Если Вы приехали в Сергиев Посад на электричке и вышли из последних вагонов, то, перейдя железнодорожные пути, всенепременно увидите небольшое хозяйственное строение.
На этом месте стоял старообрядческая церковь, посвящённая преподобному Сергею Радонежскому. Построена она была где-то в 1907 или 1908 году. В районе 1970-х годов здание было разобрано.
Вернее, здание было перестроено из молельни окружнической общины, которая существовала в доме купца П. М. Мальцева с 1860-х годов. Старый дом надстроили куполом, пристроили колокольню. Были староверы Белокриницкого согласия.
- Источник: Михайлов С. С. Сергиев Посад и старообрядчество. М., 2008, 48 с.
Есть в архиве Московской области интересный документ - договор между старообрядческой общиной г. Сергиев (так Сергиев Посад назывался в то время) и Сергиевским уездным исполнительным комитетом.
Согласно этому договору, власти города передавали в бесплатное пользование здание и предметы культа верующим - старообрядцам. Договор подписан 13 мая 1926 года.
К делу прилагается список верующих, который уже опубликован. Было их 45 человек, каждый из них внёс в список имя, фамилию, род занятий, адрес проживания.
Настоятелем же храма был Фёдор Исаакович Уткин. С 1914 года он, старообрядческий священник, существовал на средства прихода. Иными словами, его содержали прихожане. И это полностью соответствовало тому, как была устроена церковь до раскола.
Отметим, что в дораскольные времена (до середины 17-го века), церкви и храмы в вотчинах были в полном распоряжении вотчинника, разделяли «судьбу всей вотчины с землёй и строениями». И священник находился именно что на содержании прихожан. Это уже при Петре I, когда возник Синод, церковь стала неотъемлемой частью государственного аппарата.
А в те времена при продаже вотчин храм переходил из рук в руки вместе со всем церковным имуществом и причтом. При разделении родовой вотчины делились земли, а вот церковь могла оставаться общей и на общем содержании.
Переданное здание было полностью оснащено всем необходимым: иконы, хоругви, паникадилы, аналои для книг и икон, собственно сами церковные книги, предметы богослужения, мебель, облачение, колокола – семь штук.
Подписавшиеся граждане обязуются беречь переданное им народное (подчеркнём – народное) достояние, использовать передаваемое имущество только в религиозных целях и в этих помещениях не допускать политических собраний простив Советской власти. Или, говоря простыми словами, они обязуются не использовать церковь для целей антисоветской агитации и пропаганды. В этом же договоре верующие обязуются оплачивать все расходы на содержание помещения, нести солидарную материальную ответственность и возвратить переданное имущество в том же самом виде при расторжении договора. Ответственность за сохранность имущества старообрядцы несли "материальную ответсвенность солидарно".
Полностью дело доступно в архиве ЦГАМО – фонд 3934, опись 2, дело 71 «Дело о регистрации здания культа Старобрядской церкви г. Сергиево».
А здесь - размышления в свободной форме на тему вышеизоженного.