Первые станции метро, появившиеся в Москве, а потом и в Ленинграде, выглядели помпезно, и неспроста. Молодая страна советов показывала всему миру, что способна на выполнение сверхсложных технических задач. А пышное убранство вестибюлей и подземных станций в стиле сталинского ампира несло в себе немалую долю агитации и пропаганды.
Однако для ленинградцев метро стало не только транспортом или демонстрацией величия страны, но ещё и достопримечательностью, и, зачастую, изменением образа жизни. Опоздать на последний поезд метрополитена стало таким же местным «мемом», как и не успеть до разводки мостов. Назначать встречу стали прямо в «подземке», у схода с эскалатора или на переходах, да и в целом навигация по городу теперь становится привязанной к станциям метро: жить на «Техноложке» («Технологический институт»), работать на «Ельнике» («Елизаровской»). А уж какой праздник для современного Петербурга – открытие новых станций самого удобного вида транспорта, и говорить не приходится!
Можно много что еще вспомнить об истории метрополитена, но память наша, как ни крути, нуждается в знаках и символах. Вот и для метро, на мой взгляд, есть свой специальный символ-артефакт. Это – самый обычный жетончик, вид которого менялся не только со временем, но и с разными событиями.
Ленинградский метрополитен был запущен 15 ноября 1955 года. Именно в этот день свои двери для пассажиров открыли восемь станций первой, красной линии: от «Площади Восстания» в центре города до «Автово» в густонаселённом районе на юго-западе. Многие вспоминают это событие с радостным возбуждением: всё-таки железная дорога под землёй вызывала некоторые опасения, и пассажиры поначалу осторожно вскакивали на ступени длиннющих эскалаторов и вздрагивали, когда в вагонах, попадающих в темный туннель, начинал моргать свет. Впрочем, тревога быстро отступала перед великолепными интерьерами первых станций: лепнина барельефов, бронза изящных фонарей, мозаика и скульптуры создавали впечатление, что ты не на объекте повышенной опасности, а в каком-то музейном пространстве!
До 1958-го года в метро можно было попасть по бумажным билетикам, а потом в обращение ввели жетоны из латунированной стали. Медальеры поместили на жетон изящное здание вестибюля станции «Площадь Восстания», одной из станций первой очереди. И неслучайно. Вестибюль находится напротив Московского вокзала - его практически первым видят гости города, выходя на Невский проспект.
Нельзя не вспомнить, что раньше здесь возвышалась Знаменская церковь. Увы, ради подземки храм разобрали; сегодня о нем напоминает мемориальная плита, установленная на одной из стен вестибюля.
Первые жетоны прослужили совсем недолго, всего три года. В 1961 году, в результате денежной реформы из всех цен «выпал» ноль, и стоимость проезда уменьшилась с 50 до 5 копеек. Теперь стало целесообразным использовать вместо жетона медный пятак! Кассы оставались, в них можно было купить проездной и произвести размен денег на пятачки. Цена на проезд в метро не менялась 30 лет, потому про жетоны все позабыли.
Однако в 1991-м году, перед самым развалом, страну настигала инфляция. Проезд в метро вырос в три раза, и всем было понятно, что это – не предел. Потому метрополитен заказал на Ленинградском монетном дворе партию новых жетонов для проезда. Поступили в обращение они в 1992-93 годах и тоже стали своеобразными памятниками истории: на них отчеканено возвращённое имя города – Санкт-Петербург.
Эти латунные жетончики служат верой и правдой до сих пор, несмотря на то, что в большинстве метрополитенов мира от них уже давно отказались, заменив их бесконтактными картами. Но Петербург не был бы собой, если бы не придерживался в том числе и таких «ламповых» традиций. Не знаю, кому как, а мне приятно носить в кошельке пару жетончиков метро скорее даже не «на всякий случай», а как память.
Шли годы, близился 50-летний юбилей метрополитена северной столицы. В ряду торжественных мероприятий нашлось место и для жетончика. Так, в 2005 году руководство петербургской подземки решило заказать серию из 8 жетонов, посвящённых открытию первых станций метро. На их обороте красовались вестибюли станций от «Автово» до «Площади Восстания», выполненные в стиле сталинского ампира.
С тех пор отмечать юбилей каждой станции выпуском нового жетона стало доброй традицией в Петербурге.
Идея с памятными жетончиками пришлась по вкусу коллекционерам. И в метрополитене решили расширить ассортимент. Так, в 2006 году вышел жетон, посвящённый открытию новой станции метро - «Парнас» И его дизайн уже отличается от юбилейных жетонов 2005 года.
Вообще, по станциям метро можно наблюдать изменение подходов к архитектуре и дизайну. Спуститесь, например, на «Балтийской» и езжайте в сторону «Девяткино». Перед глазами, как в магическом калейдоскопе, промелькнут различные эпохи и стили: роскошь сталинского ампира «Пушкинской» и «Площади Восстания» сменяется более лаконичным убранством «Площади Ленина» и «Чернышевской», построенными при Хрущеве, объявившим бой излишествам. А выходя на «Гражданском проспекте», понимаешь: к 70-м годам метрополитену уже окончательно отводилась исключительно транспортная роль.
Также менялись и наземные вестибюли. В серии, посвящённой 50-летию открытия станций, мы чаще всего видим отдельно стоящий павильон или историческое здание центра города. А вот новым жетонам всё больше достаются несколько безликие торгово-развлекательные центры. Что ж, в век коммерции это неудивительно.
Отдельно хочется упомянуть жетон, вышедший на 50-летие открытия станции метро «Горьковская». Приглядитесь – здесь два разных вестибюля! Помните, как в 2009 году станция пережила серьёзную реконструкцию? Старый типовой вестибюль хрущёвской эпохи был признан аварийным и снесён, а на его месте возвели футуристическое сооружение, напоминающее фантастическую летающую тарелку. Несмотря на то, что станция находится в центре города, петербуржцам понравился конечный результат: по мнению большинства жителей, новый вестибюль хорошо вписался в историческую застройку.
В 2019 году вышла серия из 9 жетонов, описывающих типы станций петербургского метро. Как тут не вспомнить наши знаменитые «горизонтальные лифты» – станции закрытого типа 2-й и 3-й линий, в которых не было платформ: поезда в тоннелях отделялись от центрального зала рядом раздвижных дверей, как в лифте. Строить такие станции было быстрее и дешевле, а в эксплуатации они были безопаснее. Всего таких станций в Ленинграде было построено 10, и они действительно уникальны: ни в одном метро мира вы не встретите ничего подобного.
А с 2014 года начинается чеканка серии жетонов, посвящённых типам электропоездов петербургского метро. Здесь мы можем проследить историю подвижного состава метрополитена: от старинных поездов с винтажными салонами вагонов до ультрасовременных электричек, расцвеченных неоном и пластиком.
В 2023 года как раз вышел очередной жетон этой серии, посвящённый электропоезду 81-725.1 "Балтиец".
Обратите внимание, как детализировано изображение электропоезда в туннеле, и даже можно разглядеть лицо машиниста в кабине головного вагона!
Да, современные вагоны новых поездов – удобны, надёжны, отличаются плавностью хода и хорошей звукоизоляцией. Но мне было приятнее ехать в стареньком вагончике первых серий, с такими – помните? – жёлтыми стенами, коричневыми диванчиками с обивкой из кожзама... И этот приглушённый свет ламп накаливания в округлых плафонах... Как же органично было зайти в такой вагон с перрона станции «Автово»!
Но время не стоит на месте. И сегодня петербуржцы ждут открытия новых станций своего родного метрополитена, который, несомненно, стал уже чем-то большим, чем просто транспорт. Метро-музей, метро-лифт, метро-машина времени, метро – кровеносная система города...
Каким оно будет дальше – посмотрим. А я, пожалуй, пойду, прокачусь. И для входа куплю жетончик. И ещё один – на память.
Павел Синельников