Найти в Дзене
KentChannelTV - монеты СССР

Бережная и лучшая экранизация романа Булгакова: "Мастер и Маргарита" 2005 года, как советская власть боролась с нечистой силой в СССР

Оглавление
В романе сказано: “Вы не Достоевский, — сказала гражданка, сбиваемая с толку Коровьевым. Ну, почем знать, почем знать, — ответил тот. Достоевский умер, — сказала гражданка, но как-то не очень уверенно. Протестую, — горячо воскликнул Бегемот. — Достоевский бессмертен!”

Прекрасные строки в самом начале романа гласят:

"Так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Гете. «Фауст»

Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. И как хорошо всем нам, подлинным фанатам отечественной литературы советской поры известно: "Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила. Так что заседание не состоится".

Однако состоялась публикация этой статьи (я очень надеюсь, что известные силы не вмешаются в тот самый момент, когда автор её пишет, поэтому - если что, вы напишите в комментариях, вышла ли статья или нет. А то ведь, как известно, не каждый человек может сказать, что он будет делать сегодня вечером, ведь что маловероятно - порой случается), в которой хочется особенным образом подчеркнуть преимущества и главные плюсы лучшей экранизации романа, на мой субъективный взгляд.

Вместе с тем, давайте разберем, в чем же главная суть этого романа и почему он был написан Михаилом Булгаковым в 1930-ые годы прошлого века, а, как известно работа над произведением растянулась на годы, как минимум с 1928 по 1937 включительно, и многое было записано с его слов супругой Еленой Сергеевной.

Сам автор в своих черновиках оставил следующую запись: «Помоги, Господи, написать роман», и эта маленькая строчка говорит нам о том, что писатель был глубоко верующим человеком, и крайне хорошо разбирался в вопросах нашей религии, не просто так его папа был доцент духовной академии, а мама преподаватель в женской гимназии. И отчасти можно подумать, что роман писался про него самого, ведь прообраз "Маргариты" был взят с его супруги, да и он сам очень сильно походил на "мастера или фауста", хотя как видится, это либо не совсем так, или глубоко не так.

Ведь в произведении большое количество отсылок к эпохе, когда теоретически мог бы существовать, хотя на самом деле, скорее всего его и не было, в статусе прокуратора Иудеи: «Понтий Пилат».
Более серьезные герои, как
Иешуа Га-Ноцри и Левий Матфей, все мы хорошо понимаем, что такими персонажами в романе поднимается вопрос о существовании Бога, его истории и описании во всех религиозных книгах.

И кому как не Булгакову хорошо и подлинно знать эту историю, я даже близко не буду пытаться обсуждать эту тему, ведь он вероятно, серьезным образом лучше разбирался в этих вопросах, чем автор статьи и многие современные читатели романа. Но все это справедливо подводится к выводу о том, что в романе в сатирическом виде высмеивается и выставляется на показ то, что в СССР проходит публичная антирелигиозная кампания, и действительно, в
1920-30-ые годы, это пик "гонения" на православную веру, когда разговоры персонажей
Берлиоза и Бездомного, вполне могли происходить не только на Патриарших, но в любом другом переулке нашей страны. И в романе дается большое количество разных исторических данных, которые не всегда правдивы, но так ли хорошо это известно читателю и могут ли с этим поспорить те, кто не разбираясь в религии, отказывались её принимать. Тут замечу, что автор умело все это излагает.

Главные герои романа в этой экранизации блестяще подобраны.
Главные герои романа в этой экранизации блестяще подобраны.

Но главный посыл и смысл произведения, как мне думается, состоит в том, что, несмотря на то, что в Советском Союзе процветает антирелигиозная культура, а в этот самый момент в Москву прибывают те, кто должен был бы радоваться такому процессу, тоже в некотором роде недовольны, ведь отрицают не только добрые силы, но и злые.

И когда вся мощь нечистой силы в виде: "Воланда, Азазелло, Коровьева, кота-бегемота и Геллы" выливается на улицы города, вся черная сила начинает серьезным образом беспокоить народ, кто становится на защиту власти и правопорядка?!

Ответ на этот вопрос для многих не выглядит очевидным, однако именно советская власть в лице НКВД (Народный комиссариат внутренних дел СССР) выступает защитником всего хорошего, что у нас есть на этом свете, и по-настоящему принимает бой в противостоянии со злом.

Только доблестные сотрудники НКВД со своими наганами и при кубарях на петлицах начинают выслеживать, вступать в перестрелку и вести активные поиски "шайки гипнотизеров", каковы уже и для самих сотрудников становятся понятными персонажами сил зла, но они продолжают вести свою борьбу.

Этот вывод приходит не сразу, но даже в таком атеистическом обществе - как Советский Союз эпохи Сталина, существуют силы готовые противостоять злу.

Все собираются в планетарии для заседания, где материалисты объясняют всю суть дела и с ними крайне сложно не согласится, не правда ли? Но как было в 30-ые годы - никто уже и не знает....
Все собираются в планетарии для заседания, где материалисты объясняют всю суть дела и с ними крайне сложно не согласится, не правда ли? Но как было в 30-ые годы - никто уже и не знает....

Хорошо стало известно, что в 2024 году выйдет новая экранизация романа, которую стоит посмотреть, но первые кадры из него, лично мне не очень понравились, хотя преждевременно говорить о этой работе, поэтому я решил в очередной раз пересмотреть лучшую экранизацию и выделить её прекрасные черты, настоящие плюсы - которые превзойти современным киноделам будет очень не просто.

В первую очередь, мне хочется еще раз напомнить, что, несмотря на большое количество разных героев произведения, мы их знаем.

С одной стороны - это
Мефистофель, именуемый "Мессиром" и его немногочисленная свита: Азазелло (подлинный демон и специалист холодного оружия), Коровьев-Фагот (мастер перевоплощений), Кот Бегемот (олицетворение придворного шута или страшного чудище) и великолепная Гелла (служанка и вампир, новая ведьма).

С другой, это романтичная и трагическая история мастера и Маргариты, последняя же, крайне колоритный персонаж, так с одной стороны, это любящая женщина (правда не мужа, хотя и ему она не хочет сделать лишний раз больно), но и страшная ведьма, которая в гневе может сделать всякое, так и прообраз супруги (писателя), которая любила шутить, что добирается на метле по городу.

И параллельное повествование библейской истории с Пилатом и Иешуа.

Но главное, что в экранизации 2005 года очень бережно и правдиво передана суть романа, в том числе наглядно показана борьба советской власти со злом.
Мастер
Мастер

Мастер. Александр Галибин

Достаточно вспомнить, что пишет Булгаков: «Худой и бритый темноволосый и с острым птичьим носом, человек лет тридцати восьми».

Герой романа представляется нам именно типичным советским человеком того времени, в лучших его проявлениях. Так с одной стороны, он образован (ведь мой коллега, историк, к тому же работает в музее), вместе с этим крайне аскетичен, спокоен и увлечен своим делом.

И вдруг такой невероятный выигрыш падает советскому человеку с небес, а скорее всего, приходит из другого мира - целых 100 000 рублей, но он не пускается по ресторанам и кабакам, наоборот, находит себе укромное местечко, где приступает к работе над своим романом про Понтия Пилата.

Если хорошо подумать, то актер и Народный артист России прекрасно подходит на эту роль, он с ней справляется и приятно смотреть, хотя порой и остается ощущение, что не хватает нашему герою активности, хоть в чем-то либо. Но так задумано по роману и тут это показано блестяще.

Маргарита. Почему-то, многие женщины с этим именем очень загадочны, сложно устроены.
Маргарита. Почему-то, многие женщины с этим именем очень загадочны, сложно устроены.

Маргарита. Анна Ковальчук

Наша знаменитая Мария Швецова из телесериала «Тайны следствия» на удовольствие зрителям смогла достойно справится с такой сложной и неоднозначной ролью.

Так мы знаем, что героиня имеет настоящие королевские корни из Франции, при этом она не нашла себя в советском обществе, просто супруга влиятельного служащего, у неё хорошее воспитание и она умна, а еще решительная и эмоциональная барышня.

Безусловно, как и у любой красивой женщины, тем более ХХ века, у неё масса отрицательных качеств, так для неё не проблема совершить измену и найти себе любовника, она мстительна и очень импульсивна в своих действиях, пусть и знает некоторую грань.

Что важно, она полностью свободна, ведь у неё есть домработница Наташа, и все это вполне правдоподобно передает нам Анна Ковальчук.

Сходство Маргариты и супруги Булгакова - было определенное, но ключевое, что в романе множество раз говорится «Она была красива», «Привлеченный ее красотою» и так далее.

Правда в этой экранизации скромно показали работу чудодейственного крема, ведь он не только делал её невидимой, но и приукрасил и омолодил барышню: "На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы".

Но будучи мужчиной, я не могу обойти стороной то, что в этой экранизации богато представлена женская натура, и на мой взгляд, именно в искусстве, в том самом виде - котором мы наблюдаем в сериале, это не просто нужно, это было необходимо!

Признаюсь, я всегда очень остро реагирую на наличие женских прелестей в кино, ведь если там нет ничего достойного в виде сюжета, то это лишь манипуляция со зрителем, желание привлечь его внимание хотя бы таким способом. Не люблю это.

Но совсем другое дело, когда нагота украшает и дополняет сюжетную линию, показывая нам то, что мы лишь представляли в самых смелых своих фантазиях. Безусловно, мне приятно видеть красивых и молодых женщин без всего в кадре, но когда они символизируют настоящую женскую силу, "ведьму или вампира", из того самого мира, это же в корне меняет суть дела!

Одним словом, в экранизации сделано все максимально правильно по этому вопросу, и в общем-то, рамки приличия были сохранены, я имею в виду, что "срамота" была прикрыта нижним бельем, и уровень искусства не уронили с Маргаритой.

Игемон, был ли он на самом деле? Большой вопрос, ведь исследований масса.
Игемон, был ли он на самом деле? Большой вопрос, ведь исследований масса.

Понтий Пилат игемон, Римский прокуратор, Кирилл Лавров

Хорошо известный современным зрителям человек под именем «Барон», речь про народного артиста СССР, который имеет богатый список киноролей, но помнят его не по этой экранизации, и многим другим фильмам, а скорее по другому произведению.

Впрочем, «пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат», вполне неплохо показан в фильме, достаточно вспомнить, что говорится: «Мальчик ли я, Каифа? - На свою чуть лысеющую голову», хороший намек на солидный возраст персонажа.

Единственное, мне сложно говорить про атрибутику той эпохи, ведь это могут сделать мои коллеги - специалисты по Риму, но мне думается, что в общих чертах домашняя и рабочая обстановка переданы на вполне адекватном уровне.

Образ Божий
Образ Божий

Иешуа Га-Ноцри, но все мы понимаем, про кого речь. Сергей Безруков

Так, в романе «Поставили перед креслом прокуратора человека лет двадцати семи», так актеру тогда уже было немного за 30, что в целом близко и в данном случае, большой плюс, что у него было крайне мало реплик, а внешнее описание подходит вполне гармонично.

В тоже время, хочется отдельно обратить ваше внимание на вполне коммунистического толка строки в романе, что и было сказано Безруковым в фильме: "Всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть".
Нужно ли говорить, что это близкое определение
коммунизма - строя, где полное социальное равенство, нет государства и денег, классов.

Это в очередной раз показывает, что глубоко верующий Булгаков, жил не просто в России, а в советской России, где активным образом развивалось социалистическое движение, к 1935 году в Москве серьезным образом менялась жизнь, строится метро и принимается генеральный план реконструкции Москвы, и Стахановцы начинают свои движение.

Поэтому, при всем атеизме в советском обществе есть положительные черты, даже, по мнению автора романа.

Пролетарский писатель-поэт.
Пролетарский писатель-поэт.

Иван Бездомный. Владислав Галкин

С одной стороны, максимально простой и незаурядный советский поэт молодых лет, из рабочих. С другой, грубый и дерзкий, но волевой молодой человек.

В романе говорится, что: «молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный». Хотя, вспоминая самого мастера, у него не было имен.

Заслуженный артист хорошо сыграл этого персонажа, а главная история, что не стоит доказывать человеку, что это не он, а тем более самому.... Не стоит этого делать.

Ведь в конечном итоге, можно: «Сидите, как сами понимаете, в психиатрической лечебнице, а все толкуете о том, что его нет. Право, это странно!»

Отвлекаясь от темы, немедленно вспоминается анекдот, что как-то раз одного водителя остановил инспектор, а тот, зная, как зовут начальника ГАИ, решил и прикинуться, что он является его племянником и лучше бы его отпустить.

После сказанного в лицо инспектору у машины, последний почти минуту смотрел на него и удивленно хлопал глазами, потом же ответил: "Ну раз, вы мой племянник, то держите документы и езжайте". Такое чувство стыда испытать водителю еще не приходилось. Крайне в тему, мне думается.

Сам Воланд...
Сам Воланд...

Воланд. Олег Басилашвили

Можно ли хорошо сыграть самого главного представителя темных сил? Вопрос. Хотя народный артист СССР справился с этим, как показало в кино на отлично.

Мне сложно представить кого-то другого в этой роли. Особенно из молодых.

Профессор черной магии Воланд, очевидно, не мог быть похожим на советских людей того времени, и опять же, с этим справился на ура.

Таинственный консультант и должен был быть в таком обличии, хотя порой, думалось - что на балу, он предстанет совершенно в другом виде, впрочем - там он в шикарных средневековых доспехах, не иначе - герцог Италии или Франции.

Ужасный Азазелло в лучшем виде!
Ужасный Азазелло в лучшем виде!

Азазелло. Александр Филиппенко

Известно, что талантливый актер снимался не раз в экранизациях романа, и надо признать, лучшего рыцаря тьмы представить было бы сложно.

Этот широкоплечий рыжеволосый мужчина маленького роста, с бельмом на левом глазу и выпирающим изо рта клыком - все это мы увидели в фильме.

Конечно, сыграть злодея проще, чем доброго человека, но «обтянутый черным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс» Азазелло, крайне не простой персонаж.

Два других персонажа
Два других персонажа

Коровьев и кот-бегемот. Александр Абдулов и Александр Баширов

И в данном случае, вполне верно подобраны актеры для этих ролей.
Ведь, в романе неоднократно говорится, что они крайне обаятельные персонажи, но и увидеть в лице этих людей злобу, надо еще постараться, поэтому, целиком и полностью согласен.

Рыцарь в клетчатом костюме, который умеет подстраиваться под любого человека, так он может быть очень вежливым и воспитанным, но в тоже время наглым и грубым.

Лучше и не скажешь про него: «Маг, регент, чародей, переводчик или черт его знает кто на самом деле, — словом, Коровьев».

Множество раз его описывают следующий образом: длинный и клетчатый, и эта фантазия в нашей экранизации представлена!

Самый лучший кот - которого только можно было увидеть!
Самый лучший кот - которого только можно было увидеть!

"Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное". Вано Миранян исполняет роль кота в удивительном костюме.

Лучшего кота-бегемота и представить невозможно, так здорово сделано в этой экранизации, что просто 5 баллов!

В романе говорится: «кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой», и мы регулярно наблюдаем то, как наш котик огромных размеров кушает что-нибудь, максимально культурно.

Да и к балу он готовился основательно, что показано достойно: "он украшает себя галстуком-бабочкой, дамским биноклем". Замечу, что в руках у него был театральный бинокль, подобные в советское время выдавались на прокат каждому зрителю.

Надо отдать должное, что этот персонаж представлен самым комичным образом и каждая его фраза, это просто анекдот: "Помилуйте, королева, прохрипел он, разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!" - вот это уровень, товарищи!

Милая девушка-вампир, которая может выполнить любую просьбу.
Милая девушка-вампир, которая может выполнить любую просьбу.

Гелла-вампир. Татьяна Школьник (Татьяна Ю)

Удивительным образом, на эту роль была выбрана малоизвестная актриса, а точнее каскадер, пусть и очень красивая барышня.

Функции этой колдуньи, служанки или вампира - крайне разнообразные, но в фильме не показано, кто же она на самом деле, хотя в романе указывается на шрам на шее, но про это забыли.

Говорится: «багровый шрам на шее» и «красавица Гелла улыбалась, обратив к Маргарите свои с зеленью глаза» - мне кажется, она вполне могла бы составить конкуренцию, пусть и не во всем, главной героине.

Впрочем, роль у неё немногословна, поэтому и актриса выбрана удачно, но красавица же!

И автор, как мужчина, не мог оставить прекрасную девушку без верха, поэтому легкая импровизация была сделана мной, кто хочет увидеть больше - пусть смотрит всю экранизацию целиком.

Единственная сила, которая готова дать отпор силам зла!
Единственная сила, которая готова дать отпор силам зла!

Доблестный отряд НКВД.

Подводя итог, пожалуй - лучшей экранизации романа Булгакова "Мастер и Маргарита", хочется отметить, что умеют у нас воспроизводить романы по книгам, если делают это со знанием своего дела и подключают самых талантливых и замечательных актеров.

К сожалению, стоит сказать, что многие из них уже ушли от нас, и мы можем лишь с удовольствием наблюдать их актерскую игру в этом кинофильме, спасибо и на этом.

На мой взгляд, в романе и конкретной экранизации показано все достаточно подробно и толково, да нужно понимать, что и в советском обществе есть свои грехи и “добрые люди”, есть атеизм и добродетель, присутствует настоящая власть, которая готова бросить все свои силы на борьбу со злом, и это радует.

Стоит добавить известные строки: "Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Человечество любит деньги. Ну, легкомысленны… ну, что ж, и милосердие иногда стучится в их сердца, обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их".

И добавлю, что подлинные рукописи не горят. Надеюсь, что и эта статья тоже.