14 декабря 1546 года в замке Кнудструп в южной части Скандинавского полуострова (тогда принадлежавшей Дании, а сегодня — Швеции) в высокородной дворянской семье Отто Браге, королевского наместника, и его жены Беаты Билле родился сын Тюге. Семья была многодетной: у Отто и Беаты было десять детей — пять девочек и пятеро мальчиков, Тюге (Тихо) был вторым по старшинству, после старшей сестры Лисбет. Но Тихо вырос вдалеке от братьев и сестер.
Дело в том, что у брата Отто, адмирала королевского флота Георга Браге, не было детей. И Георг с Отто заключили соглашение: когда у Отто родится сын, он уступит его брату. Тем не менее после рождения Тихо Отто заявил, что передумал и сына не отдаст. Но решительный адмирал, подгадав момент, когда Отто и Беата были в отъезде, выкрал годовалого племянника и увёз в собственный замок Тоструп.
Родители были в ярости, но скоро у них родился еще один мальчик, а Тихо Браге остался у адмирала и стал его законным наследником.
Единственного ребёнка в состоятельной семье растили, окружив вниманием и заботой: с семи лет учили лютеранскому катехизису, латинскому языку и фехтованию. Латынь мальчик выучил в совершенстве, что весьма ему пригодилось в будущем.
В двенадцать лет Тихо поступил в университет — такие юные студенты встречались в те времена, но редко.
В1560 году, когда Тихо было 13, он стал свидетелем события, которое, по мнению Пьера Гассенди, биографа Браге, вызвало у него интерес к астрономии. В Европе 21 августа 1560 года наблюдали затмение Солнца. До нашего времени сохранился том библиотеки Браге, по которому можно судить, что уже в 1560-м (год переплета выбит на корешке) Тихо стал интересоваться астрономией: под одной обложкой переплетены астрономический трактат, учебник медицины и описание лекарственных трав. В другом томе, 1561 года, соседствуют «Космография» Апиана и астролого-тригонометрические таблицы математика и астронома Иоганна Мюллера, таблицы планетных движений Стадия, «Прусские таблицы» Рейнгольда, рассчитанные по учению Коперника, и сочинения Птолемея.
Тихо отдал дань и всеобщему в ту пору увлечению астрономов астрологией: считалось, что без всякой пользы Бог не создал бы планеты и звезды на небе. Многим астрономам именно астрология давала средства к существованию и занятиям наукой.
«Астрология — дочь астрономии, хоть и незаконная, и разве не естественно, чтобы она кормила свою мать, которая иначе могла бы умереть с голоду».
Иоганн Кеплер, немецкий астроном и математик
Так как астрология, по тогдашним воззрениям, была связана со здоровьем, математику и астрономию изучали на медицинском факультете. Их в Копенгагенском университете читал только что вернувшийся из-за границы 29-летний доктор Иоганн Франциск, с которым подружился Тихо. Это насторожило семью Браге: и адмирал, и родной отец Отто считали, что Тихо должен изучать юриспруденцию.
Тихо научился составлять гороскопы, проводил астрономические измерения, интересовался химией и медициной,
Получил наследство и мог тратить больше на книги и астрономические инструменты, и как взрослый человек, уже без воспитателя, отправился в крупный Виттенбергский университет, где ему удалось наблюдать лунное затмение. Но в Виттенберг пришла чума, и, спасаясь от неё, Браге уехал через Росток на родину, в Данию.
В Ростоке произошло во многом определившее его жизнь событие: на вечеринке у профессора Бахмейстера Тихо встретил земляка, студента и дальнего родственника. Они поспорили о математической проблеме, поспорили и решили, что их противоречие разрешит только дуэль.
Всю дальнейшую жизнь он носил металлический протез, а в кармане — коробочку с липкой мазью, которой время от времени приходилось приклеивать протез, чтобы он не отвалился.
Многие биографы считают, что именно увечье и невозможность появляться в высшем свете еще больше привязали Браге к занятиям астрономией.
Тихо Браге повезло быть свидетелем уникального явления, которое приходится вовсе не на всякий человеческий век. 11 ноября 1572 года он взглянул на небо и замер: в созвездии Кассиопеи ярко сияла звезда, которой еще недавно там не было, и Браге был в этом совершенно уверен.
Кеплер впоследствии писал:
«Пусть эта звезда ничего не предсказала, но, во всяком случае, она возвестила и создала великого астронома».
Взрыв Сверхновой — явление редкое, оно происходит в 8000 раз реже, чем появления обычных звезд, в среднем три раза за тысячу лет в галактике. В нашей Галактике за последнюю тысячу лет отмечены несколько таких случаев: три до Тихо, в 185-м, 1006-м и 1054-м (по сообщениям древних китайских астрономов). Тихо наблюдал четвертую, через три года после его смерти еще одну Сверхновую документировал Иоганн Кеплер.
На основе своих наблюдений Браге пришел к выводу, что новая звезда находится дальше Луны и не движется, — это был вызов устоявшемуся порядку взглядов, согласно которым мир за пределами Луны считался неизменным. Результаты наблюдений звезды составили книгу «Очерки о новой астрономии».
Слава датского астронома в Европе росла: в 1574-м Тихо пригласили читать лекции по математике и астрономии в Копенгагенский университет. В это время советники короля Фредерика II стали убеждать двор в том, что самый знаменитый ученый Дании должен жить и работать в своей стране.
Король предложил Браге небольшой остров Вен для занятий астрономией и химией, пообещал денежную помощь и постоянный источник доходов — заметную часть бюджета страны.
В мае 1576-го остров Вен был предоставлен Браге в пожизненное владение и были выделены средства на постройку обсерватории, которую в честь древнегреческой музы астрономии Урании решили назвать Ураниборгом, Небесным замком. Тихо остался в Дании.
Кроме обсерваторий, изготовления инструментов, наблюдений и учебы (тут готовили астрономов), в Ураниборге работали химическая лаборатория, типография, велись метеорологические наблюдения.
«Не власти и не богатства — только скипетры науки вечны» — было написано на входе в Ураниборг.
При обсерватории возникла настоящая астрономическая школа — и в учебном, и в академическом смысле. Младшая сестра Тихо Софья часто появлялась в Ураниборге, она интересовалась медициной и химией, поэзией и астрономией.
За трудами и работой прошло почти 20 лет, Тихо наблюдал комету 1577 года, написал и напечатал книгу о ней, но в 1597 году с семьей и учениками навсегда покинул Ураниборг. Король был недоволен тем, что Тихо не исполняет надзорные функции над тремя поместьями, доходы с которых поступали в его распоряжение, но кажется, что на самом деле государство стало тяготиться большими расходами на науку. Обменявшись с королем несколькими неприятными письмами, Тихо навсегда покинул Вен и Данию.
Через год Тихо Браге прибыл к пражскому двору императора Рудольфа, покровителя наук. В 1599 году он получил от императора замок в Бенатках (за городом, для наблюдений) и дом в Градчанах; император пообещал средства, но выделять их не спешил. В 1600 году в Прагу для работы со знаменитым Тихо Браге приехал молодой Иоганн Кеплер, на 25 лет младше Тихо.
Кеплера к занятиям астрономией побудила комета 1577 года, позже он прочел книгу Браге о ней и начал мечтать о совместной работе. Сам Кеплер не мог организовать астрономические наблюдения и получить данные: у него не было инструментов, средств, а еще он страдал неизлечимой болезнью глаз. У Тихо было много аккуратнейших и точнейших данных — и они ждали интерпретатора. Именно на основании данных Браге через несколько лет Кеплер откроет законы движения планет Солнечной системы.
В 1601 году Тихо Браге опасно заболел, медики не смогли помочь ему. Сын Браге Георг вместе с Кеплером находился у постели больного, и, по словам Кеплера, Тихо несколько раз шептал: «Жизнь прожита не напрасно!» 24 октября его не стало.
По приказу императора Рудольфа II великий датский астроном был похоронен с рыцарскими почестями в пражском Тынском соборе. На надгробной плите ученого высечен девиз, прежде украшавший Ураниборг:
«Не власти, не богатства, а только скипетры науки вечны»
(лат. Non fasces, nec opes sola artim sceptra perennant).
Со временем смерть Тихо Браге начала обрастать легендами. Популярной стала история о том, что великий астроном якобы не решился нарушить правила этикета и выйти из-за королевского стола, а потому умер от разрыва мочевого пузыря. В 1901 году останки Тихо Браге были эксгумированы и в первый раз обследованы учёными, которые сошлись на том, что у астронома было заболевание почек. Но в 1991 году были исследованы образцы волос из усов Браге, которые с 1901 года хранились в Пражском национальном музее, и было объявлено, что в них содержится аномально большое количество ртути. Пятью годами позже исследователи из Лундского университета в Швеции пришли к выводу, что высокую дозу ртути Браге принял единовременно, менее чем за сутки до смерти.
После этих двух сообщений возникло предположение, что Тихо Браге был отравлен. Американский токсиколог Джошуа Гилдер выдвинул гипотезу, что убийца использовал хлорид ртути, добавив его в стакан с питьем. Это могло привести к скорой смерти. Другие авторы отрицали версию об убийстве и предполагали, что Тихо Браге стал жертвой собственного увлечения алхимией и погиб или в результате длительного и постепенного отравления ртутью во время опытов, или же из-за досадной случайности, например, перепутав сосуды. Наконец, были и скептики, которые считали, что ртуть попала в останки во время бальзамирования (схожее содержание ртути обнаруживается в останков современников Браге, подвергшихся бальзамированию). Но если астроном все-таки был отравлен, то кем?
Довольно быстро были выдвинуты две гипотезы. В 2005 году Джошуа Гилдер и Анна Ли Гилдер написали книгу, в которой на роль отравителя предлагалась кандидатура Иоганна Кеплера, ближайшего помощника Тихо Браге в последние годы жизни, который якобы стремился избавиться от старшего товарища, чтобы занять его место при дворе Рудольфа и завладеть его материалами и инструментами.
В 2009 году работающий в Университете Страсбурга Петер Андерсен выдвинул другую теорию. Андерсен изучил хранящийся в Королевской библиотеке в Стокгольме дневник шведского дипломата Эрика Браге (1552–1614), дальнего родственника астронома (шведская и датская ветви аристократического рода Браге разошлись еще в XV веке). Эрик неоднократно выполнял секретные поручения королевских домов Швеции и Польши. И вот в его дневнике Петер Андерсен обнаружил упоминание о том, что в январе1601 году Эрик Браге совершил поездку в Гданьск, где тайно встретился с датским принцем Иоганном, младшим братом Кристиана IV. В апреле того же года Эрик Браге оказывается в Праге, где впервые в жизни встречает своего знаменитого родственника. В этот период в его дневнике несколько раз появляются слова mea culpa, а 4 июня он даже пишет mea maxima culpa.
Эрик Браге ухитрился получить приглашение на ужин 13 октября к барону Петеру Фоку фон Розенбергу, где был и Тихо Браге. Именно после этого пира астроному стало плохо. Но, возможно, астроном бы смог поправиться, вроде бы его состояние понемногу улучшалось. Но 20 октября Эрик наносит ему визит. Надпись в дневнике «обед с Тихо Браге» была сделана шифром. Посещения повторяются 22 и 23 октября, а 24 октября в дневнике было записано одно слово – exhalatio, что можно перевести как «выдох» или «испускание духа». В этот день Тихо Браге умер.
Петер Андерсен выяснил также, что в 1601 году Эрик Браге испытывал серьезные финансовые затруднения. Все это позволило Андерсену сформулировать следующую теорию. Нуждаясь в деньгах, Эрик Браге соглашается выполнить секретное поручение датского короля Кристиана IV, переданное ему через королевского брата. Он должен отправиться в Прагу и убить Тихо Браге. Андерсен полагает, что Кристиан хотел смерти астронома из-за подозрений, что тот был любовником его матери королевы Софии. По утверждению ученого, слухи о том, что Кристиан был незаконнорожденным сыном, действительно существовали. Правда, как кажется, не было упоминаний в связи с этим о Тихо Браге. По предположению Андерсена, король счёл, что Тихо Браге может проболтаться о своей связи с королевой, а это угрожает легитимности его власти. Поэтому астронома было решено убить.
В ноябре 2010 года чешское правительство пошло навстречу просьбе ученых из Дании и разрешила снова эксгумировать останки Тихо Браге для изучения с применением новейших методов. Были взяты несколько образцов волос, зубов, костей и одежды, и спустя четыре дня останки вновь были захоронены в церкви Девы Марии перед Тыном. В течение нескольких лет сотрудники Университета Орхуса, Университета Южной Дании и Института ядерной физики в Праге изучали взятые образцы.
В 2012 году они сообщили, что Браге не умер от отравления ртутью. Ртуть содержалась в его организме, но в количествах, не представляющих угрозу для жизни. Скорее всего, по мнению ученых, Тихо Браги принимал препараты ртути в составе алхимических лекарств. Наиболее вероятной причиной смерти исследователи назвали почечную недостаточность и вызванную ею уремию.
Наконец, совсем недавно в журнале Archaeometry был опубликован более подробный отчет об исследовании останков. Невысокое количество ртути в организме вновь подтвердилось, но одновременно оказалось, что в волосах Тихо Браге было аномально большое содержание золота. В трех образцах волос количество золота превышало норму от 20 до 100 раз.
Профессор Университета Южной Дании Коре Лунд Расмуссен говорит, что астроном мог специально принимать препараты золота. Он вспоминает историю Дианы де Пуатье, которая в течение многих лет ежегодно принимала небольшое количество золота в вине, надеясь, что благородный металл продлит ей жизнь и сохранит красоту. Когда в 2008 году ученые исследовали останки Дианы, оказалось, что содержание золота в ее костях было выше нормального в 250 раз.
Вряд ли Тихо Браге стремился к сохранению красоты, но с исследовательскими целями он вполне мог принимать подобный препарат. Также в его останках были несколько превышены концентрации железа, кобальта, мышьяка и серебра – все эти химические элементы использовались в алхимических опытах. Концентрация металлов падает в нижних частях волос, следовательно Тихо Браге в последние два месяца жизни не подвергался их воздействию. Возможно, болезнь его в то время уже началась, и он, ослабев, не мог проводить время в лаборатории. Но отравление металлами, как подчеркивает Расмуссен, в любом случае не было причиной смерти астронома.
Текст данной публикации частично скопирован из Интернета или других открытых источников.