Что надо делать. чтобы справится с глобальными проблемами современности и отвести угрозы существованию и здоровью людей? Для этого профессиональные управленцы (политики) должны направить свои усилия и организовать усилия всего общества в направлении преодоления глобальных кризисов современности, но для этого следует изменить и внутренний мир человека, без чего невозможно решение проблем (в т.ч. глобальных) стоящих перед современной человеческой цивилизацией. Изменение внутреннего мира человека должно затрагивать перестройку его сознания, души и духа. Деятельность и творческая активность человека должны быть направлены не на покорение и разрушение природы, не на «войну всех против всех», а на созидание, на гармонизацию отношений с природой и с обществом, на саморазвитие, раскрытие резервов человеческой психики, духа, сознания. Именно на это должны быть направлены первоочередные усилия государственных деятелей всех стран.
Может показаться, что это благие пожелания, абстрактное долженствование. С одной стороны это так и есть, поскольку одна из главных функций философии – теоретическая. Практическая функция у неё тоже есть, но она носит подчинённый, неосновной характер. Да и сама практическая функция философии заключается не в практических действиях, как таковых, а в том, что философия должна давать практические рекомендации, а их реализацией и внедрением должны заниматься другие люди (а если даже и философы, то уже не как непосредственно философы, а как общественные и политические деятели).
Таким образом – что делать? – более-менее понятно. (Подробнее см.):
Но кто и как должен делать это решённое – что? К сожалению здесь перспективы видятся гораздо более туманными и автор склонен оценивать их скорее пессимистически. В современном обществе что-то не видно общественных сил способных взять на себя эту роль. Большинство современных людей (это относится и к политическим, научным и прочим элитам, и к народным массам, и к прочим слоям населения) озабочены не тем, как улучшить общество, в котором они живут, а как лучше устроится в нём самому. Устроится на хорошо оплачиваемую работу, сделать карьеру, купить машину, квартиру и т.п. – вот предел мечтаний для большинства жителей современного «общества массового потребления». Мечты некоторых распространяются дальше: дворец в Геленджике, вилла на Канарах, дом в Испании и ещё один в Португалии и т.д. Но это разница количественная, а не качественная. А если удастся это сделать за счёт других, тем лучше. Популярным стал фарисейски-иезуитский лозунг: «Всего на всех не хватит, всех много, а всего мало». Поэтому в ход идут: ложь, предательство, забвение обязательств и т.п. Простое «неоказание помощи», в этой ситуации – смотрится едва ли не как невинная шалость. Мы далеки от мысли призывать всех к бессребренности и альтруизму, к отказу от того, чтобы «хорошо устроится» и т.п., но, до тех пор, пока большинство людей будут думать только о том, как «хорошо устроится», все они, всё человечество в целом, неизбежно будут приближаться только к собственной гибели, к гибели своих детей и ещё не родившихся внуков и правнуков.
Но неужели действительно не найдётся ни одной социальной силы способной переломить ситуацию? Как доказано Г. Маркузе и его последователями, пролетариат постепенно утрачивает свою революционную роль и превращается в «одномерного» потребителя материальных благ. При этом Г. Маркузе полагал главным революционным классом – студенчество. С последним сложно согласиться, студенчество слишком разнородно и аморфно. Кто же является основным носителем революционных и прогрессивных идей в настоящее время? Следует согласиться с теми исследователями которые полагают этой социальной силой интеллигенцию, в особенности научную интеллигенцию, которая, в силу самой своей профессиональной и прочей деятельности (разумеется, речь идёт о подлинной интеллигенции, а не о многочисленной «образованщине»), не может предпочитать материальные блага – духовным. Подлинным интеллигентам следует объединиться во Всемирное Единство Разума и Нравственности (ВЕРНые силы,
подробнее см.):
http://lit.lib.ru/l/lazutkin_a_p/poststate.shtml
которые и будут, в мировом масштабе (глубоко верным и современным остаётся положение К. Маркса о невозможности революционных преобразований в одной отдельно взятой стране, крах СССР, наглядное тому подтверждение) заниматься практической реализацией и внедрением данных философских (теоретических и практических) рекомендаций в жизнь. Однако, для этого интеллигентам ещё следует преодолеть разобщённость, индивидуализм и эгоцентризм, в значительной мере присущие интеллигенции, а это само по себе является проблемой, в силу своей специфики интеллигенция действительно склонна воспроизводить вышеперечисленные свойства. Поэтому повторюсь: я скорее пессимистически оцениваю вероятность благоприятного выхода из этой ситуации.