Вы вот говорите: если в городах будет больше наземных переходов (зебр), если будет больше светофоров, если автомобильные дороги сузить и сделать обособленные полосы для общественного транспорта, то города сразу же встанут в огромных непроглядных пробках. Но знаете, что - вы не правы! Ведь города стоят в пробках уже сейчас, а в особенности, Москва, в которой полно улиц, где светофоров и зебр вообще нет.
Скажу заранее: если мои доказательства и логические цепочки вас не интересуют, то листайте медленно в конец статьи, где будут кратко изложены выводы. Но прежде, чем вступать в дискуссию, ознакомьтесь с правилами поведения, чтобы не оказаться в списке заблокированных.
Волоколамское шоссе, Тверская, Садовое кольцо - эти примеры я уже рассматривал и даже предлагал, как можно сделать их лучше. А сейчас давайте с вами переместимся в центр нашей столицы и разберемся: что не так с Комсомольской площадью, чьё простонародное название "Площадь трёх вокзалов" с лёгкой руки руководства города было присвоено платформе Каланчёвская... Эх, и заработал же кто-то на обновлении всех вывесок и схем...
Но ныть я буду не об утраченном историческом названии, выменянном непонятно на что... Площадь трёх вокзалов, блин... Вы для кого так назвали Каланчёвскую, для полных дебилов, которые не смогут сами разобраться, до какой остановки ехать из условного Нахабино, чтобы попасть на Ярославский вокзал? Что дальше? Переименуете станцию метро "Охотный ряд" в "Площадь у Кремля, где ещё мужик на лошади и подземный макдоналдс"? Возмущению моему нет предела... Лучше бы электрички на четвертом диаметре через вагономоечный комплекс пропустили...
Через Комсомольскую площадь проходит трамвайная линия, по которой курсируют четыре маршрута с суперсовременными сочленёнными трамваями Витязь-М: USB розетки, стильный внешний вид, тихий и быстрый. И, конечно же, низкопольный: теперь любому пассажиру, будь то мама с детской коляской, будь то старушка с тележкой, или ветеран, вернувшийся из Украины без ног... Всем им не составит теперь труда подняться в трамвай и поехать по своим делам... Не составит же?
А, нет! Всё-таки составит. Во всяком случае, на Комсомольской площади. Ведь трамвайная линия проходит здесь по центру проезжей части, отделённая от всех вокзалов четырьмя автомобильными полосами. Казалось бы: что нужно сделать, чтобы трамвай в данной ситуации пользовался спросом у пассажиров поездов? У всех этих людей с тяжёлыми сумками, с урожаем яблок, с детьми, с пожилыми бабушками, с велосипедами, далеко не все из которых могут позволить себе такси... Нужно сделать так, чтобы в трамвай они могли попасть быстро, без излишних усилий и без унижений - по земле. Но нет! Автомобили важнее, и поэтому в трамвай можно попасть только по подземному переходу.
В чём преимущество грамотно организованного трамвая? А вы вспомните метро! Чтобы проехать пару остановок (я не говорю о дальних поездках), вам нужно выйти из дома, дойти до остановки наземного транспорта, дождаться, проехать до метро, выйти, постоять на светофоре, перейти дорогу по паре лестниц, потом, наконец, метро - ещё одна лестница и эскалатор, ещё чуток пешком, ожидание, и, наконец, поезд. А по прибытию - всё то же самое в обратном порядке. У кого-то эта схема проще, у кого-то сложнее. В случае с трамваем достаточно подождать, а когда вагон приехал, один шаг - и уже быстро и с комфортом вы едете куда вам надо. И в целом, по Москве это правило работает. Но только не на Комсомольской площади!
Лифты? Эскалаторы? Подъёмники? Пологий спуск без лестницы? Ха-ха-ха... Нет. Не нравится - езжайте на такси. И я категорически осуждаю подобные лозунги. Моё предложение вот в чём: давайте-ка уже нарисуем зебры да поставим светофоры, чтобы трамвай стал доступным для всех людей, а не только для тех, кто здоров, полон сил и передвигается налегке. Ведь где, как не на Комсомольской площади с её пассажиропотоками, трамвай мог бы значительно помочь в разгрузке метро, или в разгрузке дорог пускай даже от двух-трёх лишних автомобилей такси?
А, ну да! Ведь зебры - это главные источники пробок... Считают странные личности в комментариях. На что я отвечу: главный источник пробок - это не зебры, не пешеходы, не трамваи и не автобусы, а... Вы не поверите: сами автомобили, которых становится всё больше. И знаете, почему? Потому что сейчас мы все московские окраины, да ближайшие подмосковные города застроим многоэтажными кварталами, в каждый заселим несколько десятков тысяч жителей, а вот делать там нормальный транспорт не будем. Скоростные трамваи, новые железнодорожные линии, выделенные полосы для автобусов с вменяемым количеством автобусов? Я вас умоляю... Мы - застройщики! Вот вам квадратные метры, а дальше сами разбирайтесь, и естественно, что из всяких этих Павшинских Пойм, Изумрудных Холмов и далее по списку люди вынуждены ехать на автомобилях, оттуда и пробки. А на Комсомольской площади пробки создают ещё и таксисты.
Так вот, чем устраивать эту кашу-малашу из таксистов на Комсомольской площади, не лучше ли развивать трамвай? Начните с организации к нему лёгкого доступа, а далее - придумаем ещё что-нибудь. Например, новые маршруты, новые трамвайные линии, новые вагоны - чтобы на трамваях ездить стало удобнее, чем на автомобилях... Только вот за этим удобством должна стоять огромная работа и толпа специалистов.
Кстати, а ведь на этой трамвайной остановке есть ещё одна загадка. Заборы! Например, забор, отделяющий сугроб от тротуара, чтобы кто-нибудь не начал кататься здесь на саночках. Или забор, отделяющий наклонный спуск от посадочной платформы, ведь нельзя сделать наклонный спуск во всю её ширину. Мне вот интересно: родине сейчас металл больше некуда направить, кроме как на возведение непонятных оградок?
Или ещё: забор, ограждающий забор... Зачем? А шоб не стыбзили! Мне вот что интересно: неужели во всей цепочке людей, причастных к возведению этого полезнейшего сооружения, от какого-нибудь чиновника в департаменте транспорта до рабочих, которые производили монтаж, никто даже не усмехнулся? Никого ничего не смутило? Это точно то, на что стоит тратить монету из городского бюджета?
В конце концов, в Москве живут люди, а не безмозглые бараны, и необходимость в 2023 году, в 21 веке, всюду лепить эти дурацкие заборы, находится за гранью моего понимания... Но видать, умным дяденькам в пиджаках, принимающим решения, виднее. Эх, проехался бы Собянин, или кто-нибудь из его подхалимов, хоть раз сам по Москве не на служебном автомобиле бизнес-класса, а на трамвае Витязь-М - тогда, может, жить в нашем чудесном городе стало ещё удобнее, а пока будем прыгать по подземным лестницам с больными ногами, с колясками да с тяжёлыми вещами.
Итак, выводы!
1. Пробки в городе появляются не из-за зебр и пешеходов, а от избытка автомобилей, который вызван строительством новых жилых кварталов без удобного общественного транспорта.
2. Если нарисовать на Комсомольской площади зебру, ведущую от вокзалов к трамвайной остановке, и, естественно, снабдить её светофором, то пробка здесь не усилится, так как и без этой зебры автомобили подолгу стоят на уже на следующем светофоре, а также пробку создают таксисты, заезжающие на вокзальную стоянку.
3. Если сделать трамвай доступным, то часть пассажиров пересядут на него, освободив от своего присутствия метро и отказавшись от вызова такси, уменьшив количество автомобилей и, следовательно, уменьшив пробки.
4. Лучший способ побороть пробки - развить трамваи, автобусы и другой общественный транспорт до такой степени, что им будет пользоваться удобнее, чем автомобилями, но для этого должна быть проделана огромная работа, которой департамент транспорта заниматься не спешит.
5. Платформу "Площадь трёх вокзалов" надо переименовать обратно в Каланчёвскую. И вообще, пора прекращать эту дурную практику исторические названия менять на непонятно что ради непонятно чего.
Казалось бы: мои аргументы бесспорны, но посмотрим, что скажут в комментариях пользователи автомобилей. На всякий случай заранее скажу: я тоже езжу на автомобиле, и тем не менее, моя идея кажется мне разумной. Посмотрим, удастся ли кому-нибудь меня переубедить.
Всё, что движется - телеграм канал с публикациями Дзена на транспортную тематику.
Дополнение. В 2025 году зебру на Комсомольской площади действительно нарисовали! Причём, в точности так, как я и предлагал! Скорее всего, это совпадение, но в любом случае, я шлю лучи благодарности всем причастным и констатирую факт: что-то в Москве меняется и в лучшую сторону.
Отдельного обзора новой зебры нет, но я упомянул её в конце статьи об одном путешествии, можете посмотреть:
Смотрите также: