Разве не проще клиенту сказать: Предоставьте нам сведения о процессе производства некоторого продукта «А», выгодоприобретателе компании «Б», родственниках человека «В» и т. п.?
Проще!
Я бы даже сказал, что есть клиенты, которые мыслят свое взаимодействие с провайдером именно в таком формате: мы передаем запрос, содержащий требования к данным/информации, а провайдер предоставляет нам отчет, содержащий соответствующие данные/информацию.
К сожалению, проще не значит лучше.
Дело в том, что, переходя от вопросов (KIQ) к списку интересующих клиента сведений, мы производим опасную подмену понятий, рискуем из интеллектуальной дисциплины превратиться в расследователей или даже банальных датамайнеров.
Собака здесь зарыта именно в вопросах, тех самых KIQ.
Возможность задать вопрос до недавнего времени (пусть ИИ пока постоит в стороне) была исключительной прерогативой человека, мыслящего и рефлексирующего субъекта. Кстати, именно поэтому ChatGPT производит на пользователей такое шокирующее впечатление — модель взаимодействия через вопросы и ответы слишком человечна.
Появление вопроса переносит нас в область понимания, на верхний уровень DIKW.
Если мы что-то спрашиваем, значит стремимся понять, а не просто узнать или установить.
Разница очень заметна на тех же примерах:
✔️ Сведения о процессе производства продукта «А» — это описание производственного процесса, какие-то технологические карты и т. п.
Ответ на вопрос «как компания производит тот или иной продукт?» включает в себя еще и объяснение того как именно работает производство, кто там работает, какие материалы используются, почему именно такое оборудование стоит в цехах, массу других крайне значимых элементов часто неформального (или даже неподдающегося формализации) знания, которые позволяют понять как именно работает предприятие.
✔️ Сведения о выгодоприобретателе компании «Б» — это ФИО и дата рождения.
Ответ на вопрос «кто является выгодоприобретателем компании «Б»?» может содержать и множество других сведений, которые важны для понимания перспектив, рисков, особенностей взаимодействия клиента с компанией «Б».
✔️ Родственники человека «В» — это список имен, фамилий, может быть каких-то регистрационных данных.
Вопрос «кто именно родственники этого человека?» уже содержит в себе указание на заинтересованность клиента в каких-то связях, возможностях, особенностях социальных связей человека.
Согласитесь, может так оказаться, что ФИО и даты рождения родственников человека «В» клиенту вообще неинтересны, как и прочие их «персональные данные».
Без KIQ, работая с данными, информацией, даже знанием, мы теряем из поля зрения нашего клиента, его отношение к себе и к действительности, в каком-то смысле деперсонализируем и сами себя.
Да, таким образом мы с некоторой долей вероятности можем получить «объективное знание», но нужно ли клиенту это объективное знание, если мы не озаботились тем, чтобы это объективное знание было клиенту понятно и полезно?
Что интересно, если мы попробуем избежать вопросов, переведем даже самые узкие KIQ в формальные запросы (дайте те сведения, подайте эти), список запросов получится очень длинным, с массой элементов, бессмысленность которых станет очевидна почти сразу после запуска проекта.
#частная_разведка
#методология_разведки
➡️ Канал Intelligencia