В СССР редко, но все-таки строились оригинальные здания. Мы расскажем о шести домах в Москве, построенных на опорах, и раскроем основное предназначение этих «ножек»
Здание Центросоюза
Первые дома «на ножках» возникли в СССР благодаря Ле Корбюзье (1887–1965) – одному из наиболее значимых архитекторов XX века, пионеру архитектурного модернизма и функционализма. В его известных «Пяти отправных точках архитектуры» он сформулировал концепцию архитектуры нового времени.
Первый принцип как раз включает столбы-опоры, освобождающие место для сада или автостоянки. Здания по проектам Ле Корбюзье построены в самых разных странах, одно появилось и в СССР. Это дом Всесоюзного общества кооператоров (Центральным союзом потребительских обществ он стал позже), построенный в 1936 году на Мясницкой улице. Семиэтажное здание имеет интернациональной стиль и, конечно, в нем воплощены «отправные точки» архитектора. Свободное пространство между балками дома планировали использовать для парковки автомобилей.
Дом Наркомфина
Автор этого здания – уже советский архитектор, но вдохновленный идеями Ле Корбюзье. В 1930 году на Новинском бульваре возвели дом для работников Народного комиссариата финансов СССР. Здание в стиле авангарда и конструктивизма спроектировал Моисей Гинзбург. На круглые опоры высотой 2,5 метра поместили основной шестиэтажный корпус, где размещались квартиры. Гинзбург объяснял открытый первый этаж способом «оторвать здание от земли» и преодолеть неровность площадки, а также экономичностью и возможностью «не разрезать домом территории парка». Кроме прочего он считал, что нижний уровень минимально пригоден для жизни.
Дом-коммуна на Орджоникидзе
В том же году у пересечения улицы Орджоникидзе и 2-го Донского проезда появилось общежитие для Текстильного института. Дом построен по проекту архитектора Ивана Николаева, который также являлся поклонником Ле Корбюзье. Главное здание – восьмиэтажный спальный корпус в стиле конструктивизма – возведено на стальном каркасе.
Одна из инспекций, заметив во время строительства большое количество стальных балок, заподозрила Николаева в растрате стратегических материалов, и архитектор некоторое время ожидал ареста, но все обошлось.
«Дом-сороконожка»
Следующая волна домов на «ножках» пришлась на время панельного домостроения второй половины 1960-х годов. Типовым сериям предшествовали экспериментальные, одной из которых стала II-57/17 – это 17-этажные дома на опорах.
Такие здания появились на проспекте Мира, 110, к. 2 и Смоленском бульваре, 6-8. А самой известной стала вариативная форма этой же серии – 25-этажный дом на проспекте Мира, 184, к. 2, напротив скульптуры «Рабочий и колхозница». Здание построено в стиле брутализм по проекту архитектора Виктора Андреева. У дома необычные V-образные ножки высотой в два этажа, из-за которых народ окрестил здание «домом-сороконожкой», хотя опор у него только 30.
«Дом авиаторов»
Настоящую «сороконожку» с 40 опорами высотой уже в четыре этажа построили в 1978 году на Беговой улице. Автором стал архитектор Андрей Меерсон. 13-этажное строение решено также в стиле брутализм. Есть версия, что дом подняли на «ножки» для создания «эффекта сквозняка», чтобы в помещениях не скапливались выхлопные газы от движения машин по Ленинградскому проспекту. Дом предназначался под гостиницу для летней Олимпиады 1980 года, однако стал жилым. Квартиры получили работники авиационного завода «Знамя Труда», и здание прозвали «Домом авиаторов».
«Дом-корабль»
Дом рядом со станцией метро «Тульская» начали возводить под руководством архитектора Владимира Бабада в 1972 году, а завершили лишь в 1986 году. В том числе из-за колоссальных размеров – 400 метров в длину - здание назвали «домом-кораблем». Стиль – брутализм. Между парами подъездов и по краям дома сделаны высокие пролеты с большими колоннами, благодаря которым жители могут проходить на другую сторону дома, не обходя почти полкилометра вокруг. Также эти пролеты спасают здание от излишней ветровой нагрузки.
Эти уникальные дома и серии стали вызовом своего времени. В наши дни на необычнее проекты тоже решаются немногие. Например, группа компания «Галс-Девелопмент» в конце октября приступит к продажам в своем первом проекте премиум-класса с футуристическим обликом в стиле параметрической архитектуры – «Доме 56» в Басманном районе.
Согласно идее авторов, бюро Pride, три скругленные башни высотой 20-23-27 этажей будут плавно асимметрично изгибаться с эффектом закручивания. Высотки разместят на общем стилобате с лобби и коммерческими помещениями, а в подземной части оборудуют паркинг и кладовые. Фасады башен украшены металлическими пластинами в оттенках трех руд – никеля, меди и железа, квартиры имеют панорамные окна в пол. Подробнее ознакомиться с проектом можно на сайте застройщика.