Предыдущая часть:
Первая часть:
Представленный ниже портрет кисти Доменико Гирландайо, с большой долей вероятности, представляет нам Лукрецию Торнабуони Медичи.
И именно этот портрет, вероятно, был тем, который упоминается в описи (от 1497 года) домашнего имущества её брата Джованни Торнабуони.
Нарисованный на панно портрет также отмечен в описи семьи Медичи, составленной после смерти ее сына Лоренцо в 1492 году.
Лукреция Торнабуони родилась в 1427 году в знатной флорентийской семье, уже связанной брачными и деловыми узами с Медичи, и вышла замуж за Пьеро Медичи в 1444 году.
Из письма подруги можно кое-что узнать об её ранней жизни: девушка усердно занималась – училась играть и петь популярные баллады, чтобы развлекать гостей дома, но к 1445 году у неё развилась хроническая болезнь, потребовавшая лечебных ванн (которые она принимала до конца жизни) и из-за которой пришлось прервать занятия.
В течение следующих двадцати лет её замужества существует мало свидетельств о жизни Лукреции, обычной жены, занятой благотворительностью и воспитанием детей.
Письмо из Рима к ее мужу Пьеро в 1467 году, касающееся смотрин невесты для Лоренцо, похоже по тону и содержанию на несколько писем Алессандры Строцци на эту тему.
Отправившись в церковь Сан-Пьеро, чтобы встретиться с девочкой и ее матерью, Лукреция сообщила: "Мы стояли там довольно долго, разговаривая, как я уже сказала, она высокого роста и белокожая, и у неё милые манеры, хотя, однако, не такие приятные, как у наших собственных дочерей, но она очень скромна и скоро приспособится к нашим обычаям."
После смерти мужа в 1469 году Лукреция стала одной из небольшого числа удачливых вдов, которым богатство и добрая воля сыновей и братьев позволили заниматься своими собственными делами.
В их число входило развитие лечебных ванн близ Вольтерры и создание большого сборника религиозных стихов и песен (Лукреция была поэтессой).
Лукреция различными способами выполняла, предписанное женщинам священнослужителями и просветителями, подражание Пресвятой Деве.
Подобно матери Христа, ходатайствовавшей перед ним за взывающих к её милости грешников, Лукреция вступалась за объекты покровительства, обращаясь за помощью к своему сыну Лоренцо, самому могущественному гражданину Флоренции.
Благодаря своей обширной благотворительности, а также благочестию своих религиозных сочинений, она приобрела репутацию "Матери бедных и милосердной ко всем обездоленным", которую иногда называли "святой Лукрецией".
Лукреция была необычайно хорошо образована и имела хорошие связи с ведущими литературными деятелями Флоренции.
Но сюжетами ее религиозной поэзии были те, которые рекомендовались всем флорентийским женщинам и изображались на панно и домашней мебели: Эстер; целомудренная Сусанна; Иоанн Креститель, покровитель города Флоренции, занимавший видное место в алтарном образе, написанном Фра Филиппо Липпи для капеллы во дворце Медичи; и Юдит, о которой Лукреция с мольбой писала:
"Я нашла её историю, написанную прозой, и я была очень впечатлена её мужеством: испуганная маленькая вдова, у нее была твоя помощь, и она знала, что делать и говорить; Господи, ты придал ей смелости и помог её плану осуществиться. Если бы ты мог оказать мне такую милость, чтобы я могла превратить ее рассказ в рифму, такую как я задумала".
В первых же строках своего «Жития Крестителя» она взывала к заступничеству Пресвятой Девы:
"Поскольку я хочу говорить об этой достойном святом, я молюсь истинной Божьей Матери, чтобы она помогла мне найти хорошую тему для моего письма и позволила мне преуспеть в моем замысле."
Когда Лукреция умерла в 1482 году, Лоренцо написал герцогине Феррарской, что потерял не только мать, "но и незаменимое убежище от многих моих бед", что свидетельствует об его уважении и восхищении её мудростью и умом.
Ответное утешение флорентийской подруги Лоренцо предполагает, что эти качества, по сути, сделали Лукрецию не столько замечательной женщиной, сколько лучшей матерью; она "была верной хранительницей твоей личности и не думала ни о чем другом, кроме твоей защиты и устранения опасностей, страхов и интриг, с которыми сталкиваются важные люди".
Как и у самой Богородицы, сила и личность Лукреции были вспомогательными по отношению к отцу, мужу и сыну.
Продолжение: