Это объёмный и очень интересный труд известного филолога Елены Душечкиной. Невероятное количество источников в библиографии: на русском и других языках. Письма, дневники и мемуары, личный семейный архив, художественная литература, периодика, работы этнографов и прочих учёных... всё то, что как-то освещает истоки и развитие ёлочных традиций в России.
***
Традиция устраивать ёлку не русская. Немецкая. В России однако укоренилась очень быстро. Буквально лет за десять.
Это произошло в эпоху царствования Николая Первого. Его жена была прусской принцессой. И первая ёлка в России была установлена в их доме, для их детей.
Но, как часто бывает в русской культуре, заимствования получают своё особенное наполнение.
Я не задумывалась над этим. Но, похоже, так и есть: русские ёлки - детские праздники с маскарадными костюмами, песенками и стишками для дедушки Мороза, тематическими спектаклями, где дети наблюдают коварство злых персонажей и спасение добрых и пр. - это существует именно в России. Ну или, если шире, на постсоветском пространстве. Хотя такие праздники появились ещё в царские времена. А Снегурочка - это вообще уникальный персонаж, исключительно русский.
Занятная для меня информация: более всего в Европе сопротивлялись новой традиции ставить нарядные ёлки... французы. Не хотели у себя германских обычаев) ещё в начале 20го века русские эмигранты удивлялись отсутствию рождественской ёлки во Франции. У французов был свой обычай: жечь рождественское полено. Сейчас его... едят. В виде торта или мороженого.
Критики вокруг ёлки было тоже не мало. Нельзя сказать, что вовсе незаслуженной. Самая чудесная идея в несовершенном обществе получает разное воплощение. Ну а талантливые и языкастые писатели - им только дай пообличать наши пороки)
В послереволюционную пору ёлка переживает тёмные времена. Сначала богохульские попытки её переформатировать. Потом - вовсе запрет. Кроме антирелигиозной агитации использовали экологическую - надо беречь леса. Так что "зелёные" в политике - это не сейчас появилось.
Больно читать об участии в антиёлочной кампании талантливых советских литераторов. Введенский, сын священника, печатал строки в "Чиже", которые не хочется цитировать.
С 1929 до 1936 ёлок не было. Только "в подполье".
В эмигрантском же кругу ёлка обрела особую ценность. Одно из самых ярких событий детства превратилось в один из главных символов утраченной Родины.
"Реабилитация" ёлки в СССР произошла резко: 28 декабря 1935 года вышла статья в "Правде" с призывом организовать настоящую "советскую ёлку".
И сразу пошёл госзаказ на литературу.
А это первая обложка с зелёной красавицей в "Чиже" после нескольких лет забвения. Представьте себе, было целое поколение детей, что не знали ёлки!
На обложке "Мурзилки" ёлка появилась только в 1937.
Потом уж это стало обычной практикой.
К 1941 напечатали замечательный сборник ёлочных историй.
С большим удовольствием полистала.
Появилась и мифология на тему "Ленин и ёлка".
У меня была эта книга! И я её даже любила) Как вам тираж? 2 миллиона 600 тысяч!!!
Душечкина рассказывает об истории написания этого хрестоматийного для советских детей текста. А были разные версии.
Глава о постсоветской ёлке - неприятная. Это время частого стёба над советскими традициями. Злого и неумного.
***
Очень многое хочется теперь почитать мемуарное из библиографии. Сначала воспоминания Ирины Токмаковой, но пока не нашла. Всего автор использовала более 500 источников!
Отложила я и художественную литературу:
Ёлка, М. Салтыков-Щедрин, Последняя ёлка, А. Аверченко, Ёлка у Ивановых, А. Введенский и др.
***
О дореволюционной ёлке у нас есть потрясающая интерактивная книга от издательства "Лабиринт". Отличная иллюстрация к исследованию Елены Душечкиной.
***
Вы уже поставили ёлочку в своём доме?