В лихие 90-е самыми сильными преступными группами были «Квартальские», «Дроби», «Казино» и «95 квартал». Именно между ними и происходили криминальные разборки из-за сфер влияния.
Сферы влияния были традиционные для 90-х – рэкет и кражи. Но мощная ОПГ «Пожарники», созданная из двух мелких (одна из них «Дроби»), действовала на территории Ангарска и Иркутска с 1993 по 2004 годы, кроме разбоев совершила десятки убийств.
Основали ее два авторитета Алексей Бердуто («Дроби») и Кеня(бывший пожарный). После того, как Кеня быстро погибает, Бердуто стал полноправным лидером. Штаб преступной группы был на территории пожарной части Ангарска. Бывшие пожарные тоже были не прочь заняться криминальным бизнесом. Понятно, откуда и взялось название преступного сообщества.
Все члены группировки обязаны были заниматься спортом, не употреблять алкоголь и наркотики. За дисциплиной строго следил Бердуто. Нарушавшие порядок, изгонялись из «коллектива».
Вначале «Пожарники», как и все банды, занимались «крышеванием». Бизнесменам отказывавшимся платить бросали в окно гранаты, поджигали киоски, дома. Был убит директор двух оптовых рынков Алексеев.
Затем перешли на нелегальный оборот золота и хищения металла и нефти с Ангарского нефтехимического комбината. Несогласных сотрудничать с ними работников избивали и калечили. Сотрудник таможни, в результате полученных травм скончался.
Ими были убиты криминальные авторитеты Коковин и Новиков, мешающие их деятельности. В ОПГ входило более сорока человек. Они были хорошо оснащены технически для своего времени.
Бердуто сошелся с иркутским авторитетом Кавериным, который занимался нелегальной поставкой золота из Бодайбо. «Пожарники» стали обеспечивать тому силовую поддержку. Каверин в свою очередь, свел Бердуто с бывшим тогда, номинальным «положенцем» Иркутска Гамерником.
После этого, вначале 2000-х они вошли в качестве боевой силы, в Братское ОПГ, которое было главным криминальным сообществом в Приангарье. Но действовали «братские» почти на всей территории России.
В Иркутсе «пожарниками» руководил Каверин, но вскоре, его убивают в Москве, по «заказу» Бердуто. После этого, также погибает Гамерник. Лидер «пожарников» стремился захватить власть в криминальном мире региона.
Он мог «втереться» в доверие к вору в законе Тюрику и потеснить его. У него было достаточно дерзости и организаторских способностей для этого.
Вернув себе руководство, Бердуто создает группу киллеров, которая занималась убийством предпринимателей, отказывавшихся им платить. Бизнесмена Шаповалова убили в подъезде вместе с сыном.
Правоохранителям удалось внедрить в банду оперативника «под прикрытием». Необходимые улики в результате были собраны. В 2003 году шесть участников ОПГ и Бердуто арестовали. Было изъято оружие, боеприпасы, гранаты, взрывчатые вещества.
В 2005 году, в суд направилось обвинительное заключение в 53 томах. Им вменялось 13 особо тяжких и тяжких преступлений в составе организованного преступного сообщества с пятиуровневой структурой. Следователям удалось доказать 12 преступлений.
В 2010 году, Бердуто был приговорен к пожизненному заключению, Котов к 22 годам, Фомин к 18 годам, Козырев к 20 годам, Суворов к 15 годам. Ермолаев покончил с собой в СИЗО.
Находящегося в розыске Захарова задержали в 2011 году, когда он выпрыгнул с балкона, и приговорили к 7 годам заключения. Какоуров («Кокаин») был в бегах 10 лет и был приговорен к 12 годам. На суде, через СМИ он обратился к находящимся в розыске членам банды:
Обращаюсь к вам, Левченко Алексей, Мотрёненко Александр и Шипуля Сергей. Нужно просто найти в себе мужество прийти, получить положенный срок, раскаяться и начать новую жизнь
Бердуто отбывает срок в хабаровской колонии «Снежинка». У него брал интервью журналист «Московского комсомольца». С его слов, годы за решеткой не сломили Бердуто.
Он единственный из «пожарников» не признал вины, много читает, учится дистанционно в вузе, занимается йогой и гимнастикой (сел впервые на шпагат в 43 года) и выигрывает иски в Европейском суде по правам человека.
Из интервью осужденного Бердуто «МК»:
«— По пыточному содержанию в период следствия я выиграл дело в ЕСПЧ. Восемь с чем-то тысяч евро мне присудили. Потом выиграл еще дело по содержанию в колонии (речь о «Черном беркуте»). Там были невыносимые условия, даже канализация отсутствовала. Колония сама по себе была хорошая, в лесу располагалась. Был смысл ее сохранить. Но администрация посчитала, что не сможет этого сделать.
— Наслышаны про суровые порядки, что там царили.
— Практиковали разное. Сковывали меня наручниками и газ пускали. Оставляли на какое-то время меня в этом состоянии. Россия сейчас признала этот факт и согласилась 20 000 евро выдать.
— А газ зачем?
— Чтобы вразумить таким способом. Пытка такая, чтобы следов не было. В свое время в колониях ПЖ вообще страшно было. Издевались, мучили. Сейчас — по-другому. Здесь же, в «Снежинке», нужно вообще отдать должное администрации. При всех моих конфликтах с ними я могу сказать, что они не кровожадные. Общаются нормально, воспитанные. Это большая их заслуга.
— Как проходят здесь ваши дни и ночи?
— Образование стараюсь получить. У меня ведь было незаконченное высшее, я университет бросил, недоучился (время такое было тяжелое). Сейчас жалею, конечно. Ну и вот я учусь дистанционно. Администрация не препятствует.
https://web.archive.org/web/20200721193842/https://www.mk.ru/daily/newspaper/2020/7/14/
Иллюстрации из открытых источников