Найти тему
alexunited

Надо ли готовиться к олимпиадам по математике?

Согласитесь, немного странная, казалось бы, постановка вопроса для того, кто профессионально готовит к олимпиадам? Я, правда, свою профессиональную деятельность оцениваю значительно шире и на родительских собраниях вопрос о подготовке в кружке непосредственно к олимпиадам обычно предпочитаю не удостаивать положительным ответом, вместо этого говоря о развитии у детей мышления и рассуждения. Более того, я искренне убеждён, что математику нужно учить не ради побед на олимпиадах, а для развития мозга и подготовки его к будущим достижениям в науке (необязательно в самой математике).

Предисловие к книге Б.П.Гейдмана и И.Э.Мишариной "Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа, 2-4 классы".
Предисловие к книге Б.П.Гейдмана и И.Э.Мишариной "Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа, 2-4 классы".

Олимпиада - это не экзамен. Готовиться к ней не нужно. В широком смысле подготовкой к олимпиадам является вся образовательная деятельность по тому предмету, по которому проводится олимпиада. В узком смысле подготовкой к олимпиадам занимаются профессиональные тренеры, и это происходит только на том уровне, куда случайному человеку не забраться: например, региональная олимпиада, призёров которой перед отправкой на всероссийскую обязательно отправляют на подготовительные сборы.

Система Всеросса (из открытых источников)
Система Всеросса (из открытых источников)

Готовиться к, скажем, районной олимпиаде в 5 классе или популярным нынче олимпиадам начальной школы бессмысленно. Заниматься в кружке (если есть к этому желание) и постепенно менять свой мозг, учиться рассуждать и мыслить по-другому - можно и нужно, эта деятельность продолжительная и регулярная, на выходе дающая отличные результаты. Но не в смысле дипломов олимпиад, а в смысле трансформации сознания. Дипломы, скорее всего, тоже придут, но это не цель, а скорее побочный эффект.

Из открытых источников: типичная олимпиада
Из открытых источников: типичная олимпиада

Но есть такая пагубная привычка у некоторых родителей, вошедшая в жизнь их детей и периодически приводящая их к репетитору с запросом "помогите нам подготовиться к олимпиаде, которая будет через неделю". И вот это абсолютно бессмысленно. Потому что, в отличие от экзамена, олимпиада проверяет не то, как ученик усвоил какой-то материал, а то, как он ориентируется в предмете, в связях между темами, как он выбирает подходящий метод, как рассуждает и как доказывает правильность полученного ответа.

Всему этому не научишь за два часа. Даже за 14 часов, если заниматься каждый день, не научишь. Конечно, если большая часть этой культуры у ребёнка откуда-то есть, то после двух недель ежедневных занятий он имеет высокие шансы на диплом олимпиады - но если на этом занятия закончить, то ценность диплома обратится в ноль и приобретённые в процессе подготовки знания и умения не то чтобы выйдут сильно ценнее. Да, от этих знаний можно будет что-нибудь взять в будущее развитие, но без "поддерживающей терапии" произойдёт откат (и притом довольно существенный).

Но диплом и медальку никто не отберёт - можно хвастаться
Но диплом и медальку никто не отберёт - можно хвастаться

Таким образом, как я и говорю приходящим ко мне с запросом "подготовить к олимпиаде за неделю", развитием мышления нужно заниматься постоянно и регулярно на протяжении длительного времени. Любой перерыв гарантирует откат, после которого потребуется время на восстановление. Но, в целом, любой Ваш каприз за Ваши деньги - если хочется бессмысленно выкинуть деньги, то я их с удовольствием возьму, утешая себя тем, что, по крайней мере, не навредил ребёнку, в отличие от тех, кто в рамках такой же "подготовки к олимпиаде" сунул в мозг неподготовленного ученика бесполезную теорию и методы, которые тот не вполне понимает. А мне доводилось заниматься реанимацией школьника, которому выдали комбинаторные формулы (числа перестановок, размещений и сочетаний), хотя мальчик не понимал даже разницы между правилами сложения и умножения - было непросто, когда на магический вопрос "сколько способов?" мне бодро считали число сочетаний по формуле, а на вопрос "сколько двузначных чисел, у которых цифры идут в порядке возрастания?" (достаточно легко сводящийся к выбору двух цифр из девяти) хлопали глазками и предлагали перебрать.

Вообще, школьный учитель (я по традиции говорю здесь о менталитете - даже среди тех, кто работает школьными учителями, далеко не все являются его носителями) способен испортить всё, к чему прикоснётся, и дать схему (шаблон, алгоритм и т.п.) на все случаи жизни. Особенно на те, в которых сам ничего не смыслит. Кстати, хорошие учителя, понимающие ограниченность своих знаний, как раз предпринимают усилия для стимуляции самостоятельного мышления у своих учеников, чтобы те могли вырваться за рамки учительских знаний.

И получить себе в копилку вот такой диплом (из открытых источников)
И получить себе в копилку вот такой диплом (из открытых источников)

Говорят, что любой актёр ограничен штампами: плохой одним, хороший десятью, а гениальный - сотней. То же, в целом, верно и в математике: школьник ограничен одним шаблоном, средний кружковец десятью, а сильный олимпиадник имеет сотни методов и умеет из них довольно быстро выбирать. Но этот уровень достигается не всеми и не мгновенно, выдача одного шаблона в начале пути способна закрыть способному ученику путь к этим сотням.

Так можно ли и нужно ли в раннем возрасте готовиться к олимпиадам? Если не хотеть принести ребёнка в жертву собственным родительским амбициям - нет, нельзя. Но если ребёнок интересуется математикой и хочет докопаться до сути вещей, то его нужно отдать в кружок, где, при должном усердии и сохранении интереса, он точно вырастет думающим человеком и, скорее всего, выиграет не одну олимпиаду, не придавая этому особого значения. Кружков сегодня очень много, и хороших в том числе. Приходите, например, ко мне - если Вы живёте в Санкт-Петербурге или ближайших районах Ленинградской области!