Найти тему

Саморазвитие - дело, конечно, хорошее. Но не пора ли заняться развитием человека?

Факторы, конечно, правильные. Но не хватает самого главного - экономической и политической обстановки.
Факторы, конечно, правильные. Но не хватает самого главного - экономической и политической обстановки.

Рассматривая самого человека как совокупность природных (наследственных), социальных (усвоенных в процессе социализации) и собственно духовных (т.е., саморазвитых, самовоспитанных, самопрограммируемых) факторов, а также вычленяя в каждом его проявлении, поступке или действии, то, что обусловлено его природностью (биологией), его социальностью (детерминирующим влиянием общества, социума), и его духовностью (сознательностью, эмоциональностью, творческой и прочей активностью, а также волей), тем самым, можно глубже, полнее и лучше понять и самого человека и все его конкретные проявления и поступки. Необходимо не только понимать и изучать (человекознание), но и развивать, направлять человека, способствовать его дальнейшему улучшению и развитию (человековедение). Для этого необходимы комплексные меры по его совершенствованию и развитию, особенно в личностном плане. Эти меры смогут быть более эффективными только в том случае, если они будут направлены на комплексное развитие человека и его личности, на развитие его биологической и социальной составляющих, а также на развитие его сознания, души и духа.

На первом месте в этом ряду – экономические меры. Общее (биологическое + личностное) и личностное (социальное + духовное) развитие человека должно быть востребовано обществом, выгодно и обществу, и самому индивиду. Это станет возможным только в случае реального, деятельного привлечения трудящихся к управлению производством, экономикой, обществом в целом (что касается «нетрудящихся», то возможности их общего и личностного развития сильно ограничены до тех пор, пока они «нетрудящиеся»). Причём привлечение к управлению обществом должно начинаться именно с его основы, с управления своим участком производства (предприятием), а не с формальной и неэффективной представительной демократии. Привлечением трудящихся к управлению производством, а через него и обществом, а также обеспечением эффективности этого привлечения и защитой его от посягательств со стороны других структур (например, бюрократической системы, номенклатуры, мафии, предпринимателей-капиталистов) должны заняться, обновлённые профсоюзы, которые, тем самым, выполнили бы свою первую и основную функцию – защиту интересов трудящихся, − и могли бы стать не только школой коммунизма, но «школой общего и личностного развития трудящихся».

Следом за экономическими должны идти политические меры. Политика должна включить в свою преамбулу общее и личностное развитие граждан, обеспечить им для этого все необходимые условия. Представительная демократия должна эволюционировать в сторону более реальной – партиципаторной демократии.

Особо следует выделить педагогические меры. Конечно, при отсутствии экономических, политических и прочих – педагогические, отнюдь не панацея, но, в то же время, без педагогических, образовательных мер не воспитать разносторонне, гармонично развитого человека и личность. Образованию и самообразованию следует подвергать и биологическую сторону человека (его здоровье, долголетие, физическое совершенство), и социальную (моральность, нравственность, коллективизм, ответственность перед обществом и другими людьми) и духовную (сознание, душу и дух).

Следует подчеркнуть роль философии, в общем и личностном развитии человека. Философия указывает пути и методы этого развития, обосновывает его полезность и значимость, даёт конкретные советы и рекомендации по его использованию и применению. Философия должна выработать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей (А.Н. Уайтхед). Наконец, философия в союзе с психологией и психиатрией должна помогать лечить и корректировать не просто психику человека, но именно его сознание, душу и дух, рационально-практическим способом соединив человека с миром.

Конечно в комплексном подходе к изменению внутреннего мира человека, просветительские меры, образование и наука должны занимать существенное место, но не центральное. Центральное место должны занимать меры экономические, поскольку экономика – фундамент, базис всех остальных социальных явлений, а также меры политические – поскольку «политика есть концентрированное выражение экономики». Профессиональные управленцы (политики) должны направить свои усилия и организовать усилия всего общества в направлении преодоления глобальных кризисов современности, а для этого следует изменить внутренний мир человека, без чего невозможно решение проблем (в т.ч. глобальных) стоящих перед современной человеческой цивилизацией. Изменение внутреннего мира человека должно затрагивать перестройку его сознания, души и духа. Деятельность и творческая активность человека должны быть направлены не на покорение и разрушение природы, не на «войну всех против всех», а на созидание, на гармонизацию отношений с природой и с обществом, на саморазвитие, раскрытие резервов человеческой психики, духа, сознания. Именно на это должны быть направлены первоочередные усилия государственных деятелей всех стран.

Может показаться, что это благие пожелания, абстрактное долженствование. С одной стороны это так и есть, поскольку одна из главных функций философии – теоретическая. Практическая функция у неё тоже есть, но она носит подчинённый, неосновной характер. Да и сама практическая функция философии заключается не в практических действиях, как таковых, а в том, что философия должна давать практические рекомендации, а их реализацией и внедрением должны заниматься другие люди (а если даже и философы, то уже не как непосредственно философы, а как общественные и политические деятели).