Найти тему
KentChannelTV - монеты СССР

Почему не увидел образ советского милиционера в сериале: "Бизон. Дело манекенщицы" с Безруковым

Оглавление
Советская милиция: "Побудьте день вы в милицейской шкуре, Вы жизнь посмотрите наоборот. Давайте выпьем за тех, кто в МУРе, За тех, кто в МУРе никто не пьет" - эти строки из популярной некогда песни Владимира Высоцкого стали основной композицией в сериале.

Недавно посмотрел Российский сериал с высоким рейтингом под названием: "Бизон. Дело манекенщицы" и как фанат криминалистики, милиции и детективов, просто не мог пройти мимо этого "киношедевра", учитывая, что в нашем кинематографе очень широко представлена тема милиции, казалось бы, испортить такое дело крайне сложно, но наши товарищи умудрились, хотя не все так однозначно, как всегда разберемся в деталях.

Надо отметить, что в СССР было огромное множество кинофильмов про эту тему, я вспомню одни из самых известных и любимых: "Место встречи изменить нельзя", "Следствие ведут ЗнаТоКи", и даже современный сериал "Следствие вели с Леонидом Каневским" - все эти кинокартины крайне здорово и вполне правдоподобно рассказывают нам про будни милиционеров из уголовного розыска. Более того, в картине 1979 года благодаря Говорухину, Высоцкому и Конкину, Юрскому и Джигарханяну, достоверно показаны милиционеры из того самого МУРа, про который и пойдет речь в моем обзоре или рецензии на современное кино.

Как обычно, милиционера играет Сергей Безруков, которому уже 50 лет, а по фильму персонаж Кирилл Бессонов в возрасте около 40 лет, смелый, дерзкий и талантливый, но одновременно противоречивый, заядлый курильщик и максимально "идейный" человек.

Но главный вопрос, на который я бы хотел ответить, разбирая этот сериал по полочкам, это почему же я не увидел образ советского милиционера? Ощущается и "Саша белый" и "Бандитский Петербург" и даже 2000-ые, но почему-то 1970-ые лишь пытаются выйти на свет в этом полумраке от режиссера, благодаря отдельным вещам и предметам советского периода, где стоит отдать должное, люди постарались и поискали их для съемок.

Действие фильма разворачивается в 1974 году, пожалуй, это одно из самых спокойных и достойных периодов в истории Советского Союза, когда Брежнев еще может, промышленность держится, и нет толком и намека на будущий дефицит или другие проблемы уже следующего десятилетия.

Сразу же отмечу, что детектив получается в фильме крайне запутанный, и уследить за ходом повествования надо умудрится, ведь даже главный герой нам сообщает в последней серии, что он как-то и забыл ради кого ведет расследование и для чего. В этом я согласен с Безруковым, ведь в последней серии смешались всё, а хотелось бы "Мухи — отдельно, котлеты — отдельно".

Три состояния Безрукова: бизон, бес и следователь МУРа.
Три состояния Безрукова: бизон, бес и следователь МУРа.

Сразу стоит отметить, что в кинофильме слишком много главного героя, без которого просто никуда, и это нормально, но фильм же у нас в жанре детектив, расследование МУРа, а получается, что в главном отделении Московской милиции работает всего-то 3 человека, это сам майор Безруков, его младший сотрудник лейтенант и после к ним добавляется еще один сержант, интересно то, что один из них погибает и остаются они вдвоем.
Выходит, что лишь два сотрудника занимаются расследованием такого количества преступлений, в том числе крайне тяжелых и все это в Москве, что мне думается, кадров точно не хватает и такого быть не могло в МУРе от слова совсем. Если уж вспомнить другие кинокартины, то штат сотрудников там гораздо больше, а в этом сериале майор берет все на себя, и спрашивается почему?

Ответ приходит через сцены посещения кинотеатра в фильме, где постоянно мелькает: "Последний из могикан".

Представляется, что Безруков в роли "Бизона", по замыслу авторов, это и есть охотник и следопыт Натти Бампо, настоящий и последний советский милиционер. Которому абсолютно не интересны материальные блага (хотя это не так), ему не нужна карьера, и он трудится лишь бы искоренить преступность как вид (хотя и это тоже не так, в последних сериях он неоднократно скажет, что ему только мочить и мочить таких как его бывший друг и товарищ, а ныне революционер и предатель), и он не хочет быть винтиком системы, ему нужно идти в огонь самому и только одному за свои идеалы, пытаясь спасти двух сестёр, как в известном романе Купера.

Но такой ли образ советского милиционера мы заслуживаем? Так ли выглядели сотрудники уголовного розыска в Москве в 1970-ые, учитывая, что это коммунисты. Большой вопрос.

Вместе с этим отмечу и некоторые особенности артиста, которые отмечают, абсолютно все зрители, речь про постоянное "мямление" и каждую фразу главного героя нужно слушать очень внимательно.

Курить в МУРе - это не просто важно и нужно, это особенность или смысл жизни. Такое количество этих сцен, в каждой серии, что просто уже смотреть невозможно.
Курить в МУРе - это не просто важно и нужно, это особенность или смысл жизни. Такое количество этих сцен, в каждой серии, что просто уже смотреть невозможно.

Советские милиционеры злостные курильщики.

Очень наглядный пример, что советскую эпоху и милиционеров авторы кинофильма представляют как любителей покурить. И хорошо, если бы это было показано один раз или два, пусть даже три раза.

Но абсолютно в каждой серии и по несколько раз за условный час наш герой курит и еще раз курит, прямо скажем, смотреть это невозможно.

Лично автор канала не курящий, и поэтому это вызывает у меня вдвойне негатив, но я убежден, что так часто употреблять сигареты Московскому милиционеру было бы просто не по карману, или как минимум вредно для сдачи нормативов, в том числе по легкой атлетике.

Как можно догонять преступников и бегать за ними, если "дыхалка" просто никакая, а к 40 годам если всю жизнь, то это чревато будет.

И более того, молодые девушки манекенщицы практически все курят, другие участники событий курят, в этом фильме найти некурящего персонажа довольно тяжело, и это просто напрягает.

Мороженку кушать люблю, буду делать это каждую свободную минуту в кадре.
Мороженку кушать люблю, буду делать это каждую свободную минуту в кадре.

В детском доме хотел есть мороженое, и пообещал себе, что вырасту и буду есть его каждый день.

Пусть в такой мелочи, но наш бизон сдержал свое слово и в каждой серии,
с 1 по 7 включительно, это как минимум, майор кушает мороженое.

Нет, я соглашусь, что советского мороженое - это наш бренд, и оно было замечательное, даже простое в стаканчике из натуральных ингредиентов, радовало каждого из нас.

Но не может, что взрослый мужчина, майор и 40 лет от роду человек каждый день, в каждой серии употребляет минимум одно мороженое!?

При этом, отмечу, что другие персонажи едят, ходят в милицейскую столовую, пьют кофе или чай, но только наш бизон довольствуется одним мороженым, а приходя домой в лучшем случае, скушает бутерброд и выпьет водки.

Это традиционный образ милиционера в 1970-ые? Как можно жить на одном мороженом, которого слишком много в кадре.

Московская квартира у следователя, которому ничего в жизни не нужно, так ли это?
Московская квартира у следователя, которому ничего в жизни не нужно, так ли это?

Советская квартира милиционера.

Надо сказать, что я так и не понял у майора-бизона двухкомнатная или трехкомнатная квартира, ведь коридор в ней показан просто бесконечным и комнаты довольно приличные. Думаю, что, скорее всего, двушка.

Но нужно отметить, что Московская квартира у майора МУРа, который аскетичен и обходится лишь сигаретой с мороженым, имеет абсолютно все, о чем только мог мечтать советский человек в 1974 году.

А именно, обратите внимание, что там есть вся необходимая мебель и бытовая техника, включая телевизор (который он ни разу не включает), работает радио и телефон, есть электрическая бритва.

Нельзя сказать, что майор испытывает какие-то лишения, притом, что у него нет жены (она погибла), нет детей и он холостой мужчина, но он не живет в общежитии для сотрудников, а в своей собственной квартире, которую как он сам один раз уточнил, ему помог обрести никто иной, как генерал милиции, его тесть.

Возможно, что это был дополнительный подарок на их свадьбу? Да, вероятно - тесть не такой аскетичный, как кажется, и про собственное жилье для дочери подумал.

Какой же рыцарь без коня, или следователь без автомобиля?
Какой же рыцарь без коня, или следователь без автомобиля?

Советский милиционер имеет свой автомобиль, специально для выездов на места преступлений.

Абсолютно у всех милиционеров были машины? Мне кажется, в данном случае, авторы фильма перестарались, и я понимаю, почему ВАЗ-2101 так часто мелькает в кадре.

В каждом современном сериале про полицию-милицию есть следователь, который выезжает на место на своем автомобиле и участвует в нем в любых мероприятиях, это уже традиция. Как и забрать красивую манекенщицу от дома моды, покатать на машине и показать ей Москву.

И если сегодня - это укладывается в голове, то откуда у следователя МУРа в 1974 году новенькие Жигули "копейка", учитывая, что их только выпускать стали в 1970-ом и в это время, практически, самая модная и престижная автомашина для граждан, ведь волгу мы брать не будем, это строго такси и ведомственные учреждения, а москвич или запорожец - это не подходит в образ модного и стильного майора МУРа.

И это притом, что нам каждые 5 минут в фильме показывают "воспоминания, мгновения прошлого" у бизона, который помнит трагическую аварию, где он за рулем еще одних Жигулей 2101 красного цвета, от которых ничего не остается и проходит всего один год, и у него снова копейка, где он за рулем.

Учитывая, что в 1970-ые годы она стоила более 5 000 советских рублей, а следователь вряд ли получал больше 300 рублей на тот момент, скорее всего, даже немного меньше. То возникает неловкий вопрос, а как это так ОБХСС у него в друзьях, а "особый отдел" и не в курсе, про материального положение сотрудника.

Скорее всего, тут тоже постарался тесть с генеральскими погонами, но наш "Последний из могикан" продолжает рисовать образ аскетичного индивидуалиста, который действует на благо отечества.

Забавно, что каждый раз в кадре нам показывают, как бизон достает "дворники" с переднего пассажирского сидения и вставляет их на место, оставляя автомобиль почти всегда на улице (он никого не сажает на это место, ведь дворникам нужно место, да и на переднем погибла супруга). Воспользоваться общественным транспортом - это выше его сил.

Занимательные диалоги между двумя милиционерами, которые формируют образ настоящих защитников отечества, но все ли так с ними просто?!
Занимательные диалоги между двумя милиционерами, которые формируют образ настоящих защитников отечества, но все ли так с ними просто?!

Удивительные диалоги и поиск истины следователем МУРа.

В первую очередь, стоит отметить, что идеологическая составляющая у следователя хромает, и он постоянно задается вопросом, а ради чего это все?

И правда, зачем он так яростно пытается найти главного преступника, порой забывая про жертву в 1-ой серии, и вспоминая про свою личную трагедию, если ему ничего в этой жизни не нужно, за исключением удобной квартиры, машины, сигареты и мороженого.

Но почти сразу появляется и высокая манекенщица Кристина, устоять перед которой он тоже не смог, как и его коллега (который тоже познакомился и переспал с другой манекенщицей, у них там большая любовь), ведь это в норме у следователей и сотрудников МУРа тащить в постель всех свидетелей и "мутить с ними", подумаешь!

Спрашивается, а о чем еще можно мечтать?
Следователь в 1974 году имеет все, что только хочет.

Крайне любопытный происходит диалог между майором и генералом, которые являются родственниками, тесть разговаривает с зятем и должен объяснять ему простые истины: "Ты кем себя возомнил? Ты мент, на тебя пашут сотни людей в серой форме, а ты устроил там какую-то "махновщину" ты часть системы и в этом твоя сила. - Может система и есть мой враг? - Точно тебе голову пробили насквозь".
Отмечу, что про сотню людей - это он махнул конечно, у них в отделе 3 человека, и одного потом уберут, они вдвоем работают!

Это произошло после того момента, когда наш следователь оставив всех своих сотрудников и начальство, один лично поехал на новеньких Жигулях навстречу с бандитами, которые похитили его любовь!? И самое забавное, что он надеялся подсунуть им другие бумаги (видимо думал, что они проверять их и не будут) и спокойно уехать с девушкой от них, просто применив приемы рукопашного боя.

Отдать должное можно только постановщикам таких сцен, ведь Безруков выглядит довольно убедительным рукопашником в этих сценах, как и бандиты, которые в итоге его не просто побили, но и унизили, так еще и отправили на второй круг, вот и появляется такой диалог, который напоминает следователю, что он не Натти Бампо и даже не "супермен советский", а человек, работающий на систему, пишущий отчеты и выполняющий приказы начальства.

И второй главный диалог между теми же лицами, где до майора доходит великая мысль, забавно, что она приходит в голову коммунисту и 40-летнему милиционеру из МУРа: "Я просто понять не могу, ну закончу я это дело, а где гарантии того, что очередной Белясов не начнет штопать очередные портки для фарцовщиков. - Ну допустим. А на каком-нибудь Чукотском прииске крепкий хозяйственник моет себе золотишко в карман. Просто получается какой-то бессмысленный круговорот воровства в природе".

Тесть ему приводит в пример анекдот про чистильщика "нужника" в царское время, который все причитал, что же вы все это самое делаете и делаете, а при коммунизме туалет не запретят же, и круговорот вещей не изменить.

Забавно, что человек при погонах в 1974 году задается такими вопросами в МУРе, видимо, это такой образ советского милиционера мы должны увидеть.

Ломай их всех, клади на лопатки и бей прикладами, ведь они преступницы (наверное так звучал приказ капитана к срочникам) по версии сценариста фильма.
Ломай их всех, клади на лопатки и бей прикладами, ведь они преступницы (наверное так звучал приказ капитана к срочникам) по версии сценариста фильма.

Советский взвод срочников раскидывает по углам женщин и сотрудников подпольного цеха.

Снова удивительная картина в сериале, когда вся милиция идет брать подпольный цех по пошиву модных импортных джинс, а им в помощь отправляют целый взвод солдат.

Нет, безусловно, подобная практика имела место быть, хотя у милиции тоже было не мало кадров и сотрудников для задержания, пусть тогда и не существовало "ОМОНа", но ничего удивительно в этом нет, ведь во всем отделе есть один следователь и два его помощника, на задержании все трое были.

В итоге, пока срочники "метелят женщин" работающих там, притом делают они это максимально грубо и жестко, словно - там не джинсы шьют, а секреты Родины продают, выбивают двери с ноги, бьют ногами в живот и спину, прикладами и так далее. Картина просто ужасная, ничего подобного быть не могло от слова совсем! Категорически такое не делали, даже с реальными уголовниками, что это за избиения людей, женщин?

Тут же стоит отметить и то, что молодой лейтенант вместе с сотрудником ГАИ в погоне за "главным фарцовщиком-производителем" не может его догнать, и в итоге страшный киллер из КГБ их обоих того с первого выстрела.

Как можно было в схему про фарцовщиков и спекулянтов внести своего киллера при погонах КГБ, который устраняет всех и вся при малейшей угрозе, это большой вопрос.
Почему авторы фильма так не любят чекистов, у меня ответа нет, но в кинофильме они представлены максимально отрицательно и ощущение, что они лишь мешают гордому могикану спасать Отечество!

Найти дорогую марку и забрать себе? Это в стиле милиционера из МУРа.
Найти дорогую марку и забрать себе? Это в стиле милиционера из МУРа.

Эпизод с маркой за 500.000 долларов.

Просто невозможно пройти мимо забавного эпизода с маркой, стоимость которой полмиллиона валюты.

Как вы хорошо знаете, автор коллекционер и нумизмат, но и про марки кое-что слышал и почему-то я ничего не знаю про подобную марку, что была представлена в картине. Хотя правдоподобность там превыше всего, там и фамилии Косыгина, Брежнева и многих других звучат неоднократно, чаще в отрицательном ключе, но факт на лицо.

А с маркой вышла промашка, на мой взгляд, ничего подобного нет и не было, тем более за такую стоимость. Но и сам факт вывоза культурной ценности, просто приклеив её на пустой конверт, якобы для того, чтобы отправить письмо обратно, у меня вызывает вопросы.

Почему таможенник пропустил такой конверт, ведь он верно сказал, что за наши копейки там конверты не принимают, но марка иностранная и явно старая. Он уточнил, первый ли раз бывает заграницей наша манекенщица Кристина, но совершенно забыл, что в её паспорте обязательно должны были быть отметки, ведь она неоднократно бывала в Европе, о чем прямо говорила в других сериях, что привезла таблетки из Германии, была в той и другой стране в ходе заграничных показов моды.

Два друга, как из Тихого дона встречаются, один из них революционер и человек не желающий жизни, а другой верный могикан системы на фоне красных флагов и идеи капитализма.
Два друга, как из Тихого дона встречаются, один из них революционер и человек не желающий жизни, а другой верный могикан системы на фоне красных флагов и идеи капитализма.

Не бывает бескровных революций.

В последней серии нам раскрывается удивительный замысел друга-дипломата, который не просто взял в разработку какого-то секретаря и депутата Верховного Совета СССР, договорился и "подмазал" множество таких же на местах, имел личного киллера из КГБ, и бывшего уголовника, который поставлял им алмазы.

И все это лишь для того, чтобы свернуть с пути социализма при застое на экономические рельсы капитализма, где человек будет зарабатывать столько - сколько захочет.

Заседание на высшем уровне в 1974 году выглядит, как в 1988 году - когда никто и никому уже не верит, а Брежнев лишь говорящая голова.
Заседание на высшем уровне в 1974 году выглядит, как в 1988 году - когда никто и никому уже не верит, а Брежнев лишь говорящая голова.

Удивительным образом, при этом выглядит то, что любую помеху они устраняли путем нажатия на спусковой крючок и тем самым создавая себе проблемы со стороны милиции. Хотя огромное количество людей они просто покупали, почему не смогли купить остальных, учитывая простую манекенщицу.

И действительно занятно выглядит то, что следователь-бизон, который неоднократно говорит, что ему надоела система, и он не хочет быть её частью, ведь она ему лишь мешает - его раздражают всякие диссиденты и ему главное лишь верховенство закона, в котором он впрочем, не видит никакого смысла, ведь люди почему-то все-равно воруют и совершают другие преступления.

Так вот, почему-то он не соглашается со своим старым другом из детдома, что систему нужно менять и нужно попробовать сделать революцию, пока через
5-10 лет не случился дефицит всего и сразу, как говорит ему друг дипломат.

На мой взгляд, категорическое непонимание логики у сценаристов, ведь если следователь имеет все доступные блага для советского человека, не нуждается ни в чем, винит систему и вольно общается с манекенщицей, которую готов взять в жену и начинает дружить с её окружением, то почему он не идет вместе с другом делать революцию?

Безруков хорошо смотрится среди поэтов и писателей, и словом всех, кого можно назвать либеральной публикой.
Безруков хорошо смотрится среди поэтов и писателей, и словом всех, кого можно назвать либеральной публикой.

Получается, что он не просто "Последний из могикан", а он просто не очень умный человек, раз с логикой у него такие проблемы и он не может сообразить, куда ему двигаться, продолжает гнуть свою линию и защищать старые порядки.

Более того, сам лично он неоднократно нарушает закон, ведь дорогую марку для своей барышни он похитил и присвоил себе, выкрав без описи с квартиры. Затем, он воспользовался другом и его блатом, чтобы вывезти свою манекенщицу заграницу для прохождения лечения (операция ей нужна, печень заменить).

И в конце концов, он не просто решается арестовать своего друга, он под запись вынуждает его разговорится, а затем стреляет и решается на другой, максимально странный и глупый шаг, а именно последнюю пулю по назначению. Зачем?

Таким образом, завершение сериала происходит на максимально запутанной ноте и ничего не понятно, для чего он защищал государство - если не хочет в нем жить?

И главное, что за образ милиционера из МУРа нам представили, пусть и показав большое количество атрибутов советской страны 1970-ых годов?!