Предлагаю сегодня погулять по интерактивной карте и путем научного эксперимента выявить неочевидные (сейчас) особенности расположения старых городов. Окажется, что многие из них в прошлом имели прямой выход к главным торговым маршрутам, за счёт чего и вошли в историю. А каких-то городов и вовсе не могло быть на карте в силу естественных природных явлений.
Торговые пути древности
Старинных логистических маршрутов не так уж и много. Их можно буквально пересчитать на пальцах.
1. Великий шёлковый путь.
Караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи.
Каждый из этих торговых маршрутов состоял, как правило, из трех способов перемещения:
- сухопутный;
- водный;
- перевалочный (из реки в реку, из реки в море, с земли в воду).
2. Дорога специй.
Сухопутная часть одного из древнейших торговых маршрутов на земле, связывавшего Индию, Острова пряностей и Восточную Африку со странами Средиземноморья. Начинался от портов Аравийского и Красного морей, где товары перегружались на караваны, которые шли через Петру к побережью Средиземного моря.
Некоторые участки маршрутов пробовали соединить каналами. Пишут, что, якобы, в древности фараоны и цари предпринимали попытки рыть каналы, например, между Красным и Средиземным морем. Пример более молодого канала - ВолгоДонский.
3. Янтарный путь.
Древний торговый путь, по которому в античности из Прибалтики в Средиземноморье доставлялся балтийский янтарь. О нём упоминает "отец истории" Геродот. Изделия из балтийского янтаря были найдены в гробнице Тутанхамона (1400—1392 гг. до н. э.).
Является частью Волго-Балтийского торгового пути.
4. Оловянный путь.
Торговый путь Северной Евразии во второй половине II тысячелетия до н.э. По этому маршруту оловянная руда из месторождений, расположенных на территории Центрального, Южного и Восточного Казахстана, Алтая и севера Средней Азии, переправлялась далеко на запад для нужд Евразийской металлургической провинции. Трансевразийский "оловянный путь" пролегал на запад двумя ветвями. Первая шла через Средний Урал к Среднему Поволжью и Покамью. Вторая через Южный Урал, Степное Поволжье и Подонье к Днепру.
Также широко известны:
- Торговый путь через Сахару (Северная Африка — Африка южнее Сахары);
- Путь из варяг в греки (северное побережье Балтийского моря — Юго-Восточная Европа и Малая Азия);
- Путь из немец в хазары (южное побережье Балтийского моря — Юго-Восточная Европа и Малая Азия).
Крупнейшие города на этих торговых путях:
- Киев;
- Новгород;
- Булгар;
- Баку;
- Константинополь;
- Самарканд;
- Багдад;
- Фергана;
- Рим.
и т.д.
Это всё по большей части официальные данные.
Что, если я скажу, что в данном списке городов не хватает Билярска, Хивы, Суз, а вот Булгар и Рим лишние?
Эксперимент по увеличению уровня мирового океана
Историки, изучая данные маршруты торговых путей, всегда руководствуются неизменностью природных условий. Для них на всём протяжении истории остается неизменным, как сейчас климат и уровень мирового океана.
Допустим, что эта точка зрения ошибочна, и на этапе бурного развития человеческой цивилизации уровень воды был другой.
Дельты высохших рек, обмелевшие озера и даже целые моря, следы рек в пустынях - всё это указывает на то, что воды раньше было больше.
Библейский потоп, а также легенды и мифы народов практически со всех континентов сохранили в себе сведения о том, что воды раньше было больше.
Даже официальная наука согласна с тем, что раньше был один мировой океан и один континент и, что первая жизнь зародилась в воде. Только вон относит она этот период в очень далекое прошлое и их доводы по поводу моноконтинента тоже можно подвергнуть критике. Но согласимся с ними в одном: воды было больше.
Те же затопленные города косвенно подтверждают наличие в прошлом более высокого уровня воды.
Сегодня существует уже много математических моделей и интерактивных карт, где доступна функция изменения уровня мирового океана.
Подобные модели позволяют по-новому взглянуть на расположение старых географических объектов. Сопоставление их размещения с описанием в исторических хрониках, порой, вызывает недоумение.
Например, город Хива, с которым мы познакомились в статье про автора "Родословной истории о татарах", находится в степи на расстоянии 820 км от Каспийского моря.
Или Сузы, которые в той же родословной наречены первым городом, отстоит от вод Персидского залива на 260 км.
Но древний город без крупной водной артерии - это исторический нонсенс! Это сейчас можно подвести воду, выполнить искусственное орошение, обойтись без ествественного источника воды. А раньше вода для населенного пункта - это жизнь! Никакой супер-мега-крутой хан или царь не станет строить в пустой степи город. Это смерти подобно.
Ближайший к нам из таких старинных мега-столиц - это город Билярск. Сейчас он находится в поле, рядом протекает мелкая речушка, а до дельты Волги целых 60 км.
Так вот, если увеличить уровень мировых вод на +70 м от нынешнего мелководья, то мы получим следующую картину расположения некоторых интересующих меня городов:
Билярск. Имея отметку в 102 м над уровнем моря, при поднятии воды на +70, Билярск оказывается на истоке расширивнегося русла притока Волги - реки Черемшан.
При этом увеличении уровня воды видно, что для сравнительно молодого (относительно Билярска) Булгара места на нынешнем левом берегу Волги не нашлось. Эта территория полностью оставалась под водой. Что и объясняет появление Булгара на мировой арене уже после "высохшей" славы Билярска, т.е. после уменьшения уровня виды.
Зато город Симбирск (ныше Ульяновск) чувствует себя защищённым и при наводнении в +70.
Для Казани с такой же отметкой в 102 м ситуация приемлемая. Две трети города уходят под воду - остальное может пользоваться преимуществами высокой воды.
Такой же сценарий ожидает и Нижний Новгород.
Уфа. Хоть и не является древним городом, но мне было интересно посмотреть его расположение при увеличении высоты воды. Русло реки Белой значительно увеличилось и высокий береговой "треугольник" Уфы стал отличным местом для портовых манипуляций.
Пермь, имея уровень в 146 м остается недосягаемой для "большой" воды, но при этом получает более широкий выход в Волгу через увеличившееся русло реки Камы.
Положение Владимира улучшается после увеличения уровня.
Об удивительно-ровном радиальном удалении других столиц от Владимира смотрите тут:
Сузы и Хива. Как раз этот эксперимент по увеличению уровня воды на примерно 70 м. Сузы оказываются на берегу Персидского залива, а не в пустыне, а Хива на побережье КаспийскоАральского бассейна вместо голых степей.
Общая картина Европейского континента при реконструированном уровне мирового океана на +70 м. выглядит следующим образом:
- Розовым отмечены рассмотренные города в устье рек Кама и Волга;
- Синим указан открывающийся проход в морские бассейны;
- Красным "затонувшие" столицы мирового значения (Лондон, Берлин, Париж, Рим, Питер, вся Голландия и Дания).
К перечню городов, чье положение значительно улучшается благодаря "корректировке" уровня воды, можно ещё добавить:
- Оренбург;
- Соль-Илецк;
- Ашхабад;
- Иерихон;
- Дамаск;
- Багдад;
- Будапешт;
- Загреб;
- Милан.
После такого пересмотра мест размещения городов, становится понятны многие моменты, которые до этого были неразрешимы. Почему в пустыне или степи стоит город, который в прошлом гремел во всех хрониках, почему вдруг некоторые из них покинули жители и они стали заброшенными, почему теперь на месте некогда грандиозного града стоит какое-то захолустное село и т.п.
Ищите, задавайтесь вопросами, экспериментируйте и будете вознаграждены!
На этом наше практическое занятие закончено)
До новых встреч.