызов оставшимся в живых рок-звездам: «А вам в ваши годы слабо?» Что ж, если это и был челлендж, то остепенившиеся лондонские некогда «анфан террибли» его приняли.

Не будем, впрочем, рассуждать, доискиваясь первопричин. Творческий зуд – такая штука, способная поражать людей в любом возрасте и состоянии, особенно, если за долгие годы креативить и играться музыкальными фразами входит в привычку. Много лет назад группа, казалось, признала, что с такой легендарной дискографией новые альбомы и попытки создания новых стилей почти излишни. Вероятно, они так устали от того, что объявление «А вот новая песня!» для их концертной аудитории является сигналом к перерыву на туалет, что решили: «Достаточно экспериментов и творческих потуг».

«A Bigger Bang», последний до того альбом с оригинальным студийным материалом The Rolling Stones, вышел в далёком 2005-м. Он был, хотя и неровным, но достаточно куражным и насыщенным по энергетике. Группа вернулась к своим блюзовым корням, наконец-то признав, что они не заинтересованы в конкуренции с поп-звёздами, которые втрое их моложе. Поймал себя на мысли, что не могу вспомнить ни одной песни с этого альбома. Ни одной. А вы можете?

«Blue and Lonesome» в 2016 представлял собой каверы классических блюзов. Хорошо продуманный трибьют ранним блюзовым исполнителям, которые вдохновляли их в молодости, с проникновенным исполнением песен Вилли Диксона, Литтл Уолтера, Хаулин Вулфа и других был записан, с их слов, всего за три дня. Звук альбома отшлифовали до блеска, но всё же это выглядело факультативной вещью, отклонением от курса.

Конечно, после этого легендарные блюз-рокеры из информационного поля никуда не выпадали. С их непрерывным гастрольным графиком и постоянным присутствием в поп-культуре все были в курсе того, чем, например, в любой момент времени занимается Мик Джаггер. Тем более что он регулярно выпускал блестящие, практически безупречные сольные синглы, а также участвовал в недооценённой супергруппе SuperHeavy. Но только, вот, никакой новой музыки альбомного формата от The Rolling Stones не было. Многие скучали и томились в ожидании, признаюсь, и я тоже.

За это время группа претерпела несколько серьёзных изменений, включая печальную потерю барабанщика Чарли Уоттса в 2021 году. Казалось почти очевидным, что Stones, с их прибыльными шоу на стадионах и постоянно меняющимися отношениями между Миком Джаггером и Китом Ричардсом закончили создавать оригинальные песни. Они, правда, записали «Doom and Gloom» и «One More Shot» для сборника «GRRR!» 2012 года, да ещё в 2020 году во время известных событий глобального локдауна прогремела композиция «Living in a Ghost Town», но даже старым фанам хочется большего, не так ли.

Как красиво было именно в 2023 году выпустить полноценный альбом! Поиграем в занимательную арифметику. Шестьдесят лет назад вышел их первый сингл с кавером Чака Берри «Come On». Через несколько месяцев исполнится пять дюжин и их первому одноимённому лонгплею. Джаггер и Ричардс тогда ещё прятались за псевдонимами «Нанкер» и «Фелдж». «Hackney Diamonds» стал 24 альбомом (двухдюжинным) в Великобритании и 26 – в США. А это тоже две дюжины, только чёртовые. Учитывая их репутацию, закончить студийную карьеру на таких цифирях было бы очень символично – круг циферблата, совершив пять оборотов, как бы замыкался.

«Hackney Diamonds» действительно знаменует собой новую главу, и к тому же странную. На этом этапе своей карьеры было очень важно соответствовать своему имиджу, а не возрасту, чтобы никто потом со снисходительной жалостью не поглядывал во след. Некоторые могут возразить, что ожидать ещё одного альбома, который соответствовал бы качеству самых знаменитых релизов группы, было бы нелепо. Другие указали бы на Скотта Уокера, Леонарда Коэна, Дэвида Кросби и Дэвида Боуи, каждый из которых записал несколько своих самых значительных альбомов ближе к концу своих лет.

Итак, зачем записывать ещё одну пластинку, когда они всё ещё могут без проблем заполнять стадионы, исполняя пару десятков своих величайших хитов? «To be, or not to be», – как говаривал Уильям, наш, Шекспир, а Фёдор Михайлович Достоевский по такому поводу вопрошал: «Тварь я дрожащая или право имею?» Экзистенциальный кризис, вызванный смертью барабанщика Чарли Уоттса в 2021 году, очевидно, вызвал тревогу. Да, он был самым старшим из «Роллингов», но в тоже время и вёл самый здоровый образ жизни из всей этой братии. Его кончина была аллармовым сигналом: «Если есть что ещё создать в этом мире, торопитесь, а то можете и не успеть». Они начали задумываться о своём наследии и поняли, что у них есть, по меньшей мере, ещё один альбом, который они в состоянии записать.

Песни для «Бриллиантов Хакни» писались около четырёх лет, так что материала было вдосталь. По началу не спешили, стартовав ещё в 2019-м в нью-йоркской «Electric Lady Studios», но из-за известных событий глобального масштаба деятельность в 2020-м пришлось свернуть. Как выразился Кит Ричардс: «Играть вживую – это «святой грааль», но запись альбомов – это место, где ребята могут собираться вместе и обмениваться идеями без какого-либо вмешательства». За звук на первом этапе отвечали Мик Джаггер и Кит Ричардс, да ещё их старый боевой товарищ – продюсер Дон Уоз.

Студийная работа в 2021 году принесла несколько почти законченных композиций, так что ударные Чарли Уоттса успели запечатлеться на «Mess It Up» и «Live by the Sword», но группа в студии потеряла импульс и сосредоточенность. Смягчающим фактором служило то, что Ричардс из-за артрита был вынужден адаптировать свой стиль игры на гитаре.

Stones долго не могли завершить запись «Hackney Diamonds». По словам Мика Джаггера, они искали продюсера, который «смог бы помочь навести порядок». Наконец, в декабре 2022 года они, с подачи Пола Маккартни, объединились в студии звукозаписи «Henson» в Лос-Анджелесе с 32-летним продюсером Эндрю Уоттом, обладателем премии «Грэмми», спродюсировавшем хиты для Джастина Бибера и Поста Мэлоуна, а недавно выпустившим последние альбомы Оззи Осборна, Игги Попа и Эдди Веддера. И дело пошло куда как энергичнее. В этих сессиях приняли участие Элтон Джон, Леди Гага, Пол Маккартни и Стиви Уандер. Джаггер заявил, что хотелось доделать запись пластинки до Дня святого Валентина:

«Кит и я решили: «Мы будем работать усерднее и установим крайний срок». И вот тогда-то и начало происходить волшебство. Мы записали все это за три или четыре недели. Мы хотели сделать запись быстро и всё время быть в восторге. И я думаю, мы достигли своей цели».

Большую часть материала записали с барабанщиком Стивом Джорданом, которого Чарли Уоттс при жизни лично выбрал себе на замену. Вокал Джаггера писался отдельно. В общей сложности это заняло около четырёх недель, затем последовали две недели наложений и сведения. Процесс записи был задействован в нескольких студиях по всему миру и заснят съёмочной группой документалистов для телевизионного спецвыпуска «The Stones: Still Rolling». Поговаривают, что это будет сериал, наподобие «The Beatles: Get Back» Питера Джексона. Всего записали 23 песни, но не все из них, по мнению требовательных музыкантов, были достойны включения в альбом. Как объяснил Джаггер:

«У нас было записано много материала, но мы не были в восторге от результатов. Некоторые песни были неплохими, но они не были великолепными».

И результаты, хотя и некорректные, оказались гораздо более живыми и захватывающими, чем многие ожидали. Окончательный трек-лист из 12 композиций был обнародован 6 сентября и включал песню Мадди Уотерса «Rolling Stone Blues», давшую когда-то название их группе. Это также была одна из песен, которые в юности сблизили Ричардса и Джаггера, когда 17 октября 1961-го первый заметил второго с экземпляром пластинки «The Best of Muddy Waters» в поезде метро.

Даже странно, что они никогда ранее не включали её в свои релизы, и это была единственная запись для этого альбома. Чтобы звучало теплее, её сделали на магнитофон. Основное трио – Джаггер, Ричардс и Вуд – придают песне традиционную трактовку, которую она заслуживает, с соответствующими блюзовыми гитарами, немного гудящей губной гармошкой Джаггера и грубым, похожим на демо качеством звучания. Песня завершала альбом, символично замыкая их шестидесятилетний круг музыкальных странствий.

Когда Stones в далёком 1968 году анонсировали свою эпохальную пластинку «Beggars Banquet», у группы получился необычный способ привлечь к ней внимание. На презентации в шикарном лондонском отеле в конце застолья с журналистами Мик Джаггер запустил куском торта в лицо гитаристу Брайану Джонсу. Мероприятие быстро закончилось тем, что участники группы и гости бросались друг в друга едой, оставляя лица и костюмы присутствующих перепачканными кремом.

В этот раз, презентуя 6 сентября выход «Hackney Diamonds», старички-бодрячки вели себя чинно и благообразно. Мероприятие, сопровождаемое прямой трансляцией в Интернете, проходило в «Hackney Empire» – старом театре в модном лондонском районе Хакни. В 60-х это был весьма криминогенный регион. Ведущий Джимми Фэллон, сидя перед разбитой версией логотипа группы и рядом с тремя ещё «незатухшими светилами», брал интервью перед аудиторией, состоящей из журналистов и приглашённых гостей, хотя задавать вопросы с места было запрещено.

Ричардс сказал, что группа, очевидно, была уже другой без Уоттса: «Он № 4, его не хватает, он там наверху. Конечно, по нему невероятно скучали». Джаггер пошутил по поводу долгой задержки выхода этого альбома, заявив, что группа, известная своими обширными турами, была немного «ленивой», и они «не выпустили бы этот альбом, если бы он нам действительно не нравился». Затем он добавил, что надеется, что поклонникам группы он тоже придётся по душе. А Вуд, поднимая бокал, провозгласил: «Я выпью за это».

"Роллинги" на презентации «Hackney Diamonds». Фото из открытых источников
"Роллинги" на презентации «Hackney Diamonds». Фото из открытых источников

На мероприятии прозвучали возможные версии названия, которые отвергли: «Hit and Run» and «Smash and Grab». В итоге выбрали «Hackney Diamonds» – «сленговое выражение восточного Лондона, обозначающее битое стекло. В частности, речь идет об осколках стекла, оставшихся от разбитых окон автомобилей и витрин магазинов в результате ограбления», поскольку Хакни – район в центре Лондона, исторически ассоциирующийся с высоким уровнем таких преступлений. Ричардс заявил, что это также относится к битому стеклу, оставшемуся утром после «хорошего субботнего вечера».

В феврале авторитетное издание «Variety» сообщало, что в записи нового альбома The Rolling Stones приняли участие двое «битлов» – Пол Маккартни и Ринго Старр. Участие Ринго в итоге не подтвердилось, а Маккартни сыграл басовую партию в песне «Bite My Head Off». Еще одним звёздным гостем на альбоме стал Элтон Джон – его участие ограничилось лишь игрой на фортепиано, зато сразу в двух песнях: «Get Close» и «Live by the Sword».

Обложка альбома «Hackney Diamonds». Фото из открытых источников
Обложка альбома «Hackney Diamonds». Фото из открытых источников

Над созданием обложки потрудилась уроженка Себу, графический дизайнер из «Studio Fury» – Паулина Альмира. Характерной особенностью этого произведения является кинжал, пронзающий центр хрустального сердца и раскалывающий его от края до края на рассыпающиеся по всему изображению кристаллические осколки. Как рассказала Паулина:

«Концепция разбитого сердца и рук была частью первоначального задания. С самого начала я понял, что она соответствует моему существующему набору иллюстраций. Кинжал показался мне очевидным выбором. Темы альбома в значительной степени вращались вокруг сильных чувств, связанных с романтическими отношениями. Горе и гнев были очевидны, и было ясно, что они хотели передать эти эмоции».

Сам же альбом «Hackney Diamonds» физически вышел 20 октября, на 33-ю годовщину Эндрю Уотта. А уже 4 ноября 2023 года релиз дебютировал на третьем месте американского хит-парада «Billboard 200», став 38-м альбомом группы в «Топ-10» США. Он занял первое место по крайней мере в 19 странах, включая Великобританию, Австралию и Германию. В Великобритании это был их 14-й альбом, достигший вершины чартов.

У кого нет ещё «Hackney Diamonds» в фонотеке, можно воспользоваться стриминговыми сервисами. К сожалению, на «Яндекс Музыка» его нет, зато он присутствует «Apple Music», «Spotify» и «VK Музыка»:

Hackney Diamonds by The Rolling Stones
Listening is everything
ВКонтакте | ВКонтакте

Их грув не спутать ни с чем. Больше всего впечатляет гитарная работа: несмотря на всю свою поп-родословную, Уотт – опытный гитарист, и он запечатлел зажигательное взаимодействие между Китом Ричардсом и Роном Вудом. Будь то кусочки его технологического волшебства или просто желание напомнить нам, за что же мы их так любим, «Роллинги» звучат так бодро и сосредоточенно, словно телепортировались напрямую из 70-х.

Гитары Кита Ричардса и Рона Вуда кооперируются чётко и лаконично, большая часть неряшливого бренчания из прошлого исчезла, хотя, лично мне, этого-то как раз немного и не хватило. В зависимости от песни, Мик Джаггер то голосит отрывисто и раздраженно, словно хочет, чтобы его услышал весь мир, то романтично мурлычит. Его тюнингованный вокал по-прежнему узнаваемо притягателен и ничуть не выдаёт возраста его обладателя.

Последние две песни Stones с участием Уоттса следуют где-то в середине «Hackney Diamonds», и преданные поклонники группы могут немного задохнуться от звука этого первого знакомого барабанного заполнения в «Mess It Up». Внезапно понимаешь, что именно так на самом деле и должны звучать настоящие «Роллинги». Стив Джордан, очень опытный сессионный барабанщик, чья история взаимодействия со Stones восходит ещё к «Dirty Work», прекрасно справляется с сохранением ритма расслабленным и устойчивым на других треках, но никто, действительно никто, не играет так же мерно, как Уоттс.

Давний бас-гитарист The Rolling Stones Дэррил Джонс работал над сессиями альбома, но его вклад так и не появился на финальном миксе, что делает «Hackney Diamonds» первым альбомом со времён «Steel Wheels» 1989 года, в котором нет его партий. Зато Билл Уайман, другой бывший басист группы, отметился на «Live by the Sword», составив как в старые добрые времена ритм-секцию с Уоттсом. Плюс ещё Пол Маккартни сыграл на своём фирменном инструменте в «Bite My Head Off». На остальных треках обязанности басиста разделили между собой Эндрю Уотт, Ронни Вуд и Кит Ричардс.

Благодаря тому, что продюсер достаточно отшлифовал их общее звучание, песни, которые легко можно было бы заучить наизусть, ощущаются обновленными и немного рафинированными. Или показалось? Яркое, резкое звучание вступительного трио композиций, написанных в соавторстве с Уоттом, в конечном итоге уступает место более интимным моментам, таким как кантри «Dreamy Skies» и заключительный кавер на песню Мадди Уотерса. Семиминутная баллада «Sweet Sounds of Heaven» с оттенком госпела, с Леди Гагой и Стиви Уандером, ощущается как триумфальный большой замах на то, чего они раньше не делали. Или просто забыли.

The Rolling Stones - Angry (Official Video 2023)

Альбом начинается с эталонного боевика «Anger», который просто идеально задаёт настрой. Наряду с классическими гитарными аккордовыми риффами, очевидной особенностью является интенсивность вокала Мика Джаггера. Кто скажет, что этому деду – 80 лет в обед, с такой-то животной страстью? Сразу же заметны современные методы продюсирования Уотта, идеально насыщающего и вылизывающего саунд. Но Фанатам, возможно, больше всего интересно, как зазвучала группа без Чарли Уоттса. По большей части, разница невелика: Стив Джордан знает, что должен делать барабанщик Stones, и он справляется. В некоторых моментах можно даже поклясться, что резкий малый барабан или том-том роллы на самом деле были от Уоттса. Но нет, это был Джордан.

Ему удаётся соблюдать строгую дисциплину в ритме, которая была фирменным знаком Чарли Уоттса, создавая пространство для более смелых грувов. К слову, на бас-гитаре здесь сыграл Кит Ричардс. Джаггер всё ещё силится продемонстрировать свою альфа-самцовость: «Дождя не было месяц, река пересохла. / Мы не занимались любовью, и я хочу знать почему». Обычно в его возрасте таким интересуются уже не у партнёрши, а у андролога.

На «Get Close» на фортепиано отметился Элтон Джон, а классным соло на саксофоне в стиле урбан-джаз – Джеймс Кинг, но я рекомендую песню тем, кто ещё в достаточной степени не оценил игру на барабанах Стива Джордана. А в целом она звучит так, словно была написана Марком Боланом в начале 70-х. Герой Джаггера здесь этакий трубадур, бредущий по городу:

Я проходил этот путь миллион раз с повязкой на глазах.
Это ночной бизнес с переодетым ангелом.
Я заключил сделку с дьяволом, мне нужен рай на одну ночь.
Я не могу выносить этот хаос, он будоражит мой разум.

«Depending On You» перекликается со сладким ритмом поп-песен Ричардса и Джаггера прежних времён. Это почти-почти брит-поп из середины 90-х. Здесь есть оттенки прежней ипостаси Кита Ричардса – та же резкость его спорадических гитарных подыгрываний. Песня могла бы стать одной из тех тягучих баллад, которые вошли в более поздние альбомы Stones, но Джаггер вопит так, словно только что стал победителем шоу «Голос». Чуть слащаво, но не приторно:

Я был уверен, что держу твоё сердце в своих руках,
Я принимал любовь всерьёз, но у тебя были другие планы.

«Bite My Head Off» звучит так, словно «Роллинги» с Уоттом вознамерились осовременить Sex Pistols. Песня вставляет настолько абсурдно яростно, что трудно не наслаждаться её безграничным максимализмом, а рейв Ричардса и Вуда в конце – это лучший вид звуковых американских горок. Независимо от того, последний это их альбом или нет, такие песни, как «Bite Your Head Off», – это то, какими мы и хотим их запомнить.

Пол Маккартни играет на басу, что, возможно, объясняет, почему Джаггер проводит большую часть песни, как будто он пытается подражать «Битлу». Склонность Мика к метафорам действительно вдохновляет:

Йе, если бы я был собакой, ты бы избила меня.
Я бы ночевал, завывая у твоего дома.
Но я не на поводке, йе, но я не на цепи.

«Whole Wide World», с её риффами и грувом под танцевальный ритм, где зигзагообразные гитарные партии, извиваясь, удивительно сочетаются с текстами, хороша. Опять же, Джаггер и Ричардс не изобретают заново велосипед, это энергичный рок-гимн новой волны с сильным вокальным припевом, быстрыми, резкими гитарами и солидным рок-ритмом. Песня словно призвана подбодрить нас в трудные времена.

Когда весь мир против тебя
И жизнь заставляет тебя бежать,
И ты думаешь, что вечеринка закончилась,
Но нет, она только началась, только началась!

Тягучая «Dreamy Skies» с небольшим акустическим слайдом, каким-то кантри-напевом и игрой на губной гармошке словно уносит во времена «Let It Bleed». И Джаггер – такой молодой, а Ричардс и Вуд – впереди. Они воссоздают стиль столь эффектно и органично, возвращая группу к истокам той музыки, которая в первую очередь и заставила их когда-то собраться и стать единым целым. Деликатные клавишные партии Бенмонта Тенча очень органичны. Желая отвлечься от прошлых невзгод и груза лет, в этом кантри-шаффле Мик мечтает о старом AM-радио и пластинке Хэнка Уильямса. О, если бы так легко было от всего былого отмахнуться.

Мне нужно отдохнуть от всего этого,
Потому что ветер и дикая природа зовут.
И мне нужен покой от всех этих бурь.
Мне нужно отдохнуть от всего этого.

Тем не менее, изюминкой альбома является «Live by the Sword» – единственная композиция, в которой воссоединяется давний состав группы. И не только потому, что песня сама по себе исключительная, – она воссоздаёт несравненную ритм-секцию, существовавшую около 37 лет. Плюс ещё Элтон Джон стучит по клавишам в манере кэмпбелл-поп-рок. Чарли Уоттс и Билл Уайман возвращают тот неподражаемый непринужденный стиль, который был визитной карточкой звучания The Rolling Stones многие годы от основания бэнда. Уайман однажды объяснил это так:

«Большинство групп следуют за барабанщиком. Мы этого не делаем: Чарли следует за Китом, поэтому барабаны отстают от ритма на долю секунды».

Действительно, скачки в ритме безошибочны; давним поклонникам даже не нужно проверять титры участников записи – всё узнаваемо в течение нескольких секунд. Когда все эти элементы соединяются вместе, чудесным образом возникает фонтан музыкальной молодости. Джаггер рычит, когда гитары разрывают его на части, и вряд ли можно подумать, что на дворе уже 21 век. Текст тоже звучит как прежнее обличительное клише:

Коль хочешь быть богатым, сиди-ка ты в правлении.
Коль хочешь бедным быть, тогда плати за помещение.

«Driving Me Too Hard» – тоже типичная «стоунзовская» песня, основанная на риффах. Это не лучшая работа группы, но именно с такими треками альбом становится не столько альбомом, сколько праздником для фанатов. Большинство из них верны проверенному формату группы за последние 40 с лишним лет.

Ты доводишь меня до отчаяния.
Я не знаю, почему я здесь.
Наверное, ты стала частью меня.
Ну, что ж, придётся пока смириться.

«Tell Me Straight» производит какой-то мистический эффект. Партию гитары, а также бас-гитары записал Кит Ричардс, а ещё здесь представлен его сильнейший вокал за последние десятилетия. Голос Кита не очень стабилен, и чувствуется, что его вычищали «автотюном», но было правильным решением поручить здесь именно ему главную роль. Это квинтэссенция. Само его присутствие в качестве вокалиста в такой песне компенсирует все недостатки самого вокала.

Просто скажи мне прямо, не заставляй меня ждать.
Моё будущее уже в прошлом? Да?
Скажи мне прямо, скажи мне прямо.

Одна из песен, на которую сделали клип, – это баллада «Sweet Sounds of Heaven», в которой Стиви Уандер играет на фортепиано в стиле госпел, Леди Гага вступает в вокальный баттл с Миком Джаггером, а Джеймс Кинг своим саксофоном погружает нас в душевную и трогательную атмосферу. Эффект получился сказочный: Гага идет ва-банк в длинной репризе, грассируя с впечатляющим диапазоном, но с таким отсутствием нюансов, что это равносильно мастер-классу по перепеванию.

Я слышу сладкие, сладкие звуки небес,
Слетающие, слетающие на эту Землю.
Благословим Отца, благословим Сына, услышьте звук барабанов.

Леди Гагу позвали в студию прямо со съемочной площадки фильма «Джокер: Безумие на двоих», где она была задействована в роли Харли Квинн. Как вспоминала певица, ей сообщили, что «Мик хочет ее видеть» – а она знала лишь одного Мика: Джаггера. Изначально это был обычный студийный джем. «Роллинги» и Гага играли вместе в течение нескольких часов и импровизировали. Мик Джаггер так увлёкся, что он позвал её снова – уже на официальную запись песни.

Кавер на традиционный «Rolling Stone Blues», также известный как «Catfish Blues», с которого всё когда-то начиналось, звучит последним. Теперь всё. Финиш. Если и есть лучший способ завершить более чем 60-летнюю карьеру звукозаписывающей группы, то трудно представить, каким он мог бы быть. А так получилось достойно и со вкусом.

Такое редко в последнее время случается, но «Hackney Diamonds» хочется переслушивать, как и должно происходить с настоящей музыкой. Запомним «Роллингов» такими. Хотя в загашнике есть ещё, по меньшей мере, 11 записанных треков, а это вполне тянет на новую пластинку. Они ведь отобрали уже лучшее из того, что записали, и вроде бы сейчас «художник» победил «бизнесмена», но кто знает, что случится в следующий раз?

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️ Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода:

Последний концерт Чарли Уоттса с The Rolling Stones
Old school dude25 августа 2021