Доброго дня всем моим драгоценным подписчикам и читателям! Надеюсь, что в преддверии нового года у всех в наличии праздничное настроение, если нет, то не беда, лишь бы в жизни все складывалось удачно и так, как это мечтается.
Сегодня попытаемся разобраться в такой теме, как "арабский этикет". Если с европейским этикетом все понятно и стройно, ибо там имеются вполне четкие и конкретные правила для вечеринок, званых обедов, деловых встреч и массовых мероприятий, то арабские страны и тут загадочный ребус, где сам шайтан заблудится и попросит пощады.
Этикет для личной встречи:
1. Про опоздания
Если вы намерены встретиться с арабоговорящим в непринужденной дружеской обстановке, то готовьтесь к следующему: на назначенную встречу с вероятностью 99,9% случаев ваша приятельница или приятель опоздают. Причем это не будет опоздание в рамках "приличия", то есть 15 минут, это опоздание легко может быть, аж, на 2-3 часа.
Дабы попытаться избежать такого казуса помните, что назначать встречу арабоговорящему раньше 5 часов вечера бессмысленно, ибо, скорее всего, часа в 3 дня он или она только поднимутся с кровати.
Арабская жизнь подчинена солнцу (то есть световому дню) в "обратной пропорциональной зависимости", то есть покуда солнце в зените, сон у них самых сладкий и желанный, но как только солнце начинает клониться к закату, тут самое то проснуться и спеть, то есть начать свой активный день.
Почему так происходит? Во-первых, в арабских странах бóльшую часть года днем слишком жарко, поэтому это время просто стремятся проспать, дабы как только взойдет месяц, сразу же приступить к активной жизненной фазе. Во-вторых, часов до 12 дня все равно ничего почти не работает, так куда торопиться?)))
2. Если вас пригласили в гости
Если вас пригласили в гости, к примеру, к 6-ти часам вечера, то хорошим тоном будет явиться, как минимум, к 7-ми, а лучше к 7:30. Если вы явитесь в назначенные 6 часов вечера, то рискуете застать хозяев в "разобранном виде", а квартиру вовсе не готовой к приему гостей. Неловко будет и им и вам.
Из приятных презентов для хождения по гостям всегда выбирайте десерт, это нормальная практика. Причем при выборе десерта присмотритесь к тем людям, кто вас приглашает, если семейство вполне европеизировано и всячески вам рассказывает, как они проводят летние каникулы в Лондóнах и Парижах, то десерт стоит выбрать европейской формации (торт, набор эклеров и пирожных, какие-нибудь европейские шоколадные конфеты и так далее).
А вот если семья, куда вы направляетесь в гости, более традиционная, всячески подчеркивает, что они уважают и берегут арабские традиции, то в качестве десерта вам больше подойдут традиционные восточные сладости, особенно в арабских странах уважают кнафу (традиционная палестинская сладость), а еще басбусу (десерт из манной крупы) и разнообразную залябию, рахат лукум тоже в тему зайдет, если он свежий.
Однако всегда помните, что с алкоголем в мусульманский дом входить не стоит, даже если вы точно знаете, что хозяева могут его употреблять. Во-первых, это однозначный харам (грех), а, во-вторых, зайдя в мусульманский дом с бутылкой, вы оскорбите хозяев намеками на то, что они не соблюдающие.
Но есть и исключения, когда вам заранее говорят, что не прочь пропустить стаканчик-другой, но это такие редкие случаи даже в тех странах, где алкоголь продается свободно, что вряд ли вы хоть когда-нибудь услышите подобное.
3. Снимать ли обувь при входе в дом?
Теперь об обуви в арабском доме. Наверняка вы многократно слышали, что при входе в арабский дом обязательно положено снимать обувь? Так вот, это вовсе не всегда так)))
Начнем с того, что традиция снимать обувь перед входом в дом появилась из-за традиционного убранства домов мусульман с помощью повсеместных ковров. Действительно, пойди очисти ковер, если по нему потопчутся в уличных ботинках многочисленные гости, да и не гигиенично это совершенно.
Однако все течет и меняется, поэтому во многих домах современных мусульман нынче ковров куда меньше, зато весь пол в холоднючей плитке. Если хозяева будут заставлять своих гостей снимать обувь, то придется им предлагать тапочки, а в арабских странах такая традиция отсутствует как вид. Поэтому в данном случае вы можете остаться в своей обуви и смело входить в гостиную.
Как на глаз определить, нужно ли при входе в конкретный дом снимать обувь, или можно остаться в ней? А все просто, если вы видите возле входной двери шкафчик для обуви и хаотично разбросанные шеб-шеб (тапочки) на придверном коврике, то обувь при входе в дом снимайте. Если же перед дверью множества тапок не наблюдается, то можете смело оставаться обутыми.
Но если вас пригласили в гости бедуины, то обувь однозначно нужно снимать, так как у бедуинов традиции свято чтут, поэтому в 100% из 100 весь дом будет устлан коврами, а место для гостей будет оборудовано стандартной "диванией", то есть подушками на полу.
4. Можно ли рассматривать интерьер во всем доме, заглядывая в комнаты?
Часть людей отличаются некоторой степенью беспардонности, которая обостряется при попадании в чужую культуру и традиции. Действительно, интересно же, как у них все устроено?)))
В арабских странах не принято без разрешения хозяев шастать по комнатам, даже на кухню. В арабских странах, как дома, так и квартиры, устроены таким образом, что зона приема гостей оборудована всем необходимым, то есть там будет место для отдыха, место для приема пищи и гостевая уборная. То есть само устройство уже вполне открыто намекает, что в недрах дома или квартиры гостю нечего делать совершенно.
Но если очень хочется все рассмотреть, то стоит спросить разрешения хозяев в несколько завуалированной форме, например: "у вас такая нарядная и функциональная гостиная, такой элегантный интерьер, а у вас вся квартира оформлена в таком же стиле?". Если после этого вопроса не последовало предложение осмотреть дом/квартиру, то более к этому вопросу никогда не возвращайтесь.
5. Про оплату счета.
В целом, если опираться на западный этикет, то банкет оплачивает тот, кто приглашает, хотя и на самом Западе про этот пункт все чаще предпочитают позабыть.
В арабских странах ситуация еще тоньше, словно первый осенний лед. Если девушку приглашает мужчина, даже если этот мужчина ее начальник, просто шапочный знакомый, приятель или потенциальный ухажер, то счет будет оплачивать он, если он не является ярым приверженцем "западных ценностей". Однако определить такую приверженность довольно просто - он постоянно будет это упоминать в разговоре)))
Если вы дама и встречаетесь с арабской дамой, то, скорее всего, вам просто не дадут и шанса оплатить свой заказ, потому как арабка всячески продемонстрирует вам свое широкое арабское гостеприимство и радушие, однако если вам неудобно, то пригласите её в следующий раз сами и обозначьте, что оплачивать будете уже вы, это допустимо.
Если арабский мужчина приглашает на встречу мужчину или семейную пару, то оплатить заказ он вам просто не оставит ни единого шанса, так как будет всячески стремиться показать, что он щедр, богат и доминантен))) Отсюда множество роликов в сети, когда арабские мужчины чуть ли не дерутся перед кассой, когда каждый пытается сам оплатить весь заказ.
Если семейная пара приглашает семейную пару, то в независимости от финансового состояния, каждый из глав семейства будет стремиться оплатить счет, дабы в глазах оппонента не выглядеть нищебродом))) И все равно, если у одной их семейных пар на следующий день не останется денег на еду, показать свою удаль и состоятельность - это святое.
Достаточно редки случаи, когда в арабских странах вам придется оплачивать счет фифти-фифти. Но и такое бывает, если ваш компаньон на вечер вырос/ла в какой-либо стране Запада. Они в данном случае просто переняли привычки страны, в которой росли и это вполне нормально.
6. Подавать ли руку во время приветствия?
Это очень щекотливый вопрос для арабской страны, честное слово))) Если взять за основу правила мусульманского этикета, то мужчина не может пожимать руку женщины, если эта рука не в перчатке. В отдельных случаях, женщина может поздороваться с мужчиной из числа не махрамов (не родственников), обернув руку платком.
Почему такая странность? Потому что постороннему мужчине запрещено прикасаться к голой коже женщины, это харам. Но само рукопожатие между полами не запрещено, отсюда и ухищрения про перчатки и платки.
Но в наше время и не разобрать, можно руку жать даме "без защиты ткани" или нет. Тут стоит обратить внимание на мужчину, так как именно он первым должен подать руку для рукопожатия, а никак не наоборот.
Если вы посмотрите на арабских лидеров, то, к примеру, Мухаммед бен Салман Аль-Сауд жмет руки дамам без разбора, иногда, аж, сразу двумя руками, как он проделал это недавно с мадам Набиулиной, прибывшей в КСА вместе с В.В.Путиным. Также он активно жмет руки всем представительницам прекрасного пола всех возрастов, когда проходит сквозь толпу своих восторженных почитателей в разных арабских странах.
А вот президент ОАЭ Мухаммед бен Зайд Аль-Нахайян оказался куда более избирательным, он не спешит жать дамские ручки в большинстве случаев, предпочитая отморозиться от такого действа, считая в небе голубей)))
Поэтому иностранным дамам стоит помнить, что пожать руку мужчине вы можете, если он сам ее протянул для рукопожатия, но подавать советую лишь пальцы, так вы обозначите некую дистанцию, показав, что вы это делаете лишь из уважения к его жесту и не более. Если вы подадите руку целиком, да еще и вцепитесь в его руку от всей своей широкой души, то этот жест может быть расценен мужчиной, как толстый намек на желательное продолжение в горизонтальной плоскости, а оно вам надо?)))
Что касается иностранных мужчин, то к арабским дамам руки тянуть не советую, тут лучше дождаться момента, протянет ли она свою руку первая. Потому как у мужчин в данном случае опасности еще больше, чем у женщин, ибо у арабской дамы всегда полным-полно защитников ее чести, а вам эти проблемы нужны?)))
Этикет для бизнеса:
1. Традиционно с опозданий начнем:
Опоздание вполне себе входит в допустимый "арабский этикет", поэтому за это тут не корят и не пеняют, как это происходит у нас. Но это в обычной жизни, с работой тут все как раз строго, опаздывать не рекомендуется, если нет желания стать безработным. Однако арабы бы не были арабами, если бы и в этой ситуации не отыскали выход.
Часть хитрых арабоговорящих приходят в офис на работу вовремя, прислоняют свой пропуск к сканнеру и, либо гордо удаляются пить кофе и созерцать окрестности, либо же находят укромный уголок в самом офисе, чтобы доспать свои вожделенные часы. Причем это может быть свойственно не только арабским "белым воротничкам", но и вполне себе обычным работягам, если "надсмотрщик" не бдит в оба глаза.
Если вы соискатель в компании в арабской стране, то приходить на собеседование нужно обязательно вовремя. Да, после этого вы можете ждать своего интервьюера еще пару часов, но, главное, что ваши серьезные намерения обозначены.
Если вы уже устроились, то опоздания вам могут прощать, если у вас отличные отношения с начальством, если на вас "точат зуб", то избегайте опозданий, чтобы не дать повода уволить вас по статье (да, в арабских странах такое тоже есть).
2. Как понять, что вас приняли на работу или контракт будет подписан?
Спойлер: никак))) Арабы никогда не отвечают прямо ни на один из вопросов и предпочитают думать (иногда очень долго), прежде чем принять решение.
Это касается как одобрения кандидата на работу, так и заключения каких-либо контрактов между потенциальными партнерами. Ответом в любом случае вам будет "иншаАллах!" (если Бог позволит).
Вы можете злиться, психовать, рвать и метать, но все это делайте в душе, внешне вы обязаны быть безмятежны, аки водная гладь на закате))) Если хоть малая толика из негативных эмоций в этот момент просочится на ваш внешний облик, считайте, что ответом араба будет "нет".
А еще будьте готовы к нескольким турам собеседований или переговоров, где вы будете из раза в раз повторять все то, что вы уже говорили, только с арабской стороны число переговорщиков будет исключительно возрастать.
Особенность арабского менталитета - это принятие решения сообща, то есть, так сказать, "содружеством умов", в "одно лицо" решения принимаются крайне редко. Если какому-то конкретному арабу не с кем посоветоваться из числа мужчин, то он посоветуется с женой, после того, как вы сходите к ним в гости (правила этого я уже озвучила выше).
3. Как презентовать себя с лучшей стороны, если вы намерены работать с арабами:
Представьте себе, что вы хотите продавать свою продукцию на арабском рынке. К примеру, в странах Персидского залива для захода на рынок нового продавца с новым товаром требуются рекомендации и лицензия. Без этих двух составляющих ни один новый товар на рынки этого пространства не просочится.
Очень ценятся рекомендации европейцев, которые уже испробовали предлагаемый вами товар сами и им понравилось. Но и это не послужит вам гарантированным успехом, если вы:
- не покажете наглядные цифры экономии при использовании вашей продукции на графиках и таблицах;
- не выделите отдельным пунктом и не распишите прибыль конкретного арабского партнера;
- не предложите им бесплатный тестинг вашего товара (причем в весьма щедрой партии);
- не предложите бесплатных для них временных специалистов, которые научат пользоваться продукцией или технологией;
- не намекнете про "откат" (да-да, это вполне себе распространено).
И быть готовым повторять все это снова, и снова, и снова, примерно раз 15-20, покуда вы, наконец, не получите утвердительный ответ с обязательным добавлением к нему "иншаАллах!")))
4. Про "подошву обуви" и прочие положения тела:
Полагаю, что все знают, что демонстрация подошвы обуви собеседнику в арабской культуре - есть демонстрация неуважения к нему? Это совершенно и абсолютно соответствует истине, однако с обувью есть и иные тонкости.
Даже при неформальной встрече с потенциальным партнером, ваши ноги (да, даже в шлепках) не должны быть голыми, то есть носочки под шлепки тут не признак моветона и косплей на "черепашек ниндзя", а вполне себе "производственная необходимость". Это также касается и женщин, даже если их ноги идеальны, прекрасны и отпедикюрены в лучшем салоне.
Если вас с души воротит носить носки под шлепки, то просто выбирайте обувь с закрытым мыском и носки все равно надевайте, дамам позволено капроновые. Ибо голые ноги с торчащими во все стороны пальцами это такое себе "удовольствие" при лицезрении, хотя и частенько сами арабы позволяют себе подобное.
Фишка в том, что в любой момент даже деловой встречи вам могут предложить отобедать в традиционном арабском стиле, то есть сидя на полу вокруг блюда с кушаньем. А теперь представьте себе свои голые ноги под носом у соседа? Ну, красота же!))) Да и, в целом, ноги в этот период положено подобрать как можно глубже под себя. С непривычки это не удобно, но надо стараться. Если у кого-то проблемы с суставами, то стоит сказать об этом заранее, тогда вам предложат присесть за вполне нормальный стол на вполне стандартный стул)))
Кстати, по вопросу кушанья. У арабов есть ряд блюд, которые принято есть руками, и вы не сможете отказаться от этого удовольствия))) Одним из самых популярных подобных блюд - это иорданский мансаф.
Мансаф (рис, баранина и соус из джамида) положено кушать правой рукой со своей стороны блюда, смешивая пальцами рис, соус и кусочки баранины, формируя аккуратные шарики, которые вы и будете отправлять в рот.
Если вы не готовы разделить способ трапезы, найдите достойное объяснение, почему вы не голодны, ибо если вы просто попросите столовые приборы, то этот деловой обед, скорее всего, станет для вас первым и последним.
Из подобных блюд на просторах Персидского залива будут мачбус (Бахрейн, Кувейт), кабса (преимущественно Саудовская Аравия) и манди (Бахрейн, Катар и Кувейт).
Но арабы привыкли к "странностям" европейцев, поэтому все реже "мучают" своих потенциальных партнеров едой без приборов, сейчас чаще всего гостям обязательно предлагают приборы, но от зрелища человека, кушающего руками, все еще никто в арабских странах не застрахован)))
5. Про навязчивые вопросы:
Не вздумайте настойчиво требовать от араба конкретный ответ по вашему делу, ибо в данном случае этим ответом будет категоричное "нет", которое вы, впрочем, не услышите, как и не услышите больше своего собеседника никогда.
Более того, скорее всего, вы не услышите не только конкретного собеседника, но и всех своих потенциальных партнеров из числа его знакомых, так как "сарафанное радио" обязательно в кратчайшие сроки всем разнесет, что вы душнила и зануда и дел с вами никто иметь не станет)))
Кстати, любопытно, что это именно тот пункт, за который арабов очень недолюбливают турки. Турки, хоть и тоже мусульмане, а дела привыкли вести куда более четко и конкретно, а арабские "вихляния" и отсутствие конкретики по вопросу воспринимают в штыки. Поэтому с турецким бизнесом в арабских странах и, соответственно, арабским бизнесом в Турции дела идут не сильно бойко, расходятся они в своем деловом этикете, как в море корабли)))
6. Пожимание рук:
Да, тут ситуация кардинально отличается от личных знакомств и контактов. Обилие европейских партнеров в данном случае выработало "рефлекс" жать руки всем без разбора.
То есть в деловом этикете пожимание руки, хоть между мужчинами, хоть между женщинами, хоть между мужчиной и женщиной - обязательный пункт знакомства и закрепление договоренностей.
Тут уже нет места "прыжкам и ужимкам", все чётенько и по делу, харам и халяль тут больше не живут))) Поэтому любителям крепких хватаний чужих рук тут наступает рай, а я вот терпеть не могу трогать малознакомых людей, для меня тактильность в отношениях приемлема лишь тогда, когда этот человек мне близок. Поэтому меня всегда с души воротит, когда я смотрю на чью-то протянутую "граблю")))
В России у меня прямо проблема с этим была большая, потому как в некоторых компаниях рукопожатие является частью корпоративной культуры. Для меня это пытка и постоянное навязчивое желание поскорее вымыть руки после рукопожатия. Иногда я выдумывала мыслимые и немыслимые причины, почему я к рукопожатию не пригодна, многие обижались)))
Это была небольшая часть арабского этикета, мои дорогие читатели. Так сказать, самая верхушечка огромного этикетного айсберга, которая как раз может пригодиться при соприкосновении с культурой арабских стран при их посещении и ведении с ними дел. Есть ли у вас чем дополнить уже озвученную информацию или просто хотите обсудить "вопиющие" пункты, то милости прошу в комментарии!)))