Найти тему

Греческая фаланга. Тактика толкания в сражении

Современные историки не могут прийти к единому мнению в отношении конкретного метода ведения рукопашного боя при столкновении двух греческих фаланг на поле битвы. Многие ученые придерживаются версии В. Хандсона, сторонника теории физического натиска задних шеренг на передние в классической греческой фаланге. По авторитетному мнению историка П. Конолли: «Две фаланги с жутким грохотом, происходящим от удара щитами о щиты, сталкивались. Задние ряды пытались давить всем своим весом на фалангу противника и сдвинуть ее с места». Ю. Калинин придерживается подобного мнения и пишет, что: «Воины задних шеренг упирали свои широкие щиты в спины передних фаланг и толкали их вперед. Решающим было толкание. Бой гоплитов был столкновением массы с массой. Эта точка зрения высказана В. Хандсоном в самом лучшем виде из опубликованных исследований по военному делу в Древней Греции».

Данное утверждение сторонники метода толкания фаланг подтверждают многочисленными цитатами античных летописцев. К примеру, по свидетельству Фукидида в сражении при Делии: «Завязалась рукопашная схватка и воины теснили щитами». По Ксенофонту мы видим то же самое: «Столкнувшись щитами, они теснили друг друга». Я полагаю, что столкновение щитами первых шеренг вовсе не подразумевает летописцами толкания задними рядами фаланги передних, также как выражение о лобовом столкновении войск не означает массу разбитых голов, а приказ идти в лобовую атаку не принуждает использование лба в качестве оружия ближнего боя. К примеру: «Клеанор высказался в пользу лобовой атаки на варваров, занявших хорошую позицию» («Анабис», Ксенофонт). Гоплиты второго и третьего ряда фаланги были вынуждены прижиматься к передней шеренге только для того, чтобы достать вражеского воина своим копьем. Ссылки на летописцев о том, что воины «сражались щит против щита» нельзя понимать в буквальном смысле слова. Это вовсе не означает, что задние шеренги подталкивали первые ряды, так как при подобном натиске задних шеренг на передние индивидуально воинам сражаться было уже невозможно по причине отсутствия свободного пространства для ведения рукопашного боя копьем или мечом.

Плутарх в описании битвы при Киноскефалах пишет, что: «Филипп бросил всю свою фалангу на римлян и погнал их вниз по склону холма. Они не выдержали НАТИСКА СОМКНУТЫХ ЩИТОВ (выделено мною) и силы удара сарисс». Если понимать выражение Плутарха в буквальном смысле слова, то можно логично предположить, что македоняне теснили противника не только длинными копьями, но также и своими щитами. В действительности, в данном случае прямого контакта македонских гоплитов с отступающими римскими легионерами не происходило. Ощетинившаяся длинными копьями фаланга не подпускала к себе неприятеля ближе, чем на 4.5 метра.

Основным оружием в македонской фаланге являлась сарисса, копье длиной по утверждению Полибия 6.3 метра. По причине тяжести сарисса удерживалась фалангитом двумя руками с таким расчетом, чтобы наконечник копья выступал на 4.5 метра от воина. А так как сариссу необходимо было держать обеими руками, круглый и слабовыпуклый щит из меди или обитый медью, вешался на левый локоть воина и, возможно, на шейный ремень. Поэтому под «натиском сомкнутых щитов и силы удара сарисс» Плутарх подразумевал всего лишь несокрушимость атакующего монолитного строя македонской фаланги. А тот, кто поймет высказывание летописца дословно, окажется в глупом положении.