Мосты необходимы человечеству с тех пор, когда ещё первобытные предки задумчиво смотрели на противоположный берег реки, где паслась недосягаемая добыча. От первых переброшенных через реку брёвен до многокилометровых инженерных чудес мостостроение прошло долгий путь.
Турция, как огромная страна с долгой историей, богата и древними и современными мостами, многие из которых достойны отдельного рассказа. О многих мы уже упоминали здесь, здесь и здесь.
А сегодня хотелось бы рассказать про самый древний в мире мост, который используется по назначению и про самый длинный в мире мост, который совсем недавно стал настоящей гордостью Турции.
Итак, глубокая старина. Одноарочный мост через реку Мелес (территория современного Измира) считается древнейшим из сохранившихся. Историки датируют его 850-м годом до новой эры. Во втором веке до новой эры, уже в римский период, его частично ремонтировали, а сейчас он и вовсе под современным покрытием. Но старины это не уменьшает.
Мост служил воротами в Смирну (прежнее название Измира) и в ширину был всего шесть метров. И только в середине двадцатого века его вдвое расширили, укрепив уже железобетонными конструкциями. Не знаем, как вам, а нам точно кажется, что железобетон состарится и рассыплется намного раньше, чем древние каменные блоки. Неоднократно в этом убеждались.
В любом случае, как бы дальше жизнь не обошлась с современным покрытием, сам мост останется, надеемся, ещё на долгие века. Ведь выстоял же он со времён Гомера. Да, великий грек, говорят, ходил по этому мосту, что не удивительно, ведь Смирна считалась одним из вероятных мест его рождения.
А теперь перенесёмся почти на три тысячи лет вперёд с момента постройки смирненского моста.
Недавно американское издание Engineering News Record (ENR), которое считается авторитетнейшим мировым изданием в области строительства, опубликовало список претендентов на победу в конкурсе «Проект года».
Строгое компетентное жюри оценивало в комплексе не только красоту, но и сложность проектирования, трудности при строительстве и, что немаловажно, преимущества для отрасли и общества в целом.
Победителем стал мост «Чанаккале 1915», что перекинулся через пролив Дарданеллы и соединил Европу и Азию. Почему именно «1915»? Потому что это год, когда Османская империя одержала убедительную победу над войсками Антанты в Галлиполийском сражении времён Первой мировой войны. Мы писали об этом здесь.
Строительство моста началось весной 2017-го года, а открыли его в марте 2022-го. Казне он обошёлся в 2 545 000 000 евро. Дикая сумма! Но зато теперь время автомобильного пути вместо полутора часов составляет всего шесть минут! И да, мост платный, но это никого не возмущает. Час личного времени сегодня дорогого стоит.
Мост 1915 – самый длинный подвесной мост в мире. И пролеты у него тоже самые длинные. Примечательно, что длина пролёта-рекордсмена идентична году празднования столетнего юбилея Турецкой Республики – 2023 метра. Это не красивое совпадение, турки очень любят символизм.
Новый мост потеснил предыдущего рекордсмена по длине пролётов – японский Акаси-Кайкё, чем турецкие строители, инженеры и просто граждане очень гордятся.
Общая длина шедевра инженерно-архитектурной мысли составляет более четырёх километров, а конкретно 4608 метров.
Интересно ещё и то, что в настоящее время три из десяти мировых мостов с самыми длинными пролётами находятся именно в Турции. Кроме «Чанаккале-1915» это мосты Османгази (1550 метров), Султана Селима (1408 метров) и Фатиха Мехмета (1090 метров).
Турецким мостостроителя определенно есть, чем гордиться!