У всемирно известного французского архитектора Ле Корбюзье случился с СССР яркий, но короткий роман, в результате которого на свет появилось всего одно здание в Москве – Дом Центросоюза. Однако у мэтра были планы по полному переустройству центра столицы и возведению Дворца Советов в Хамовниках. Мы расскажем как о состоявшемся проекте французского архитектора, так и о тех, которые остались на бумаге.
Свободная циркуляция людей и воздуха
Ле Корбюзье входит в число самых значимых архитекторов XX века: он прочно завоевал славу европейского авангардиста № 1. Французский мэтр построил порядка полусотни объектов в различных странах, включая и СССР. В 1928 году архитектор участвовал и победил в конкурсе на возведение здания Центросоюза в Москве, на Чистых прудах.
Проект Ле Корбюзье по архитектуре и техническому исполнению был инновационным для Советского Союза. В нем воплощены принципы, сформулированные мэтром в «Пяти отправных точках современной архитектуры». Это столбы-опоры, плоская крыша-терраса, ленточное остекление, свободный фасад и свободная планировка помещений – первый в мире open space.
Работая над проектом, архитектор сформулировал еще один принцип: «свободной циркуляции людей и воздуха». К примеру, он убрал почти все лестницы в здании, а перемещение между этажами устроил по пандусам и патерностерам (лифты непрерывного действия).
К возведению дома приступили в 1929 году. Проработка проекта, в том числе адаптация под советские строительные стандарты, продолжалась как до начала строительства, так и во время.
В этом французу помогал советский архитектор Николай Колли, который курировал работы на площадке. Периодически в Москву наведывался и сам Ле Корбюзье. Параллельно с реализацией проекта здания Центросоюза он знакомился с городом, ходил по выставкам, мастерским, а также продолжал участвовать в конкурсах.
Когда нужен хирург, не приглашают палача
Ле Корбюзье замахнулся ни много ни мало на перестройку всей Москвы. Он участвовал в конкурсе на генплан города, где предложил радикальное решение. Так, архитектор хотел заменить радиально-кольцевую планировку на прямоугольную.
Большую часть центра предлагал снести, пощадив лишь Кремль и Китай-город. Территорию города – уменьшить и разделить по функциям: исторический и административный центры, жилые районы и промышленность. Но поддержки советского руководства эта идея не нашла. Руководивший работами по планировке и застройке столицы Владимир Семенов высказался тогда весьма определено: «Для реконструкции нужны решительные меры. Нужна хирургия. Но когда нужен хирург, не приглашают палача».
Также француз участвовал в конкурсе на создание Дворца Советов – «зримый архитектурный центр», соответствующий статусу коммунистического центра мира. Здание предназначалось для сессий Верховного Совета СССР и массовых демонстраций. Построить его хотели на Волхонке, снеся храм Христа Спасителя. Ле Корбюзье разработал новаторский проект. План представлял собой соединение объемов, а над ними проходила «дуга», создававшая пространство Большого зала.
Но к 1930-ым годам времена в СССР изменились. Государственным стилем архитектуры стал сталинский ампир. Лучшим признали проект архитектора Бориса Иофана, впрочем, тоже не реализованный. А проект Ле Корбюзье не попал даже в шорт-лист, что особенно задело архитектора. Он решил обратиться с письмом лично к Сталину, критикуя комиссию конкурса за пристрастие к устаревшей архитектуре и непрозрачные критерии выбора. Ответа так и не последовало.
После конкурса архитектор навсегда отказался сотрудничать с СССР. Даже не захотел достраивать здание Центросоюза. Завершил его Николай Колли. Дом был готов в 1936 году, но реализовали далеко не всё. Это возмутило француза, особенно – замена бетонных фасадов на облицовку розовым туфом. Архитектор даже хотел отказаться от авторства и считал проект одним из своих самых неудачных. Но гонорар от советских властей все-таки принял.
P.S. Сегодня в Москве появляется немало интересных, запоминающихся проектов, которые способны стать частью истории столицы. Например, яркой футуристической архитектурой выделяется «Дом 56», который ГК «Галс-Девелопмент» строит в Басманном районе. Три башни жилого комплекса высотой в 20, 23 и 27 этажей будут объединены единым стилобатом. Согласно проекту бюро Pride, объемы высоток скруглены и плавно асимметрично изгибаются с эффектом закручивания, опираясь на общий стилобат. Подробнее ознакомиться проектом можно на сайте застройщика.