Найти в Дзене
Любопытный дилетант

«Павлины» — современники динозавров

Половой отбор, когда один из полов, обычно женский, выбирает партнёра по чисто внешним признакам — хоть и ведёт к результатам, кажущимся не особенно практичными, вроде павлиньего хвоста, возник очень давно, ещё в кембрии, и популярным остаётся и по сей день.

Динозаврик сохранился на редкость неплохо.
Динозаврик сохранился на редкость неплохо.

Особенно этот способ поиска партнёра уважают костистые рыбы и птицы, даже несмотря на то, что самцы в итоге часто попадают на обед хищникам. Причём у птиц украшения вроде павлиньих возникли весьма давно, ещё в раннем меле, когда нептичьи динозавры вымирать даже не собирались. Во всяком случае, именно об этом свидетельствует сделанная в Китае находка палеонтологов.

Райская птица с зубами? Ну, какой рай, такая и птица.
Райская птица с зубами? Ну, какой рай, такая и птица.

Динозавр, относящиеся к энанциорнисам — мезозойским «почти птицам», сохранился очень хорошо. Удалось найти не только скелет, но и отпечатки перьев, включая хвост. Причём хвост был очень похож на хвосты современных райских птиц и южноамериканских кетсалей. Из довольно короткого веера торчало шилохвостье — два очень длинных пера, которыми современные птичьи кавалеры как раз и завлекают дам.

Впрочем, окраска могла быть вообще любой, определить её очень трудно.
Впрочем, окраска могла быть вообще любой, определить её очень трудно.

Динозаврика, жившего несколько меньше 130 миллионов лет назад, назвали в честь китайского аналога европейского феникса Yuanchuavis kompsosoura. Сама птичка была весьма невелика, меньше сороки, всего пару десятков сантиметров длиной. Зато хвост был всем хвостам хвост — в полтора раза длиннее остального животного — около трети метра.

Такой «павлин» был точно не один.
Такой «павлин» был точно не один.

Такие украшения, конечно же, без влияния полового отбора не возникают, надо полагать, когда найдётся самка, относить её к тому же виду придётся по скелету — едва ли у самок было такое же богатство. Само возникновение таких антиприспособлений с точки зрения самцов вполне понятно — они просто «увлеклись» состязанием, кто красивее.

Но в явном меньшинстве.
Но в явном меньшинстве.

Самкам же такие красоты с практической точки зрения никакой пользы не приносят. Но с одной стороны у таких видов самец о потомстве не заботится и даже яиц не насиживает, так что если его сожрут после спаривания, самке от этого ни тепло ни холодно. А с другой, согласно «теории гандикапа», раз уж самец с таким обременительным грузом всё же сумел дожить до половой зрелости, то уж у него-то гены точно хорошие.

Птицы
1138 интересуются