Найти тему
Серебристый ландыш

Камнерезное искусство на Урале

Друзья, сегодня ходила в Центр истории камнерезного дела им. А.К. Денисова-Уральского в Екатеринбурге. Мороз на улице был гораздо слабее, чем всю эту неделю и я шла до музея от метро пешком. Сначала по улице 8 Марта, потом по улице Малышева и наконец свернула на улицу Пушкина. В данном рассказе будет много фото как города, так и музейных экспонатов.

ВАЗЫ . ЯШМА. ЛАТУНЬ. 1950 ГОД.
ВАЗЫ . ЯШМА. ЛАТУНЬ. 1950 ГОД.

Екатеринбург необычайно красив зимой. Неделю в городе стояли трескучие морозы под сорок градусов. Река Исеть покрыта льдом и снегом.

 ВИД С УЛИЦЫ МАЛЫШЕВА НА ПЛОТИНКУ.
ВИД С УЛИЦЫ МАЛЫШЕВА НА ПЛОТИНКУ.

С улицы Малышева виден небоскрёб "Высоцкий"-знаковое здание города с бассейном на крыше. О нём я тоже писала.

УЛИЦА МАЛЫШЕВА В ЕКАТЕРИНБУРГЕ.
УЛИЦА МАЛЫШЕВА В ЕКАТЕРИНБУРГЕ.

Улица Пушкина с историческими особнячками идёт параллельно улице Малышева-одной из самых длинных улиц города.

УЛИЦА ПУШКИНА,ИДУ В МУЗЕЙ.
УЛИЦА ПУШКИНА,ИДУ В МУЗЕЙ.

Прохожу мимо здания прокуратуры. Здесь находится приёмная заместителя прокурора страны.

-5

А вот и здание музея. Он находится в старинном особняке

 был
был

Когда -то, в далёком 19 веке, дом принадлежал чиновнику. Архитектура здания характерна для периода эклектики с использованием приёма классицизма: окна. украшенные наличниками с лепниной, на кровле парапетные столбики с вазонами.

-7

А сейчас здесь находится музей и каждый желающий может сюда прийти и ознакомиться с историей камнерезного искусства на Урале.

-8
-9

Вхожу в музей. На стене висят фото и картины особняка, где сейчас находится музей, его виды в разные века и годы.

-10

Тишина меня пугает. Оказывается сегодня, в это время, я единственный посетитель и на меня обращено всё внимание сотрудников. Когда я буду собираться на выход, придёт большая группа школьников и станет очень шумно.

-11

Сразу после гардероба небольшой магазинчик изделий из уральских камней.

-12

Здесь изделия местных уральских мастеров. Скоро состоится очередная выставка "Минерал Шоу" и эти изделия примут там участие.

ПОРТРЕТ А.К. ДЕНИСОВА-УРАЛЬСКОГО-РУССКОГО ЖИВОПИСЦА И КАМНЕРЕЗА.
ПОРТРЕТ А.К. ДЕНИСОВА-УРАЛЬСКОГО-РУССКОГО ЖИВОПИСЦА И КАМНЕРЕЗА.

Музей носит имя известного русского живописца и камнереза Денисова-Уральского. Его портрет висит на видном месте вместе с его картинами в одном из залов.

Художник родился в Екатеринбурге в 1864 году. С юных лет осваивал тонкости камнерезного дела. Дебютом молодого мастера стала Всероссийская художественно-промышленная выставка 1882 года в Москве. После этого художник самоучка отправляется покорять северную столицу. Преодолевая трудности и лишения, осваивает искусство живописи и акварели в Рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, после окончания которой работает художником -оформителем в училище технического рисования барона Штиглица. В 1900 году, после успеха на Всемирной выставке в Париже, где художник представил работы с огранёнными аметистами, открывает свою первую персональную выставку "Урал в живописи". О качестве его ювелирных работ говорит тот факт, что заказчиками его ювелирных украшений являлись члены императорской семьи, богатые промышленники и высшая аристократия того времени.
-14

В первом зале музея находится большая выставка уральских камней.

МАЛАХИТ
МАЛАХИТ

Особое место в палитре уральских цветных камней занимает малахит. Первые упоминания об этом минерале на Урале, связаны с месторождениями меди, что не удивительно-малахит является карбонатом этого элемента. По указу Императрицы Екатерины Второй, положили конец переплавке малахита. Его стали запасать отдельно от руды и в конце 18 века камень стали использовать при изготовлении декоративных предметов.

ДЫМЧАТЫЦ КВАРЦ
ДЫМЧАТЫЦ КВАРЦ

Императорская Екатеринбургская гранильная фабрика начала работать в 1751 году. Этому событию предшествовали годы поисков цветного камня, а также опыт первой гранильной мастерской, учреждённой в Екатеринбургском заводе в 1726 году. Запуск императорской гранильной фабрики был связан с ростом потребностей строящихся столичных дворцов в архитектурных деталях из камня. В работу шёл прежде всего мрамор: белоснежный, серый, с прожилками. И сейчас в Зимнем и Мраморном дворцах Петербурга можно видеть колонны и лестничные марши, созданные в то время.

МАЛАХИТ
МАЛАХИТ
-18
-19
-20
-21
-22
УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ.
УРАЛЬСКИЕ САМОЦВЕТЫ.
СТАНОК МАСТЕРА-КАМНЕРЕЗА
СТАНОК МАСТЕРА-КАМНЕРЕЗА
МАКЕТ ШАХТЫ,ГДЕ ДОБЫВАЛИ КАМНИ
МАКЕТ ШАХТЫ,ГДЕ ДОБЫВАЛИ КАМНИ
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ШАХТЫ "НАДЁЖНАЯ" В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ.1840 ГОД. ХУДОЖНИК ХУДОЯРОВ В.П.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ШАХТЫ "НАДЁЖНАЯ" В НИЖНЕМ ТАГИЛЕ.1840 ГОД. ХУДОЖНИК ХУДОЯРОВ В.П.

Открытие в 1835 году в шахте "Надёжная" под Нижним Тагилом монолита малахита колоссального размера, позволило использовать этот минерал в архитектурных деталях. Так в 1836 году начинаются работы в Малахитовом зале собственного особняка Демидовых, а через два года появляется убранство знаменитого зала в Зимнем дворце. Кульминация наступает с освящением Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге6 роскошные колонны, обрамляющие алтарь, облицованы малахитом.

ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ЛАГУТЯЕВА С СЫНОМ.ХУДОЖНИК КОРЗУХИН А.И. 1854 ГОД
ПОРТРЕТ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ЛАГУТЯЕВА С СЫНОМ.ХУДОЖНИК КОРЗУХИН А.И. 1854 ГОД

С конца 1840 года в Екатеринбурге активно развивается торговля изделий из камня. Владельцы крупных магазинов не только скупают продукцию кустарей. но и создают свои мастерские. Так. на протяжении 80 лет существовало предприятие Лагутяевых, два поколения которых завоевали репутацию не только на местном рынке. В 1843 году Николай Иванович ( см выше картину) основал в Екатеринбурге ювелирное камнерезное предприятие, которое занималось скупкой и перепродажей каменного товара. После его смерти, семейное дело перешло к его сыну.

ЧАША ОТ ВАЗЫ. МАЛАХИТ. МЕТАЛЛ. 19 ВЕК.
ЧАША ОТ ВАЗЫ. МАЛАХИТ. МЕТАЛЛ. 19 ВЕК.

После революции закрытая в 1918 году фабрика постепенно восстанавливалась, как одно из предприятий национального треста "Русские самоцветы". Башни Московского Кремля украсили звёзды, в металлические конструкции которых были закреплены тысячи уральских самоцветов. В годы ВОВ завод был переориентирован на военное производство, а после окончания войны снова вернулся к созданию камнерезных изделий.

ЭСКИЗ  ВАЗЫ ИЗ МАЛАХИТА.
ЭСКИЗ ВАЗЫ ИЗ МАЛАХИТА.
ПРЕСС-ПАПЬЕ "ГРОЗДЬ ВИНОГРАДА". СЕРЕДИНА 19 ВЕКА. ЯШМА, АМЕТИСТ.
ПРЕСС-ПАПЬЕ "ГРОЗДЬ ВИНОГРАДА". СЕРЕДИНА 19 ВЕКА. ЯШМА, АМЕТИСТ.
ВАЗА "ВОЗРОЖДЕНИЕ". 1981 ГОД. РОДОНИТ, ЯШМА.МРАМОР,ЛАТУНЬ.
ВАЗА "ВОЗРОЖДЕНИЕ". 1981 ГОД. РОДОНИТ, ЯШМА.МРАМОР,ЛАТУНЬ.
ПАННО "ПЕРВОЦВЕТ" 1999 ГОД.
ПАННО "ПЕРВОЦВЕТ" 1999 ГОД.
ВАЗЫ ЯШМА. ЛАТУНЬ, 1950 ГОД.
ВАЗЫ ЯШМА. ЛАТУНЬ, 1950 ГОД.
ГРИВНА "СКАЗ"1986 ГОД, МАЛАХИТ,ХРИСТОПРАЗ.
ГРИВНА "СКАЗ"1986 ГОД, МАЛАХИТ,ХРИСТОПРАЗ.
ОЖЕРЕЛЬЕ  "АГАТ" 1981 ГОД. АГАТ.ОПАЛ.НИКЕЛЬ
ОЖЕРЕЛЬЕ "АГАТ" 1981 ГОД. АГАТ.ОПАЛ.НИКЕЛЬ
УКРАШЕНИЕ ИЗ ГОРНОГО ХРУСТАЛЯ.
УКРАШЕНИЕ ИЗ ГОРНОГО ХРУСТАЛЯ.
КОЩЕЙ. 2013 ГОД. КАМНЕРЕЗНЫЙ ДОМ АЛЕКСЕЯ АНТОНОВА. В РАБОТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ЯШМА.ХАЛЦЕДОН.ТИГРОВЫЙ ГЛАЗ.ПИРИТ.КОСТЬ.ГЕМАТИТ,АМЕТИСТ,ТОПАЗ.АВАНТЮРИН,ФИАНИТ,СЕРЕБРО.БРОНЗА.
КОЩЕЙ. 2013 ГОД. КАМНЕРЕЗНЫЙ ДОМ АЛЕКСЕЯ АНТОНОВА. В РАБОТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ЯШМА.ХАЛЦЕДОН.ТИГРОВЫЙ ГЛАЗ.ПИРИТ.КОСТЬ.ГЕМАТИТ,АМЕТИСТ,ТОПАЗ.АВАНТЮРИН,ФИАНИТ,СЕРЕБРО.БРОНЗА.
-38
БАБА-ЯГА. 2012 ГОД. СТУДИЯ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА "СВЯТОГОР". В РАБОТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ЯШМА.АГАТ.ХАЛЦЕДОН,ХРИЗОПРАЗ.ЛАТУНЬ.ДЕРЕВО.
БАБА-ЯГА. 2012 ГОД. СТУДИЯ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА "СВЯТОГОР". В РАБОТЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ЯШМА.АГАТ.ХАЛЦЕДОН,ХРИЗОПРАЗ.ЛАТУНЬ.ДЕРЕВО.
СКИФ -КЕНТАВР 1919 ГОД. СТУДИЯ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА "СВЯТОГОР".КРЕМЕНЬ.
СКИФ -КЕНТАВР 1919 ГОД. СТУДИЯ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА "СВЯТОГОР".КРЕМЕНЬ.

Сегодня искусство уральских мастеров продолжает развиваться. Наиболее крупными стали мастерские, выбравшие в качестве специализации трудоёмкую технику объемной мозаики. Эта техника в России появилась благодаря мастерским Карла Фаберже. В Екатеринбурге находятся два крупных камнерезных дома: студия камнерезного искусства "Святогор" и Камнерезный дом Алексея Антонова.

ЛЕСНОЙ ПОЖАР 1810 ГОД.ХУДОЖНИК ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ А.К.
ЛЕСНОЙ ПОЖАР 1810 ГОД.ХУДОЖНИК ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ А.К.

Отдельный зал в Центре камнерезного искусства посвящён творчеству живописца и камнереза Алексея Козьмича Денисова-Уральского. Самая большая картина в зале называется "Лесной пожар". Это стихийное бедствие представляет на Урале страшную, грандиозную и величественную картину, стихийное бедствие, к сожалению, до наших дней не перестающее свирепствовать из года в год.

УТРО НА РЕКЕ ЧУСОВОЙ.1896 ГОД. ХУДОЖНИК ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ А.К.
УТРО НА РЕКЕ ЧУСОВОЙ.1896 ГОД. ХУДОЖНИК ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ А.К.
ОКТЯБРЬ НА УРАЛЕ. ХУДОЖНИК ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ А.К.
ОКТЯБРЬ НА УРАЛЕ. ХУДОЖНИК ДЕНИСОВ-УРАЛЬСКИЙ А.К.

И в конце своей экскурсии подхожу к карте месторождений самоцветов и минералов 1911 года.

НАСТЕННАЯ КАРТА МЕСТРОЖДЕНИЙ ЦВЕТНЫХ КАМНЕЙ И МИНЕРАЛОВ НА УРАЛЕ. 1911 ГОД.
НАСТЕННАЯ КАРТА МЕСТРОЖДЕНИЙ ЦВЕТНЫХ КАМНЕЙ И МИНЕРАЛОВ НА УРАЛЕ. 1911 ГОД.
-45
ПРЕДСТАВЛЕН НЕ ВЕСЬ СПИСОК.
ПРЕДСТАВЛЕН НЕ ВЕСЬ СПИСОК.

Экскурсия прошла на отлично. Узнала для себя много нового и интересного. В подвале здания обустроена практическая зона, где установлены станки для обработки и шлифовки камней, где каждый желающий может попробовать свои силы в камнерезном искусстве. У группы школьников, которые встретились мне на выходе, запланирован был там мастер-класс.

Прошу поддержать МОЙ КАНАЛ подпиской.

Читайте также