Найти в Дзене
Чудесные истории

Женщины во Флоренции эпохи Возрождения. Часть 12

Предыдущая часть: Первая часть: Несмотря на пренебрежительное отношение мужчин к женщинам как к "несовершенным мужчинам" или "ходячим утробам", и частые выражения женского разочарования, женщины, которые соответствовали широким параметрам того, что общество и их семьи ожидали от них, очевидно, находили некоторое удовлетворение в этих назначенных ролях, особенно учитывая определенную степень гибкости в манипулировании правилами и родственниками-мужчинами, которые часто испытывали к ним глубокую привязанность. Это особенно заметно среди влиятельных семей высшего сословия, представительниц которых мы можем увидеть на созданных флорентийскими художниками портретах: Медичи, Торнабуони, Альбицци, Бенчи и Сальвиати. Поводом для создания многих из этих портретов, вероятно, было бракосочетание, но имеющиеся данные позволяют предположить, что другие были написаны для того, чтобы у мужей, отцов или братьев было изображение, по которому они могли бы помнить любимых жен, дочерей и сестер, если он

Предыдущая часть:

Первая часть:

Несмотря на пренебрежительное отношение мужчин к женщинам как к "несовершенным мужчинам" или "ходячим утробам", и частые выражения женского разочарования, женщины, которые соответствовали широким параметрам того, что общество и их семьи ожидали от них, очевидно, находили некоторое удовлетворение в этих назначенных ролях, особенно учитывая определенную степень гибкости в манипулировании правилами и родственниками-мужчинами, которые часто испытывали к ним глубокую привязанность.

Это особенно заметно среди влиятельных семей высшего сословия, представительниц которых мы можем увидеть на созданных флорентийскими художниками портретах: Медичи, Торнабуони, Альбицци, Бенчи и Сальвиати.

Сандро Боттичелли  «Портрет молодой женщины»
Сандро Боттичелли «Портрет молодой женщины»

Поводом для создания многих из этих портретов, вероятно, было бракосочетание, но имеющиеся данные позволяют предположить, что другие были написаны для того, чтобы у мужей, отцов или братьев было изображение, по которому они могли бы помнить любимых жен, дочерей и сестер, если они умрут молодыми, что было довольно вероятно.

Альберти, этот красноречивый и влиятельный представитель искусства, заметил, как посредством портретной живописи "отсутствующие [становились] настоящими" для своих друзей, и "лица умерших продолжают жить очень долгое время".

Портрет дамы
Портрет дамы

Поэт Петрарка писал, что разочарован тем, что портрет его возлюбленной Лауры, написанный Симоне Мартини, неспособен передать её настоящую сущность настолько, насколько это могли сделать его слова.

В эпоху, когда жизнь часто была слишком короткой, особенно для женщин, изображения в реалистичной манере могли даровать бессмертие.

Лаура, 15 век. Неизвестный художник
Лаура, 15 век. Неизвестный художник

В то время как одни художники (такие, например, как великий Леонардо) стремились запечатлеть красоту во всех ее формах, флорентийский художник Доменико Гирландайо на фресковых стенах семейных часовен Сассетти и Торнабуони создавал портреты людей, включенных в группы родственников, друзей и соседей, которые были их социальным контекстом.

Фрески в Санта-Мария-Новелла, заказанные в 1485 году Джованни Торнабуони, братом Лукреции, папским казначеем и управляющим банком Медичи, отражали концепцию покровителя своей семьи, выдающихся граждан, возносящих молитвы Богу за сохранение рода в этом мире и его спасение в следующем.

Джованни Торнабуони
Джованни Торнабуони

По бокам окон часовни расположены портреты дарителя и его покойной жены Франчески ди Лука Питти.

Могила Франчески Питти, уникальный памятник любимой жене, умершей при родах в 1477 году, была самым ярким выражением сильной любви флорентийца и горя из-за ее утраты.

Мраморный рельеф для гробницы из мастерской Андреа Верроккьо изображает трагедию; мертвый ребенок, скорбящий муж, скорбящие женщины вокруг кровати Франчески.

Джованни писал своему племяннику Лоренцо Медичи: "Я так угнетен горем и болью за самую горькую и непредвиденную судьбу моей милейшей жены, что сам не знаю, где я".

-5

Однако в часовне мы видим и как Джованни и Франческа теперь всегда будут присматривать за жизнью семьи и города Флоренции, представленного сценами Рождения Иоанна Крестителя и фрагментами из жизни Богородицы.

В этих сценах, одновременно священных и домашних, можно увидеть портреты многих женщин Торнабуони, в том числе дочери Джованни Лодовики, присутствовавшей на Рождестве Богородицы.

Рождество Богородицы
Рождество Богородицы
Посещение
Посещение

Его сестра Лукреция Торнабуони, покровительница часовни, посвященной Посещению, в церкви Сан-Лоренцо Медичи, может появиться в «Посещение» вместе с первой и второй женами сына покровителя Лоренцо.

Первая жена Лоренцо, Джованна дельи Альбицци, была изображена после своей смерти на портрете Гирландайо в том же платье, что и на фреске.

Джованна дельи Альбицци
Джованна дельи Альбицци

Её также можно опознать в «Рождении святого Иоанна».

Рождении святого Иоанна
Рождении святого Иоанна

Вторая жена Лоренцо, Джиневра Джанфильяцци, изображена на фресках Боттичелли для загородного дома Джованни Торнабуони, виллы Лемми.

Эта изящная, беззаботная сцена для украшения спальни изображает сад любви, куртуазную и классическую поэтическую тему.

Джиневра получает цветы от Венеры и сопровождающих ее граций, символизирующих женские добродетели, особенно плодородие.

Количество и характер портретов своих женщин, заказанных мужчинами Торнабуони, показывает их огромную ценность для рода и сильное желание сохранить память о них.

-10

Продолжение: