Конечно, в первую очередь я опираюсь на личное впечатление. Быть может меня что-то удивило, а для вас — ничего особенного. Тем не менее, фотографии эти сами по себе очень интересны и думаю, вам будет на них любопытно взглянуть.
Например, на этом кадре бурлачки и бурлаки Пинежского уезда. Начало ХХ века. Как-то русский север с бурлаками не часто ассоциируется, потому что это считается работой для нищих. Ну есть такое мнение, что на севере не было крепостных, не было нищих и так далее. Тем не менее, все там было.
То же самое с алкоголем. Нередко встречаю в комментариях мнение, что раньше, мол, крестьяне мало пили, и уж точно не напивались. Тем не менее, на этом кадре снята выгрузка на берег пьяного. Да в общем-то о пьянстве среди крестьян можно встретить множество свидетельств.
Сами крестьяне пытались с этим бороться, боролись и с кабаками на территории поселений, и от самого вина пытались отказываться, добровольно введя внутри своего села даже общую материальную и иную ответственность за того, кто из соседей "сорвется", но как мы видим по всей истории ХХ века, борьба не задалась.
А вот об этом моменте я уже не раз писала, но он не перестает меня удивлять. Насколько быстро в начале ХХ века были разрушены вековые традиции и нормы морали и нравственности. Я сама, конечно, не вижу совершенно ничего плохого в трусиках, но оцените контраст.
В деревнях люди все еще одеваются вот так.
А в городах уже вот так.
И еще пара коротких шортиков, вошедших в моду в начале прошлого века:
А вот этот кадр все уже, наверное, по сто раз видели. Удивило меня то, что снят он на Пинеге в 1927 году, когда городские женщины уже во всю рассекают в шортах и прозрачных платьях.
Тут меня зацепило то, что традиция празднования праздников "по старинке" более-менее долго продержалась. Вот на этом кадре конец XIX века.
А на этом конец 20-х годов ХХ века. Кажется, что все пока еще незыблемо.
Но в жизни в этом же году, в этих же деревнях одевались уже вот так:
Хотя, на праздники все еще доставали старинные наряды. Но, думаю, это были последние годы живого сохранения подобной традиции, хороводы с поклонами и всеми сопутствующими обрядами назвали архаикой, и сарафаны с прочими народными нарядами уже окончательно сложили в сундуки, а затем либо подарили музеям, либо на что-то перешили.
Еще несколько лет, и все будут одеваться как эта девочка в клетчатом платье. Но сейчас пока контраст между ними удивляет, будто встретились люди из разных эпох, либо кто-то из них - ряженый (хотя, тут никаких ряженых, просто вот так мир резко менялся).