Найти тему
Чудесные истории

Женщины во Флоренции эпохи Возрождения. Часть 11

Предыдущая часть:

Первая часть:

Представленный ниже портрет кисти Доменико Гирландайо, с большой долей вероятности, представляет нам Лукрецию Торнабуони Медичи.

И именно этот портрет, вероятно, был тем, который упоминается в описи (от 1497 года) домашнего имущества её брата Джованни Торнабуони.

Нарисованный на панно портрет также отмечен в описи семьи Медичи, составленной после смерти ее сына Лоренцо в 1492 году.

Доменико Гирландайо «Лукреция Торнабуони»
Доменико Гирландайо «Лукреция Торнабуони»

Лукреция Торнабуони родилась в 1427 году в знатной флорентийской семье, уже связанной брачными и деловыми узами с Медичи, и вышла замуж за Пьеро Медичи в 1444 году.

Из письма подруги можно кое-что узнать об её ранней жизни: девушка усердно занималась – училась играть и петь популярные баллады, чтобы развлекать гостей дома, но к 1445 году у неё развилась хроническая болезнь, потребовавшая лечебных ванн (которые она принимала до конца жизни) и из-за которой пришлось прервать занятия.

В течение следующих двадцати лет её замужества существует мало свидетельств о жизни Лукреции, обычной жены, занятой благотворительностью и воспитанием детей.

Письмо из Рима к ее мужу Пьеро в 1467 году, касающееся смотрин невесты для Лоренцо, похоже по тону и содержанию на несколько писем Алессандры Строцци на эту тему.

Отправившись в церковь Сан-Пьеро, чтобы встретиться с девочкой и ее матерью, Лукреция сообщила: "Мы стояли там довольно долго, разговаривая, как я уже сказала, она высокого роста и белокожая, и у неё милые манеры, хотя, однако, не такие приятные, как у наших собственных дочерей, но она очень скромна и скоро приспособится к нашим обычаям."

После смерти мужа в 1469 году Лукреция стала одной из небольшого числа удачливых вдов, которым богатство и добрая воля сыновей и братьев позволили заниматься своими собственными делами.

В их число входило развитие лечебных ванн близ Вольтерры и создание большого сборника религиозных стихов и песен (Лукреция была поэтессой).

-2

Лукреция различными способами выполняла, предписанное женщинам священнослужителями и просветителями, подражание Пресвятой Деве.

Подобно матери Христа, ходатайствовавшей перед ним за взывающих к её милости грешников, Лукреция вступалась за объекты покровительства, обращаясь за помощью к своему сыну Лоренцо, самому могущественному гражданину Флоренции.

Благодаря своей обширной благотворительности, а также благочестию своих религиозных сочинений, она приобрела репутацию "Матери бедных и милосердной ко всем обездоленным", которую иногда называли "святой Лукрецией".

Лукреция была необычайно хорошо образована и имела хорошие связи с ведущими литературными деятелями Флоренции.

«Семь святых» (Иоанн Креститель в центре)
«Семь святых» (Иоанн Креститель в центре)

Но сюжетами ее религиозной поэзии были те, которые рекомендовались всем флорентийским женщинам и изображались на панно и домашней мебели: Эстер; целомудренная Сусанна; Иоанн Креститель, покровитель города Флоренции, занимавший видное место в алтарном образе, написанном Фра Филиппо Липпи для капеллы во дворце Медичи; и Юдит, о которой Лукреция с мольбой писала:
"
Я нашла её историю, написанную прозой, и я была очень впечатлена её мужеством: испуганная маленькая вдова, у нее была твоя помощь, и она знала, что делать и говорить; Господи, ты придал ей смелости и помог её плану осуществиться. Если бы ты мог оказать мне такую милость, чтобы я могла превратить ее рассказ в рифму, такую как я задумала".

В первых же строках своего «Жития Крестителя» она взывала к заступничеству Пресвятой Девы:
"
Поскольку я хочу говорить об этой достойном святом, я молюсь истинной Божьей Матери, чтобы она помогла мне найти хорошую тему для моего письма и позволила мне преуспеть в моем замысле."

Когда Лукреция умерла в 1482 году, Лоренцо написал герцогине Феррарской, что потерял не только мать, "но и незаменимое убежище от многих моих бед", что свидетельствует об его уважении и восхищении её мудростью и умом.

Ответное утешение флорентийской подруги Лоренцо предполагает, что эти качества, по сути, сделали Лукрецию не столько замечательной женщиной, сколько лучшей матерью; она "была верной хранительницей твоей личности и не думала ни о чем другом, кроме твоей защиты и устранения опасностей, страхов и интриг, с которыми сталкиваются важные люди".

Как и у самой Богородицы, сила и личность Лукреции были вспомогательными по отношению к отцу, мужу и сыну.

Продолжение: