В книгах (что в детских, что во взрослых) очень часто встречаются нам герои. Иногда героя можно узнать с первого взгляда (ну там — сияющие доспехи, меч, борьба со злом и так далее). А иногда нужно прочитать книгу до конца, закрыть её, а потом через какое-то время только понять — кто же там герой. А можно и не понять. Да и что это вообще такое - «герой»?
Этот вопрос в детстве задавал себе не только я, но и главные герои (простите за тавтологию) книги Джеймса Крюса «Мой прадедушка, герои и я».
Старый и Малый — как их называли в их большой немецкой семье. Малому (который и «написал» эту книгу) — четырнадцать, Старому — восемьдесят девять. Кроме родства, связывала их ещё одна общая и не совсем характерная для их семьи черта: оба они были поэтами. И собирались они иногда вместе, и писали стихи.
Как-то раз с прадедушкой случился удар, он два месяца провёл в постели. А после выяснилось, что встать он не может — ноги не слушаются. Вот ему и купили кресло на колёсиках:
Сперва прадедушка проклинал эту дурацкую каталку, но понемногу стал к ней привыкать, а потом она и вовсе ему полюбилась. И вскоре он принялся колесить в своём кресле по всей квартире. Это пришлось совсем не по вкусу моей бабушке, у которой он жил. И тогда она призвала на помощь меня — в качестве «успокоительного средства для этого околеселого деда». Дело в том, что я был, во-первых, любимцем моего прадедушки, а во-вторых, его учеником по части сочинения стихов и рассказов. Кроме того, я как раз незадолго до этого натёр себе пятку, и на ней получился нарыв (и все из чистого тщеславия: ботинки мне жали, а я молчал). Поэтому я пока не ходил в школу и мог целиком посвятить себя прадедушке.
Устроив предварительно на чердаке располагающий к написанию виршей творческий беспорядок, приготовив вместо не нашедшейся бумаги рулон старых обоев и выкурив трубку (ну, то есть - уютно устроившись), Старый сказал:
— Ну вот. А теперь, когда мы научились сочинять, давай придумывать всякие истории не просто так, а про серьезные вещи — про жизнь, про людей.
— А что можно придумать про людей, прадедушка? У всех людей один нос, два глаза, два уха, один рот и четыре прадедушки.
— Но не все люди герои, — сказал мой прадедушка.
— Герои, по-моему, все скучные, — поморщился я. — Не нравятся мне эти подвиги Зигфрида — как он там всех убивал своим мечом…
— Мне тоже не нравятся, — усмехнулся прадедушка. — Я и вообще не считаю Зигфрида героем.
— Как так? — спросил я. — Разве Зигфрид не герой?
— Видишь ли, Малый, есть разные мнения насчет того, что такое герой. Вот мне и пришла идея: давай писать стихи и рассказы про героев. И попробуем разобраться, что это значит — быть героем.
Целую неделю звучали на чердаке стихи, притчи, баллады и поэмы. Целую неделю Старый да Малый выясняли: что такое — быть героем. (И сам Джеймс Крюс, конечно, выяснял: с присущими ему тонким юмором и знанием жизни). Но точного ответа так и не нашлось. Одно Малый усвоил точно: не всякий, кому воздвигают памятник, герой. И не всякому герою ставят памятник.
Да, эта книга о том, что героями не рождаются — ими становятся. И очень часто — поневоле. Банально? Возможно. Но как это написано!..
Очень рекомендую прочитать эту книгу по героеведению и (возможно) узнать ответ на этот вопрос: кто же такие герои?
Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!