Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Старинный водевиль" (СССР, 1947) и "Центр нападения" (СССР, 1947): разные фильмы, разные мнения

Старинный водевиль. СССР, 1947. Режиссер и сценарист Игорь Савченко (по мотивам водевиля П. Федорова "Аз и Ферт".). Актеры: Максим Штраух, Елена Швецова, Анна Лисянская, Николай Гриценко, Сергей Столяров и др.

Режиссер Игорь Савченко (1906–1950) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, пять из которых («Богдан Хмельницкий», «Иван Никулин – русский матрос», «Старинный водевиль», «Третий удар», «Тарас Шевченко») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Действие комедии «Старинный водевиль» происходит в Москве XIX века, вскоре после победы русских войск над Наполеоном. Гусары, молодые красавицы… Всё это, конечно, не могло не ассоциироваться у зрителей 1947 года с победой в Великой Отечественной войне, когда боевые офицеры возвращались в родные места…

Зрители XXI века и сегодня смотрят «Старинный водевиль» с интересом:

«Фильм великолепный, что и говорить. Ещё вначале фильма я неожиданно для себя разревелась чуть не в голос. Сказать кому причину, подумают: все ли у неё дома? Когда герой Гриценко признаётся в любви Москве, верите ли, до того горько стало, до того стыдно и обидно, что не удержалась и расплакалась. Наши предки в лихую годину не оставили свою Родину, отстояли и защитили её. А мы? Что сделали мы? Позволили развалить, разворовать, унизить практически всех и вся. Понимаю, звучит глупо (это в наше–то время!) Да я и сама от себя не ожидала такой реакции. Но, оказалось, это сильнее меня» (Катерина).

«Недавно посмотрел фильм и до сих пор вспоминаю его с восхищением. Трудно представить, как такие киношедевры могли создаваться в послевоенное время среди голода, нищеты и разрухи? Фильм поражает богатыми съемками, чудесными костюмами в стиле ампир, соответствующими наполеоновским временам. Какие чудесные богатые залы, декорации! А музыка!» (Н. Хилькевич).

«Очень интересная работа. … Музыка Потоцкого прекрасна. Однако, похоже, Савченко привнес в водевиль некоторые черты современной ему действительности: несколько странно смотрятся отношения барыни и служанки, денщика и барина. … Но в целом все достаточно органично. Прекрасны голос и образ, созданный Швецовой, настоящей русской красавицей. … Гриценко, Панова, Штраух очень хороши. Очень странно, что этот весьма достойный фильм» (Фемистоклюс).

Киновед Александр Федоров

-2

Центр нападения. СССР, 1947. Режиссеры Семен Деревянский, Игорь Земгано. Сценаристы Борис Ласкин, Евгений Помещиков. Актеры: Екатерина Деревщикова, Виталий Доронин, Борис Толмазов, Юрий Лавров и др.

Режиссер Семен Деревянский (1902–1981), к сожалению, поставил всего две картина – комедии «Центр нападения» и «Она вас любит», но обе они вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Режиссер Игорь Земгано (1903–1967) поставил пять полнометражных игровых фильмов, но в тысячу самых кассовых советских кинолент вошел только «Центр нападения».

Футбольная комедия «Центр нападения» понравился зрителям, но вызвал резку критику в прессе.

К примеру, кинокритик Ростислав Юренев (1912–2003) писал, что «авторы сценария «Центр нападения» Е. Помещиков и Б. Ласкин много раз, даже много лет подряд «дорабатывали» своё произведение под руководством не понимающих юмора редакторов, что и определило неуспех фильма» (Юренев, 1961).

И даже спустя почти двадцать лет после выхода этого фильма в прокат киновед Иван Корниенко (1910–1975) писал, что «авторы лишь слегка очертили характеры, построили комедийные ситуации на ряде надуманных недоразумений, попав под влияние развлекательных лент западного кино. Фильм получился поверхностный, примитивный» (Корниенко, 1975: 162).

Любопытно, что комедия «Центр нападения», как и в далеком 1947 году, нравится многим зрителям и сегодня:

«Замечательный фильм! А какой потрясающий, редкий актер Виталий Доронин! В его глазах столько доброты, любви, грусти, столько света. Как он красив и прекрасен! Великий Актер, он мог играть все, и как играть! Старое доброе кино, с замечательным юмором. Еще фильм запомнился тем, что все одеты стильно и элегантно, ну просто "с иголочки", советские футболисты в костюмах от Армани, женщины на стадионе с прическами а ля "Карла Доннер". Класс!:))) А еще получаешь эстетическое удовольствие от интерьера комнат, так много простора и легкости, (это вам не 70–е годы, где всю комнату загромождала "стенка", и обои мрачных тонов и угрюмой расцветки). Думаю, что этот фильм удачный для "раскраски"» (Оксана).

«Чудесный, насквозь положительный фильм о развитии гармоничной личности новой формации, если можно так выразиться, народа–победителя. Пашню попашет, попишет стихи – в смысле, ведущий инженер–изобретатель и спортсмен первый. А сам футбол – чем не манифест настоящего доброго коллективизма – "Мы как буря грозны в нападенье, а в защите – как стена...". Доронин хорош. А каков Толмазов? Для Катерины Деревщиковой просто не могу найти слов – это чудо какое–то. До чего люблю картину, жаль, уже давно не видел» (Игого).

«Отличный фильм. Динамичный сценарий, остроумные диалоги, прекрасная игра актёров, и при этом – ничего лишнего, никакого треска, мишуры и опереточных штампов… Всё–таки самые первые послевоенные фильмы ещё как бы относятся к довоенному кино. В них есть лёгкость, камерность, достоверность, а ещё – образец общения. Сейчас может даже показаться удивительным – неужели тогда умели так свободно и умно пикироваться, подыгрывая друг другу и тактично находя выход из неловких ситуаций?» (Миша).

«Какой замечательный, легкий и действительно смешной фильм, хрестоматийная спортивная комедия. Я уже и не помню, когда как зритель, так смеялся в голос… Это что–то... Да и вся семейка молоденького доктора просит отдельного упоминания, роскошные актеры! Каждая реплика на своем месте, легко, остроумно. Главные герои просто неприлично красивы, Деревщикова, Доронин, Толмазов. Вот ведь, жизнь можно прожить, а всех замечательных фильмов не увидеть» (Космос).

«Приятная комедия, всё в ней на месте» (Спортсмен).

Киновед Александр Федоров