Этого режиссёра можно с уверенностью назвать волшебником и сказочником. Его фильмы «Морозко», «Марья-искусница», «Василиса Прекрасная», «Конёк-горбунок» и многие другие стали классикой детского кино. Александр Артурович Роу создал полтора десятка кинокартин, среди которых есть документальные ленты и экранизация литературных произведений. Но всемирную славу и признание принесли ему фильмы-сказки, которые стали прорывом в области детского кино.
До Александра Роу никто не делал таких сложных спецэффектов, не создавал таких декораций, не придумывал столько новых методов съёмки. И самое главное, фильмы Роу не только развлекают, но и учат. Учат любить, отличать добро от зла, не отступать перед трудностями, уважать труд и презирать лень, быть честным и смелым. Учат, что добро всегда побеждает зло, даже если зло это могучее и коварное. Давайте вспомним фильмы Александра Роу и пересмотрим их уже с нашими детьми.
В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений — этого дети не любят.
«По щучьему веленью», 1938 год, 0+
30 декабря 1938 года на советские экраны вышел фильм киностудии «Союздетфильм», ставший первой режиссёрской работой Александра Роу. Сюжет фильма включает целых четыре сказки, вплетённые в канву основного сюжета с приключениями Емели-дурачка. Здесь всё как полагается – есть Емеля на печи, щука, царевна, царь Горох... Есть и то, чего смог в то время достичь только Роу – реализм спецэффектов. Печь, на которой разъезжает Емеля, не просто вмонтирована в фильм, она реальна и герой действительно на ней ездил. Для съёмок был придуман макет печи на основе автомобиля, которым управлял водитель. А внутри машины стояла пиротехническая установка для испускания дыма. По тем временам замечательная по новизне и идее задумка, потому что тогда в кинофильмах прибегали к анимации – иначе как можно заставить дрова самостоятельно улечься в поленницу и заставить вёдра шагать за водой? Но Александр Роу предпочёл сложную технику, комбинированные съёмки и… живую щуку.
Добрая, жизнерадостная сказка полюбилась зрителю живостью сюжета, шутками и настоящим волшебством на экране. Фильм был восстановлен в 1973 году под руководством самого Александра Артуровича. В этом фильме детям легка и доступна идея – находчивость и жизнерадостность, смелость и доброта способны на своём пути преодолеть все преграды, человек способен достичь своей цели, стоит только по-настоящему захотеть и поверить в свои силы.
«Василиса прекрасная», 1939 год, 6+
Запустив стрелу, как и полагается в сказке, отправился Иван искать суженую... Знакомый сюжет Александр Роу преобразил в приключенческую эпопею, где ярко показан контраст светлых и тёмных сил. Зло предстаёт в фильме в разном обличии – ведь оно бывает не только с оружием в руках. Зло может встретиться ребёнку в виде зависти, лени, предательства. И с этим тоже нужно уметь бороться, эти пороки тоже должны быть наказаны, им тоже нужно противостоять. Ивану предстоит победить зло во всех его обличиях, а Василисе – устоять перед злыми словами и соблазнами.
Александр Роу создал фильм волшебный, добрый и увлекательный, где главному герою выпало помериться силой с самим Змеем Горынычем. И на пути к цели встречаются Ивану люди и звери, обладающие мудростью, добрые и готовые помочь в благих делах. Ребёнку важно знать, что в борьбе со злом, на долгом и сложном жизненном пути человеку обязательно встретятся добрые, умные и бескорыстные помощники, что в борьбе своей такой герой не одинок, даже если в финальном поединке он встретится со злом один на один.
Змей Горыныч из фильма Роу признан самым страшным из змеев за всю нашу историю кинематографа – изготовленный по заказу на Экспериментальном заводе игрушек в Загорске (сейчас Сергиев Посад – прим. ред.), он был 11 метров в длину и 5 в высоту! ВРЕЗ!
Привезли Горыныча на съёмочную площадку разобранным. Для доставки чудища понадобились четыре железнодорожных платформы. Змеем управляли 20 человек: по одному сидело и в каждой голове чудища – именно за счёт такого управления Змей и получился таким живым, его движения – естественными. По воспоминаниям Александра Роу, конь, на котором бился Иван со Змеем, вынужден был привыкать к облику Горыныча целую неделю – животное специально кормили овсом, всё ближе подводя к чудовищу. И всё равно много съёмок в этой части пришлось сделать комбинированными.
Для фильма были выбраны прекрасные пейзажи. Горы, леса и реки не тронуты рукой человека и от этого выглядят ещё более могучими и прекрасными. В фильме сняты настоящие звери, что добавляет жизни волшебству в сказке, приближает её к реальности. Кинорежиссёры разных стран особо отмечали идею Роу в сцене, где Иван добывает меч у паука, – конструкцию и исполнение куклы. А мне хочется отметить другой момент эпизода с пауком – на вопрос о том, что милее всего на свете, Иван отвечает: «Жизнь!». Обратите на это внимание своих детей. Ведь сейчас ценность жизни, благодаря множеству игр и фильмов, теряется.
«Кащей Бессмертный», 1944 год, 0+
Снятая во время войны эта сказка стала символом борьбы народа с общим страшным и могучим врагом. Вместе с тем, режиссёр и актёры просили не проводить прямых параллелей, не отождествлять героев сказки с конкретными людьми. Сказка вышла настоящим патриотическим произведением, где полчищам захватчиков противостоит весь народ. И вместе с тем, сходство с войной, шедшей во время съёмок фильма, очевидно. Никита Кожемяка, который возвращается к пепелищу, и налетевшая буря во время гуляний молодёжи, и народное ополчение, поднявшееся против войска кащеева… Массовый героизм народа и отдельных героев сказки, прежде всего, покажет ребёнку то самое народное единство, общий порыв в борьбе с захватчиками страны, Родины. Именно в этой сказке патриотизм материален, он льётся с экрана, охватывает зрителя, и вот мы уже стоим плечом к плечу, сопротивляясь злу.
Главного отрицательного героя играл Георгий Милляр. Этот замечательный актёр снимался во всех фильмах Александра Роу, а Кащей и Баба-Яга в его исполнении стали классикой и образцом для актёров на многие годы. Во время съёмок Георгий Францевич переболел малярией, очень похудел и как нельзя лучше подходил на роль.
ВРЕЗ! Георгия Милляра в костюме Кащея страшно пугалась лошадь, и во время съёмок приходилось завязывать животному глаза.
Сам образ Кащея, как считается, был заимствован с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». Когда Милляра пытались сравнить с Гитлером, как воплощением зла, он говорил: «Каждая эпоха выявляет своего Кащея и в этом смысле он бессмертен».
В 1944 году съёмки проходили в селе Озёрки Алтайского края. Местные жители приняли столь активное и живое участие в процессе, что удостоились возможности первыми в стране увидеть фильм. Народу собралось так много, что кинокартину пришлось показывать прямо на улице, растянув простыню перед входом в местный клуб. Лошадей в селе не было, всех отдали фронту, и брёвна для постройки деревни, которая потом сгорает в кадре, таскали с помощью коров.
«Марья-искусница», 1959 год, 6+
Фильм о всепобеждающей силе добра и любви. Добрый солдат, помогавший всем, кого он встречал на пути и любовь матери и сына друг к другу создали эту сказку. Фильм, как и большинство киносказок Роу, снят с прекрасными актёрами, великолепным гримом и декорациями, наполнен юмором. Вместе с тем, дети искренне чувствуют тревожную атмосферу и трагизм некоторых сцен фильма. Например, когда Иванушка должен узнать свою мать среди призрачных обликов, или сцена у колодца, когда Водяной вопрошает, откуда же у матери сила такая взялась и слышит в ответ: «За сына борюсь!»
Сила любви матери и сила добра – вот главные борцы со злом в этом фильме, обратите внимание своего ребёнка на это, ведь сейчас такие ценности, как семейные узы и бескорыстное добро стремительно исчезают. Они уступают место материальным проявлениям, подменяя подарками или деньгами истинное внимание, любовь, ценность общения.
Трагизм таких сцен смягчён комичностью обликов отрицательных персонажей и красотой декораций. В фильме Александр Роу верен себе – всё максимально естественно: живые звери, прекрасная природа и Георгий Милляр в одной из ролей, для которой он сам придумал образ – длинные ласты, мешавшие ему передвигаться и интонации с оттенком звука «ква».
«Королевство кривых зеркал», 1963 год, 12+
Практически культовый фильм о борьбе советских детей с угнетением слабых и беззащитных, но и сейчас он смотрится хорошо. Дети не придают значения идеологическим моментам, они прекрасно понимают, что идёт борьба с несправедливостью, когда правда – важнее всего. Именно поэтому ложь в сказке теряет свою власть, а все обманутые побеждают. В девочках-близнецах кто-то из детей, возможно, увидит своё отражение и задумается, что от лени и грубости всего один шаг до настоящих проблем. Замечательно показан контраст Оли и Яло, дети на таком примере отчётливо видят разницу, какое поведение, к каким результатам приводит.
Фильм снимался в Ялте, среди горных троп и видов моря, что придаёт очарование картине, так же как и введённые в кадр живые беркут, кот, лошади, ослики.
«Морозко», 1964 год, 0+
Фильм-легенда. Именно так эту сказку можно сейчас назвать. «Морозко» стал не просто известен за пределами нашей страны – он стал там популярен и получил большое количество хвалебных отзывов в разных странах. В Чехословакии же его много лет показывали в новогодние праздники как символ волшебства.
Детям фильм будет очень понятен – трудолюбивая падчерица, злая мачеха и награда человеку за смелость и труд – классический сюжет наших детских сказок. И здесь на контрасте режиссёр показал детям, что трудолюбивый и честный, с искренними помыслами человек обязательно будет вознаграждён, а пороки, лень, зависть – наказаны.
Актёры, сыгравшие в фильме, постарались воплотить эту классику в своих образах и оживить её, с присущими фильмам Александра Артуровича юмором, реализмом и правдоподобием. Актриса Инна Чурикова вспоминала, как на самом деле замёрзла под ёлкой, потому что снимали всё в зимнем лесу на Кольском полуострове, а вместо яблок пришлось аппетитно грызть луковицы... Дед Мороз, он же Морозко, в исполнении Александра Хвыли стал образцом, на который потом ориентировались многие режиссёры, а самого актёра приглашали играть роль Деда Мороза на ёлках в Кремле.
«Морозко» стала едва ли не самой знаменитой из сказок Роу. В 1966 году этот фильм стал лучшей детской кинолентой Всесоюзного кинофестиваля, а также картина принесла режиссёру Гран-при Венецианского кинофестиваля, награды в США и Чехии, серебряную медаль детского кинофестиваля в Тегеране и много других наград.
«Финист — Ясный сокол», 1975 год, 12+
Этот фильм считается последним фильмом Александра Роу. Но снять кино сам мэтр, увы, не успел. Всё было подготовлено ещё при жизни режиссёра, но фильм снимал ученик Роу, Геннадий Васильев, уже после смерти Александра Артуровича. Кинокартина была принята с восторгом, тем более что режиссёр сохранил традиции своего учителя – реализм, победа добра, качественные декорации, подбор съёмочных мест и замечательный подбор актёров.
Все сказки Александра Роу — это воплощённые образы добра и зла, которые противостоят друг другу, борются и борьба эта вечна.
Роу сохранял и перевоплощал русский фольклор, дал ему вторую жизнь на экране в эпоху, когда история и корни народа стали забываться вместе с уходом в небытие русских деревень, сказок, и потери своих корней многими семьями.
____________________________
Материал из осеннего номера журнала «Семья и школа» [стр. 79].
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.