Найти тему

Британский глэм-рок первой половины 1970-х и его представители

Этот жанр музыки возник в Великобритании в начале 1970-х и стал одним из основных направлений рок-индустрии до середины того десятилетия. Его представители носили кричащие костюмы, наносили на себя тонны макияжа с блёстками, и нередко музыканты представляли собой образы, в которых можно было угадать проявления качеств как мужского, так и женского пола.

Вдохновение будущие глэм-рокеры черпали из различных музыкальных стилей, таких как рок-н-ролл, бабблгам-поп, психоделический рок, а также из научно-фантастических книг, фильмов и элементов, присущих кабаре. Если говорить о музыкальной составляющей, у исполнителей получилась кипучая смесь из хард-рока, рок-н-ролла, арт-рока и эстрадной песни.

В качестве музыкальных иллюстраций, характеризующих источники возникновения глэм-движения, нередко приводят произведения английского композитора Ноэля Кауарда, особенно его песню 1931 года «Mad Dogs and Englishmen».

Появление в марте 1971 года фронтмена T. Rex Марка Болана на музыкальном шоу BBC Top of the Pops в блестках часто упоминается как начало глэм-движения. Кстати, сингл «Hot Love» занял первое место в британском хит-параде и оставался на нём в течение шести недель (ни один из синглов в 1971 году не продержался столь долго на первом месте). А одним из наиболее весомых альбомов глэм-рока считается пластинка T-Rex 1971 года Electric Warrior.

Одним из наиболее ярких и важных энтузиастов глэм-движения стал Дэвид Боуи. С конца 1971 года Боуи развил образ глэм-рок звезды Зигги Стардаста, включив в него элементы профессионального грима, мимики и перформанса. В интервью 1972 года музыкант сказал: «Я думаю, что глэм-рок — прекрасный способ описать меня, а ещё лучше быть одним из лидеров этого».

Альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars» 1972 года также стал одним из символов глэм-эпохи. Ziggy Stardust, охарактеризованный критиками как концептуальный альбом и рок-опера, рассказывает историю одноимённого альтер-эго Боуи — вымышленной андрогинной и бисексуальной рок-звезды — который прилетает на Землю в качестве спасителя перед надвигающейся экологической катастрофой.

Британская группа Roxy Music, основанная Брайаном Ферри в 1970 году, в своих выступлениях использовала стильные сценические постановки, наполненные образцами высокой моды, китча и коммерческой фотографии. Костюмы участников группы, разработанные культовым модельером и стилистом Энтони Прайсом, уступали по эпатажности разве что нарядам Дэвида Боуи.

Композиция «Virginia Plain» не вошла в виниловый, оригинальный вариант дебютного альбома Roxy Music 1972 года; к моменту релиза она даже не была записана. Сингл с ней оказался в первой четвёрке хит-парада Британии. Позднее Ферри вспоминал:

«Мы только что выпустили первый альбом Roxy Music и наша компания, Island, похоже, была удивлена этим мгновенным успехом. Но песни в альбоме, которая со всей очевидностью претендовала бы стать синглом, не было, поэтому меня спросили, нет ли у меня наготове ещё каких-нибудь песен. У меня была неоконченная песня «Virginia Plain», которую мы быстро и записали».

Группа Sweet, основанная в 1968 году, на своём творческом пике также стала частью британского глэм-рок-движения. Коллектив стал популярным в начале 70-х благодаря своим поп-синглам, но репутация поп-группы не нравилась музыкантам, они тяготели к хард-року. Им удалось найти необходимый компромисс в звучании. В 1973 году песня «Blockbuster» стала первым и единственным синглом Sweet, занявшим первое место в британских чартах, также она стала № 1 в Западной Германии, Нидерландах, Новой Зеландии, Австрии и Ирландии, и № 3 в Швейцарии и Норвегии.

Ещё один знаковый коллектив в глэм-роке - группа Slade, которую сложно с кем-то спутать. Он отсчитывает свою историю с 1966 года. К началу 1970-х Slade успел завоевать репутацию одного из лучших концертных коллективов, однако первые два альбома коммерческого успеха не имели. По настоянию менеджмента группа сменила стиль — как внешний (длинные волосы, блестящие костюмы, сапоги на платформе), так и музыкальный, а названия и тексты песен писались с нарочито искажённой (как слышится, так и пишется) орфографией.

Третья студийная работа Slayed?, выпущенная в 1972 году, занимает ещё одно почётное место среди важнейших альбомов глэм-рока. Он поднялся на вершину британского хит-парада, продержавшись в чарте 34 недели. Диск содержит, кроме прочего, суперхит «Mama Weer All Crazee Now».

Mott the Hoople — группа, образованная в 1969 году и заимствовавшая название у романа Уилларда Мануса, главный герой которого — эксцентрик, работающий в цирковом фрик-шоу. Mott the Hoople, согласно оценке базы данных Allmusic, «дерзко спаяли хеви-метал и глэм-рок с дилановским сарказмом, подготовив тем самым платформу для многих панк-групп, прежде всего, The Clash».

Поначалу Mott The Hoople исполняли экспериментальный хард-рок (с элементами ритм-энд-блюза и психоделии), затем неожиданно для многих оказались в эпицентре глэм-движения. Во многом эта смена направления была предопределена успехом песни «All the Young Dudes»: написанная для группы Дэвидом Боуи, она стала не только хит-синглом (поднявшись до 3-го места в Англии), но и своего рода гимном всей глэм-эпохи.

Группа Mud появилась в 1966 году. Её ранний успех пришелся на стиль поп, а затем глэм-рок, тогда как на более поздние хиты повлияли рок-н-ролл и рокабилли 1950-х годов. В период с 1973 по 1976 год у группы было четырнадцать хитов, входящих в топ-20 Великобритании, в том числе три номер один.

Wizzard — рок-группа, образованная в 1972 году Роем Вудом, незадолго до этого покинувшим ELO. Коллектив культивировал красочный, эксцентричный имидж и исполнял хаотичный, но мелодичный поп-рок с элементами арт- и глэм-рока. Девять синглов Wizzard входили в UK Singles Chart; два из них в 1973 году возглавляли британские списки.

Сингл «Ball Park Incident» 1972 года занял 6 место национального чарта.

Элвин Стардаст (настоящее имя — Бернард Уильям Джури) — поп- и рок-музыкант, первую известность получивший в 1961—1962 годах под псевдонимом Шейн Фентон, а затем, после почти десяти лет отсутствия, неожиданно успешно вернувшийся с новым имиджем на волне глэм-рока. 14 синглов Стардаста входили в UK Singles Chart, первые два — «My Coo-Ca-Choo» (#2, 1973) и «Jealous Mind» (#1, 1974) — имели наибольший успех.

В финале - об одном из поджанров, получившем название благодаря своему изобретателю. Глиттер-рок является более экстремальной версией глэм-рока, появившейся благодаря Гари Глиттеру. Настоящее имя музыканта — Пол Фрэ́нсис Гэдд, он начал музыкальную карьеру ещё в 50-е, а пик его популярности пришелся как раз на 1972-1974 годы, когда, на волне глэм-рока, он трижды поднимался в Британии на 1-е место.

Сингл «I Love You Love Me Love» взлетел на вершину хит-парада уже через неделю после выпуска (что было в те годы большой редкостью) и оставался там месяц.

Во второй половине 70-х на сцену пришел панк-рок, и он начал сводить глэм-движение на нет, начиная с 1976 года. Также к концу 70-х глэм-рок начал постепенно сменяться глэм-металом и другими новыми направлениями рок-музыки. В начале 90-х с развитием гранжа, глэм почти исчез. Некоторые считают, что глэм-рок умер вместе с гибелью Марка Болана в 1977 году. Но подражатели этим эффектным музыкантам есть и сейчас.

Буду рад комментариям и лайкам. Подписывайтесь, будет ещё много музыки. На разный вкус.

О рок-альбомах и рок-исполнителях читайте подборку Рок-музыка.