Тема это очень интересная и показательная. Ленинград во время Великой Отечественной оказался эдаким самостоятельным полем битвы, отрезанным от всей страны. И, кстати, многие считают, что и пополнения войска Ленинградского фронта не получали с «Большой земли». Но это как раз ошибка, войска через Ладогу и по льду, и на кораблях передвигались в обе стороны достаточно активно. А уж до начала Блокады проблем не было совсем. Так, Ленинградский фронт за август получил от Ставки 90 100 человек пополнения, а в сентябре ещё свыше 30 тысяч. Правда, потери фронта за этот период были больше.
Однако, самым интересным во всём этом были именно внутренние резервы самого Ленинграда.
Их можно разделить на две группы. Во-первых, внутренние резервы внутри самих вооружённых структур — самого Ленфронта, войск ПВО, войск НКВД, Балтийского флота.
Во-вторых, это резервы самого города, точнее его населения.
Давайте начнём с первого. Как известно, чем больше людей в какой-либо структуре, тем больше из неё можно изъять. В Ленинграде таковых было изрядно.
Начнём с самих сухопутных войск фронта. Всегда можно «подчистить» тылы и разные подразделения обеспечения. Например, в Ленинграде было две бригады железнодорожных войск 9-я и 11-я. Из личного состав бригад была сформирована 9-я стрелковая бригада.
Важным источником пополнения в целом в 1941 году стали наземные службы ВВС. Количество самолётов резко сократилось из-за потерь. А стало быть и для обслуживания нужно людей меньше. А в авиации на одного пилота приходится очень много народу на земле. Правда в том, что касается Ленинградского фронта я не нашёл конкретных данных по использованию личного состава батальоном аэродромного обслуживания и аэродромно-инженерных батальонов для пополнения войск на фронте. Однако статистика показывает, что и число батальонов, и количество личного состава к сентябрю сократилось существенно. Немало есть и воспоминаний людей, которые из БАО попали в пехоту. Другое дело, что из батальонов не формировали целые дивизии, как на других фронтах.
Важным источником пополнения Ленинградского фронта стал 2-й корпус ПВО. Его главная ценность оказалась в наличии более чем двух сотен сверхштатных 76-мм зенитных орудий. Полки зенитной артиллерии в Ленинграде перевооружали на 85-мм пушки, а 76-мм в корпусе оставались. Их и передавали для вооружения Красногвардейского укреплённого района, а также частей противотанковой артиллерии. Кстати, без расчётов, поскольку артиллеристов давали запасный артиллерийские полки — 4-й, 40-й и 47-й.
Кроме того, из личного состава корпуса (упоминается про 1500 человек из подразделений ВНОС) было сформировано две стрелковых бригады, одна из которых стала 10-й стрелковой, а вторая — 13-й стрелковой бригадой внутренней обороны. Точной численности 2-го корпуса ПВО я не нашёл, но только в составе зенитных полков было более 10 тысяч человек.
Конечно, всегда упоминают про войска НКВД. Которые действительно на Ленинградском фронте были переданы в оперативное подчинение армейскому командованию. Однако, тут интересны детали. В Ленинграде действительно было немало частей и соединений НКВД, включая пограничников, отошедших с Карельского перешейка (5-6 тысяч было на 22-е июня). А также для пополнения войск использовался личный состав милиции, сотрудников изоляторов, сотрудников разных служб.
Однако значительную часть пополнения дивизий составили истребительные батальоны — шесть батальонов для 20-й дивизии НКВД, четыре батальона для 1-й дивизии НКВД. Кроме того, дивизии НКВД получали и маршевые батальоны из 36-й запасной бригады Ленинградского фронта. Оно и понятно, в подчинении НКВД уже резервов не было, а дивизии надо было пополнять.
Ну и самым большим источником стал, конечно, Балтийский флот. Видимо, по неграмотности, очень многие люди сводят флот исключительно к кораблям. И далее делают вывод, что если с флота люди шли воевать на суше, то эти люди сошли с кораблей. Однако, как и в авиации, на каждого человека, который выходит в море, приходится несколько на берегу. Я, к сожалению, пока не смог найти полный состав всех береговых частей Балтийского флота в Ленинграде, Кронштадте, Ижорском укрепрайоне, но это десятки тысяч людей. Раз уж из состава этих частей флот смог передать для действий на суше свыше 80 тысяч человек, то понятно, что было намного больше. Основным источником личного состава для формируемых сухопутных частей стали Кронштадтский и Ленинградский флотский экипаж и полуэкипаж, отряды учебных и строящихся кораблей, запасной полк береговой обороны. Кроме того, в составе флота было немало тыловых, охранных, вспомогательных частей. Так же, как и написано выше про сухопутные войска, Балтийский флот формировал части из войск ПВО, береговой артиллерии, аэродромных подразделений, железнодорожных инженерных и строительных частей. Действительно использовались и целые экипажи кораблей, но кораблей либо строящихся, либо погибших, либо находившихся в ремонте. Флот передал в оперативное подчинение Ленинградскому фронту бригады морской пехоты, артиллерийские части. Я так пока и не нашёл точной информации, передавались ли флотом маршевые роты или батальоны для пополнения сухопутных войск. В целом, пока не очень понятно из чего складывается цифра в 87 635 моряков, сражавшихся в составе Ленинградского фронта. Повторяют её все, кому не лень, но подробного анализа я не встречал. Думаю этим заняться в обозримом будущем. И если у кого-то уже есть информация по береговым частям Балтфлота, то буду признателен, если поделитесь.
Конечно, так же, как и на других фронтах, в битве за Ленинград использовались курсанты военных училищ. Причём в Ленинграде это были как училища сухопутных войск, так и морские. А ещё и НКВД. Я планирую ещё сделать статью, где собрать информацию по всем формированиям из курсантов, поскольку какой-то обобщённой информации пока не нашёл.
Прежде чем перейти ко второй части, хочу предложить вам несколько интересных документов.
Ещё разные документы:
Интересный документ, хоть и не совсем по теме:
Теперь, что касается второй составляющей — населения города. После мобилизации в Ленинграде остались из мужчин призывного возраста только рабочие оборонных предприятий, имевшие бронь, а также студенты, преподаватели и сотрудники ВУЗов и научных заведений. Призыву они не подлежали, пока не было решения на самом верху, но зато вполне могли пойти воевать добровольно.
Первой формой для использования этих людей стали истребительные части.
Истребительные отряды и батальоны создавались по территориальному принципу из людей, которые не подлежали мобилизации, причём изначально без отрыва от производства. Формировались они по линии НКВД, вооружались в основном старым или иностранным оружием. Предназначались истребительные части для борьбы с воздушными десантами, диверсантами и поддержания порядка. Делать это должны были в свободное от работы или учёбы время. Когда же противник приближался к населённому пункту, то обычно истребительные части передавались в состав армии или использовались для формирования партизанских отрядов. Также точно было и в Ленинградской области.
Но постепенно всё бо́льшая часть личного состава переводилась на казарменное положение. При подходе немецких войск к Ленинграду часть истребительных батальонов заняла позиции на фронте. Так, весь правый берег Невы до самой Ладоги изначально занимали истребительные батальоны. Затем истребительные батальоны использовали для пополнения войск НКВД, в меньшей степени Ленинградского фронта и Балтийского флота. Кроме того, часть передали для формирования ополчения.
Чем-то на истребительные батальоны были похожи батальоны рабочие. Они формировались на предприятиях и в них входили почти все работники, и не только мужчины. Однако, в отличие от истребительных, рабочие батальоны предназначались для внутренней обороны города, личный состав проходил обучение без отрыва от производства. В Ленинграде батальоны даже начали сводить в бригады, но, слава богу, до уличных боёв не дошло.
Ещё одной формой стало ополчение. В ополчение забрали всех студентов и преподавателей ВУЗов, кроме тех, кто совсем уж неспособен был держать оружие. Хотя, значительная часть студентов осталась продолжать учёбу в эвакуации, но надо помнить, что учились же не только юноши, но и девушки. Последних также активно призывали. Студенты и сотрудники были весьма ценными кадрами в силу образования и использовались для формирования наиболее сложных подразделений — связи, артиллерии, инженерных частей.
С рабочими заводов в ополчении было сложнее, чем со студентами. Всех забирать в ополчение было не нужно — их просто нечем было вооружать, да и заводы останавливать было нельзя. Потому имела место ситуация, когда рабочих, уже зачисленных в ополчение, предприятия отзывали, как особо ценных сотрудников. Но в целом удалось сформировать целую армию. Причём, надо понимать, что имелись не только соединения и части ополчения — дивизии и пулемётно-артиллерийские батальоны, но также часть людей, мобилизованных в ополчение, использовались для пополнения армейских соединений. Поэтому, кроме упомянутых частей и соединений Ленинградской армии народного ополчения, из ополченцев состояли и некоторые другие части Ленинградского фронта.
Кроме мобилизации людей в истребительные батальоны по линии НКВД и в ополчение, был и ещё один способ призыва тех, кто не подлежал призыву. Это мобилизация по партийной и комсомольской линии. Причём забирали не обязательно коммунистов или комсомольцев. Просто давалась разнарядка на райкомы, а уж где они изыщут кадровые резервы — их дело. В результате брали с тех же заводов, только по другой «категории». Насколько я понимаю, таким образом набирали пополнение в части Ленфронта. В отличие от Москвы, коммунистических полков в Ленинграде не формировали.
Какой интересный, на мой взгляд, просится вывод из всего этого. У нас много рассказов о том, как замечательно воевали те или иные войска. Можно прочитать и про морскую пехоту, от которой немцы просто бежали, про доблестных пограничников из дивизий НКВД, и про ополченцев, которые били фашистов толпами.
Однако, если подходить с точки зрения кадрового состава, что морской пехоты, что НКВД, что ополчения, что обычных армейских частей, то принципиальной разницы между ними не было никакой. Источники пополнения у них, по большому счёту, были одни и те же. И если изучать боевые действий в боях за Ленинград, то и примеров успешных действий, и провальных, хватает у любых войск и выделить какие-то не представляется возможным.
Я упомянул про коммунистические полки в Москве. В Ленинграде тоже были части со сходим названием, но это была совсем иная история. О тех полках ходит так много мифов, что поневоле хочется разобраться:
Загадочные коммунистические полки на Невском пятачке
Ну и ещё статьи:
Как ленинградские ополченцы били немецкие танки из старых пушек