Шедевр Бориса Кустодиева «Катанье. Белые ночи» — крупноформатное
полотно, датируемое 1916 годом, — пример необычного в творчестве
Бориса Кустодиева сюжета.
Вместо цветистых крестьянских гуляний, ярмарок, купеческих чаепитий,
«глазастых» ситцев и «драки красок», с которыми привычно
ассоциируется имя художника, перед нами элегантные господа и дамы
в пышных нарядах, едущие теплой летней ночью в открытых экипажах.
Возможно, возвращаясь с какого-то праздника, они решили
прокатиться круг-другой вокруг пруда. Едва намеченные силуэты
экипажей на дальнем берегу водоема замыкают композицию,
наполняют её динамизмом движущихся по кругу навстречу друг другу
повозок.
Борис Кустодиев пишет эту сцену, происходящую летней ночью, всеми
оттенками синего, зелёного и изумрудного цвета. В ночном сумраке
белыми воздушными видениями представляются дамы в светлых
платьях и высоких шляпах, украшенных живыми цветами.
Работа «Катанье. Белые ночи» близка эстетике творческого
объединения «Мир искусства», членом которого Борис Кустодиев
являлся с 1910 года. Работа пронизана ностальгическим чувством,
тоской по безвозвратно уходящей дворянской эпохе, частью которой
был и автор полотна. Год написания работы, 1916-й, можно сказать,
накануне революции, только усиливает это ощущение.
Полотно «Катанье. Белые ночи» идентифицируется по описанию и
размерам с картиной «Катанье ночью» 1916 года, приведенной в списке
работ художника в монографии М. Г. Эткинда. Под тем же названием (с
ошибочной датировкой 1917-м годом) картина упомянута и в списке
работ Бориса Кустодиева в прижизненной монографии о художнике
В. В. Воинова. Картина экспонировалась на персональной выставке
художника в Москве в 1960 году, а также на выставке «Произведения
русского искусства конца XIX — начала ХХ века из частных собраний» в
Центральном доме работников искусств в 1957 году.
Москва, Гороховский переулок, 7
Пн-Пт с 10:00 до 18:00