Найти тему
СНЕГИРЬ

Вышивки-месяцесловы - какими бытовыми календарями пользовались на севере Руси в каждой семье?

Настоящее украшение севера России — каргопольская вышивка, которая по праву считается одним из наиболее узнаваемых и самобытных стилей народной вышивки. Однако, причудливые витиеватые узоры каргопольских мастериц — это не просто искусное украшение предметов быта, но и настоящий годовой календарь, на котором отмечены все ключевые праздники!

Особенности каргопольской вышивки

Вышивание — один из древнейших видов рукоделия. В России им занимались в основном крестьянские девушки долгими зимними вечерами — рукоделье брали на девичьи посиделки и вечерки, оно же в будущем должно было составить приданное выдаваемой замуж девушки.

И. С. Куликов, Пряхи
И. С. Куликов, Пряхи

Первое серьезное исследование, посвященное изучению русских вышивок, принадлежит В. В. Стасову. Свой труд исследователь назвал «Русский народный орнамент».

В каждом регионе складывались уникальные техники шитья, характерные именно для данной местности, ее культурных особенностей и традиций. На Русском Севере традиции вышивания узоров особенно богаты, что связано в том числе и с тем, что здесь не было распространено крепостное право. Центром северной вышивки по праву можно назвать Каргополь — древний город по названию которого она и получила свое наименование, хотя была распространена во многих волостях севера. Известно, что наибольшее распространение эта вышивка получила в Волосовской, Ошевенской, Усачёвской и Конёвской, волостях (Олонецк.губ — теперь Архангельск.обл). Реже она встречается в селах Заонежья и в Костромской губернии.

г. Каргополь
г. Каргополь

Каргопольская вышивка обладает рядом особенностей отличающих ее от других стилей, а именно:

  • Строгая симметрия;
  • Математически точная выверенность и взаимосвязь орнаментов;
  • Распространены изображения петушков, круговые солярные элементы, петельки, растительные орнаменты.

Традиционно каргопольский рисунок создавался красными нитями на белом полотне. И наоборот — также распространено было вышивание бумажными белыми нитками по кумачу или какой-либо ткани бордового цвета. В более позднее время добавился синий цвет, а потом — и остальные.

Расшивались узорами рубахи, полотенца, передники.

Примеры каргопольской вышивки
Примеры каргопольской вышивки

Месяцеслов в каргопольской вышивке

Среди всего многообразия каргопольских вышивальных сюжетов есть один, который сегодня хотелось бы рассмотреть подробнее. А именно — круговые вышивки с петельками и растительными орнаментами, именуемые в настоящее время «месяцами» или «месяцесловами». Местные вышивальщицы чаще именовали их «кругами».

Круги-месяцесловы чаще всего вышивали на женских передниках. На концах полотенец изображали по одному кругу, на подвесах и передниках — от трех до семи кругов. Внутреннее пространство заполняли клетками с прямыми крестами (традиционный символ солнца у славян), изображенными в шахматном порядке. Позднее в орнамент ввели треугольники, квадраты и другие элементы, которые в совокупности выстраивались в цепочки.

-5

Первым на вышивки-месяцесловы обратил внимание фольклорист, этнограф, популяризатор русских худ. промыслов Г. П. Дурасов, который и заметил то, что это не просто затейливый орнамент, но вполне конкретный читаемый способ записи календарных праздников года! В пользу того, что перед нами календарь говорит и достаточно жесткая повторяемость всех деталей в рамках этого типа рисунков. В каждом случае — это не фантазия конкретной мастерицы, а код, шифр, послание, которое должно было быть передано без изменений с максимальной точностью. Так, Дурасовым было замечено, что в «солнышке» всегда обязательно именно 6 лепестков и столько же «веточек» с кудрями, а большинство значков «привязаны к определенному месту. Вышивки эти могли быть более или менее подробными, одни значки заменяться другими, но с тем же смысловым значением: круг с крестом-розеткой в виде четырехлепесткового цветка или полуторной восьмеркой, одинарная спираль — двойной.»

Отмечает он и то, что старшее поколение еще помнило о том, что это именно календарь, но уже не могло пояснить значение каждого отдельного элемента вышивки.

«Полотенца с кругами висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение…»
«...в первый день покоса повязывали холщевые передники с тремя «кругами», вышитыми «в ряд». Небольшие куски…с одним «кругом» прикрепляли к лучине и вешали на стену вместо календаря.»
-6

Самые ранние образцы месяцесловов, которые дошли до наших дней датируют XIX в. В поздние времена юные мастерицы часто обращались к старинным образцам и сюжетам, копируя их в новых вышивках, но уже не вполне понимая значения всех элементов. Также со временем наблюдается утрата отдельных элементов композиции и деталей — в некоторых «кругах», вышитых уже ближе к нашему времени, остается лишь центральный элемент.

Стоит отметить, что те орнаменты на изделиях, что дошли до наших дней, выполнены более новым тамбурным швом, в то время как раньше использовался иной — двусторонний.

Какие праздники входили в месяцеслов

Этнографы проводят параллель между «месяцами» или кругами с резными деревянными календарями. Последние представляли собой бруски из дерева, на которых ежедневно делали зарубы. Напротив праздничных дней изображали специальные символы — чаще всего использовалось изображение креста, который испокон веков, еще до прихода христианства, всегда соответствовал солнцу и огню.

Вероятно, в основу первых деревянных календарей и вышивки положен один принцип исчисления, а отмеченные в нем праздники — это вовсе не церковные даты, а важные вехи, связанные с посевом и сбором ржи, прилетом птиц и проч. — все то, что имело первостепенную роль в жизни крестьянина. Впрочем, большинство из них так или иначе было впоследствии встроено и в церковный календарь, что породило целую плеяду церковно-народных дат и праздников, где одно уже не отделимо от другого («Марья — зажигай снега, заиграй овражки», «Екатерина-санница», «Никита-водопол», «Федул-ветряник» и проч.)

Итак, в традиционных вышивках-месяцесловах в центре композиции — символ солнца («заюшка», крест, или крест с загнутыми концами), или реже — лунница, что указывает нам на привязку всего календаря к ходу небесных светил.

От центра расходится 12 лепестков — по количеству месяцев в году, которые затем обрамляются «кольцом» со счетом недель. А уже неделям соответствуют различные символичные элементы — крест в круге, сердце, петля, спираль, которые соответствуют определенным праздникам народного календаря. Верхний лепесток соответствует январю. Вся композиция в целом одновременно напоминает сюжеты вышивок иных регионов страны, посвященные «мировому древу».

Г. П. Дурасов отмечал, что согласно верованиям древних славян считалось, что у солнца 12 царств и каждым владеет один из его сыновей, живущий в звездах. Подтверждение этому находится и в археологии — в славянских курганах нередко находят подвески с символикой солнца и расположенными вокруг него 12-ю лепестками.

«…счет идет посолонь («по часовой стрелке»), начиная января. На внешней стороне «месяца» размещено неравномерно несколько четко выполненных значков: круги с крестом внутри, сердечки, крупные спирали, маленькие петельки; всего 34 значка на всю окружность. На внутренней стороне обозначены четыре петельки, о которых автор статьи пишет, что «значения петелек 7, 11, 27, 33 не совсем ясны» (Борис Рыбаков, «Язычество древних славян».)

На сегодняшний день соответствие элементов вышивки некоторым ключевым датам и праздникам установлено довольно точно. Кроме того, при сравнении с резными деревянными календарями оказывается, что месяцесловы им полностью соответствуют — и те и другие фиксируют сроки проведения основных полевых работ непосредственно в Каргопольском районе. Также наблюдается сходство этих двух систем с орнаментами некоторых древних глиняных сосудов, принадлежавших славянским племенам, что говорит о том, что этому календарю как минимум несколько сотен (а, может, и тысяч?) лет.

Месяцеслов. Схема из книги Б.Рыбакова, «Язычество древних славян».
Месяцеслов. Схема из книги Б.Рыбакова, «Язычество древних славян».

Хорошо «читаемы» следующие праздники (по Б.Рыбакову):

Знаки № 6-8 — около 24 марта — Комоедицы и Масленица (дохристианская).
Знаки № 10 и 11 — середина и конец апреля — Юрьев день и Ляльник.
Знак 33 — конец октября — праздник Макоши Пятницы.

По Г. П. Дурасову (земледельческие праздники и приметы):

№ 2 — Сретенье. Какова погода на Сретенье — такова и весна.
№ 4 — Герасим-грачевник. Прилет первых птиц.
№ 5 — озимые посевы полгода как взошли.
№ 8 — Не запаздывай с севом
№ 9 — Марья, зажги снега, заиграй овражки (окончательное таяние снега)
№ 12 — Егорий на белом коне (снег не сошел) — к неурожаю, на черном — к урожаю.
№ 17 — канун Митрофана (бывший Ярилин день).
№ 19 — Петров день.
№ 20 Казанская — разгар покоса
№ 21 — Илья лето кончает — рожь зачинает.
№ 22 — Первый Спас.
№ 23 — Второй Спас (между первым и вторым Спасом лучше всего сеять озимые)
№ 23 — Третий Спас
№ 28 — Воздвиженье, последняя копна с поля.
№ 30 — покров (снежный) землю покроет
№ 36 — иней на Николу — к урожаю
№ 37 — Спиридон-солнцеворот

Однако, к сожалению, значения многих других элементов вышивки уже не вполне понятны и не могут быть с абсолютной точностью соотнесены с теми или иными праздниками. Остается только искать их дальше и строить предположения.

Вот как обычно трактуются символы месяцеслова:

  • Петельки на календаре — это скорее всего обозначение дней посева и сбора озимых. В эти дни гадали о будущем урожае.
  • Сердцевидные значки указывают на наиболее важные фазы развития озимых культур.
  • Круги, с расположенными в них крестами, символизируют важные даты, связанные с солнцем или годичным кругом полевых работ. На них приходятся главные земледельческие праздники, а также точки «пробуждения» природы с первыми весенними лучами и «умирания» в осенний период.

*********

Основная задача создания шитого календаря заключалась в том, чтобы обеспечить каждую семью наглядным подручным календарем, напоминающем о самых важных этапах и вехах крестьянского труда — причем, именно с учетом погодных особенностей севера и примет, характерных для данного региона, а также в привязке к солнечным и лунным циклам.

Вышивки-месяцесловы стали наследием не только русской, но и мировой культуры. Они наглядно демонстрируют представления наших предков о бесконечной повторяемости природных явлений и представляют одновременно эстетически прекрасную, но в то же время сугубо практичную вещь, ориентированную на то, чтобы человек жил и процветал, следуя этим природным ритмам.

В наши дни на Русском Севере все еще можно встретить мастеров, хранящих секреты народной вышивки. А, значит, традиции до сих пор жива.

***********

Источники:

1. В. В. Стасов «Русский народный орнамент»
2. Б.Рыбаков, «Язычество древних славян»
3. П. Г. Дурасов «Каргопольские народные вышивки-месяцесловы»

Больше интересных статей от журнала "СНЕГИРЬ":

Полный РУБРИКАТОР со всеми статьями

О проекте "СНЕГИРЬ" - зачем нас читать и чем мы отличаемся от других каналов?

Поморы - кто они? Удивительные факты о жизни и традициях самого морского народа России

Огромные двухэтажные усадьбы без гвоздей: как строили и украшали дома на Русском Севере?

Происхождение названия Москва и реальная дата основания столицы - русские летописи вас сильно удивят

Почему в русских сказках и присказках нет лося? Сакральное животное древних славян

***************************

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - это очень помогает его развитию!

Дзен

VK

Telegram

You tube

Сайт журнала "СНЕГИРЬ"