Найти тему
ПАМЯТЬ БЕСКОНЕЧНА

О чем расскажут жетоны петербургского метро?

Первые станции метро, появившиеся в Москве, а потом и в Ленинграде, выглядели помпезно, и неспроста. Молодая страна советов показывала всему миру, что способна на выполнение сверхсложных технических задач. А пышное убранство вестибюлей и подземных станций в стиле сталинского ампира несло в себе немалую долю агитации и пропаганды.

Однако для ленинградцев метро стало не только транспортом или демонстрацией величия страны, но ещё и достопримечательностью, и, зачастую, изменением образа жизни. Опоздать на последний поезд метрополитена стало таким же местным «мемом», как и не успеть до разводки мостов. Назначать встречу стали прямо в «подземке», у схода с эскалатора или на переходах, да и в целом навигация по городу теперь становится привязанной к станциям метро: жить на «Техноложке» («Технологический институт»), работать на «Ельнике» («Елизаровской»). А уж какой праздник для современного Петербурга – открытие новых станций самого удобного вида транспорта, и говорить не приходится!

Станция «Автово», на которую прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена.
Станция «Автово», на которую прибыл первый поезд Ленинградского метрополитена.

Можно много что еще вспомнить об истории метрополитена, но память наша, как ни крути, нуждается в знаках и символах. Вот и для метро, на мой взгляд, есть свой специальный символ-артефакт. Это – самый обычный жетончик, вид которого менялся не только со временем, но и с разными событиями.

Ленинградский метрополитен был запущен  15 ноября 1955 года. Именно в этот день свои двери для пассажиров открыли восемь станций первой, красной линии: от «Площади Восстания» в центре города до «Автово» в густонаселённом районе на юго-западе. Многие вспоминают это событие с радостным возбуждением: всё-таки железная дорога под землёй вызывала некоторые опасения, и пассажиры поначалу осторожно вскакивали на ступени длиннющих эскалаторов и вздрагивали, когда в вагонах, попадающих в темный туннель, начинал моргать свет. Впрочем, тревога быстро отступала перед великолепными интерьерами первых станций: лепнина барельефов, бронза изящных фонарей, мозаика и скульптуры создавали впечатление, что ты не на объекте повышенной опасности, а в каком-то музейном пространстве!

-2

До 1958-го года в метро можно было попасть по бумажным билетикам, а потом в обращение ввели жетоны из латунированной стали. Медальеры поместили на жетон изящное здание вестибюля станции «Площадь Восстания», одной из станций первой очереди. И неслучайно. Вестибюль находится напротив Московского вокзала - его практически первым видят гости города, выходя на Невский проспект.

Нельзя не вспомнить, что раньше здесь возвышалась Знаменская церковь. Увы, ради подземки храм разобрали; сегодня о нем напоминает мемориальная плита, установленная на одной из стен вестибюля.

Метро «Пл. Восстания» и Знаменская церковь
Метро «Пл. Восстания» и Знаменская церковь

Первые жетоны прослужили совсем недолго, всего три года. В 1961 году, в результате денежной реформы из всех цен «выпал» ноль, и стоимость проезда уменьшилась с 50 до 5 копеек. Теперь стало целесообразным использовать вместо жетона медный пятак! Кассы оставались, в них можно было купить проездной и произвести размен денег на пятачки. Цена на проезд в метро не менялась 30 лет, потому про жетоны все позабыли.

Однако в 1991-м году, перед самым развалом, страну настигала инфляция. Проезд в метро вырос в три раза, и всем было понятно, что это – не предел. Потому метрополитен заказал на Ленинградском монетном дворе партию новых жетонов для проезда. Поступили в обращение они в 1992-93 годах и тоже стали своеобразными памятниками истории: на них отчеканено возвращённое имя города – Санкт-Петербург.

-4

Эти латунные жетончики служат верой и правдой до сих пор, несмотря на то, что в большинстве метрополитенов мира от них уже давно отказались, заменив их бесконтактными картами. Но Петербург не был бы собой, если бы не придерживался в том числе и таких «ламповых» традиций. Не знаю, кому как, а мне приятно носить в кошельке пару жетончиков метро скорее даже не «на всякий случай», а как память.

Шли годы, близился 50-летний юбилей метрополитена северной столицы. В ряду торжественных мероприятий нашлось место и для жетончика. Так, в 2005 году руководство петербургской подземки решило заказать серию из 8 жетонов, посвящённых открытию первых станций метро.  На их обороте красовались вестибюли станций от «Автово» до «Площади Восстания», выполненные в стиле сталинского ампира.

-5

С тех пор отмечать юбилей каждой станции выпуском нового жетона стало доброй традицией в Петербурге.

Идея с памятными жетончиками пришлась по вкусу коллекционерам. И в метрополитене решили расширить ассортимент. Так, в 2006 году вышел жетон, посвящённый открытию новой станции метро - «Парнас»  И его дизайн уже отличается от юбилейных жетонов 2005 года.

-6

Вообще, по станциям метро можно наблюдать изменение подходов к архитектуре и дизайну. Спуститесь, например, на «Балтийской» и езжайте в сторону «Девяткино». Перед глазами, как в магическом калейдоскопе, промелькнут различные эпохи и стили: роскошь сталинского ампира  «Пушкинской» и «Площади Восстания» сменяется более лаконичным убранством «Площади Ленина» и «Чернышевской», построенными при Хрущеве, объявившим бой излишествам. А выходя на «Гражданском проспекте», понимаешь: к 70-м годам метрополитену уже окончательно отводилась исключительно транспортная роль.

Также менялись и наземные вестибюли. В серии, посвящённой 50-летию открытия станций, мы чаще всего видим отдельно стоящий павильон или историческое здание центра города. А вот новым жетонам всё больше достаются несколько безликие торгово-развлекательные центры. Что ж, в век коммерции это неудивительно.

-7

Отдельно хочется упомянуть жетон, вышедший на 50-летие открытия станции метро «Горьковская». Приглядитесь – здесь два разных вестибюля! Помните, как в 2009 году станция пережила серьёзную реконструкцию? Старый типовой вестибюль хрущёвской эпохи был признан аварийным и снесён, а на его месте возвели футуристическое сооружение, напоминающее фантастическую летающую тарелку. Несмотря на то, что станция находится в центре города, петербуржцам понравился конечный результат: по мнению большинства жителей, новый вестибюль хорошо вписался в историческую застройку.

-8

В 2019 году вышла серия из 9 жетонов, описывающих типы станций петербургского метро. Как тут не вспомнить наши знаменитые «горизонтальные лифты» – станции закрытого типа 2-й и 3-й линий, в которых не было платформ: поезда в тоннелях отделялись от центрального зала рядом раздвижных дверей, как в лифте. Строить такие станции было быстрее и дешевле, а в эксплуатации они были безопаснее.  Всего таких станций в Ленинграде было построено 10, и они действительно уникальны: ни в одном метро мира вы не встретите ничего подобного.

-9

А с 2014 года начинается чеканка серии жетонов, посвящённых типам электропоездов петербургского метро. Здесь мы можем проследить историю подвижного состава метрополитена: от старинных поездов с винтажными салонами вагонов до ультрасовременных электричек, расцвеченных неоном и пластиком.

В 2023 года как раз вышел  очередной жетон этой серии, посвящённый электропоезду 81-725.1 "Балтиец".

-10

Обратите внимание, как детализировано изображение электропоезда в туннеле, и даже можно разглядеть лицо машиниста в кабине головного вагона!

Да, современные вагоны новых поездов – удобны, надёжны, отличаются плавностью хода и хорошей звукоизоляцией. Но мне было приятнее ехать в стареньком вагончике первых серий, с такими – помните? – жёлтыми стенами, коричневыми диванчиками с обивкой из кожзама...  И этот приглушённый свет ламп накаливания в округлых плафонах... Как же органично было зайти в такой вагон с перрона станции «Автово»!

Но время не стоит на месте. И сегодня петербуржцы ждут открытия новых станций своего родного метрополитена, который, несомненно, стал уже чем-то большим, чем просто транспорт. Метро-музей, метро-лифт, метро-машина времени, метро – кровеносная система города...

Каким оно будет дальше – посмотрим. А я, пожалуй, пойду, прокачусь. И для входа куплю жетончик. И ещё один – на память.

Павел Синельников