Найти тему
6000 миль до Голливуда

Конец света и вай-фая. Кевин Бейкон и др. звезды в новом фантастическом триллере

("Оставь мир позади", Leave the World Behind, 2023, США)

Странное дело. Когда без малого 20 лет назад (!) я описал подобную ситуацию в своей книге "Повод для паники", уже тогда многие пеняли мне, что этой идее сто лет в обед. И что фактически я изобрел тогда велосипед в открытой мной Америке.
Но кто бы мог подумать, что живут на свете люди еще наивнее, чем я! И до которых лишь сегодня дошла эта элементарная формула современного конца света: "Апокалипсис = Мир хайтека минус Интернет минус Связь минус Электрификация всей страны"!

- Ой, что это такое большое и желтое я сейчас раздавила? - Двойную сплошную, милая.
- Ой, что это такое большое и желтое я сейчас раздавила? - Двойную сплошную, милая.

Впрочем, удивительная наивность режиссера/сценариста Сэма Эсмейла ("Комета", "Мистер Робот"), это еще полбеды.
Гораздо хуже то, что он и вправду... чертовски талантлив. И в его "
Оставь мир позади" так много мрачно-шизофренических сцен на грани гениальности, что аж диву даешься: выбросившийся на пляж танкер; история с пустым домом, тайна чьего мокрого пола получит чудовищное объяснение; массовое "самоубийство" электромобилей "Тесла"; стадо подозрительно дерзких оленей; жуткий дрон с красным "шлейфом"; история с недосмотренным сериалом "Друзья" и мн. др.. Благодаря этому весь фильм Эсмейл вызывал у меня стойкие ассоциации с самим М. Найтом Шьямаланом. Или, правильнее сказать, с правильным Шьямаланом в его удачные творческие периоды, когда он умеет мастерски сбивать зрителя с толку, а не когда его фантазия вдруг уходит в запой.

Почему же я считаю, что талант Сэма - не повод для зрительской радости?
Да потому что, как к поршневой системе всегда должны прилагаться другие нужные компоненты двигателя, так и сам по себе чей-либо талант - пустой звук. И если он не укомплектован другими авторскими умениями, позволяющими на его основе творить законченные произведения, без них он в лучшем случае лишь дурацкое тарахтение. А в худшем - путь в скорое забвение и никому-не-нужность.
Пока что Сэм Эсмейл, размахивая своим талантом художника, всего лишь тарахтит на месте. Громко, но, увы, бестолково. А вот чтобы он рванул вперед, в светлое творческое будущее, ему уже нужен мощный стартовый пинок драматурга. Потому что именно грамотной драматургии отчаянно не хватает его новой картине.

- Да нормально я паркуюсь, чего сразу-то орать и обзываться?
- Да нормально я паркуюсь, чего сразу-то орать и обзываться?

Воистину, ощущение того, будто в финале "Оставь мир позади" Эсмейл надавал зрителю пощечин, убивает всё хорошее впечатление, что накапливаются у вас по ходу фильма. То есть на протяжении 2 с лишним часов, почти до финальных титров. А они, если вы вдобавок не следили за временем, выскочат так неожиданно, что доколенный отвис челюсти будет вам гарантирован: шта-а-а?! И это... всё? Да ладно? Или, может, там после титров есть еще какая пятиминутка? Та, где в сюжет вобьют-таки замковый камень, и он станет чем-то целостным, а не просто россыпью красивых сцен?

И не надейтесь.
После всей апокалиптической лепоты и напряжения, которыми радовал нас Эсмейл, главную интригу нам тупо объяснят на словах! А многие загадки и вовсе оставят без ответа. Например, странное поведение диких оленей, что сбиваются в огромные стада, затем дружно подходят к героям фильма и смотрят на них, как на двуногих оленей. Или же полное отсутствие на Лонг-Айленде, где это всё происходит, других людей, кроме героев, да еще какой-то сумасшедшей мексиканки. А также пустые брошенные особняки, причем некоторые - с готовыми бункерами для выживания! При этом в начале сюжетной движухи народу вокруг полно, и безлюдной местность точно не выглядит.

И вообще, нагородив своих пугающе-живописных огородов, в итоге Эсмейл повел себя, словно автор детективного романа, коего осенила "гениальная" идея: сделать убийцей дворецкого! А раскрыл он эту интригу, просто взяв свидетеля, который тупо указал на дворецкого пальцем - дескать, вот он, негодяй, я своими глазами видел, как он графиню канделябром укокошил!
Ну зашибательский итог этих 2 часов 20 минут поисков главного злодея!

Кевин Бейкон: того, кто пережил нашествие грабоидов, каким-то там апокалипсисом подавно не напугать.
Кевин Бейкон: того, кто пережил нашествие грабоидов, каким-то там апокалипсисом подавно не напугать.

Глядеть же на наступление этого конца света мы будем глазами двух богатых интеллигентных семейств: Сэндфордов и Скоттов.
Первое из них - папа Клей, мама Аманда и их дети-подростки Арчи и Роуз (
список актеров см. по ссылке), - внезапно решает провести отпуск на Лонг-Айленде. Для чего арендует там через Интернет уединенный особняк со всеми удобствами. Разве только первый поход семейства на пляж омрачает выбросившийся туда же, словно кит, гигантский танкер. Ну и еще во всей округе не фурычат мобильная связь, интернет и телевидение, но Сэндфорды уверены, что их, в отличие от танкера и пляжа, скоро всё-таки починят.

Семейство чернокожих Скоттов поменьше: папа Джордж и его почти взрослая дочурка Рут. Они наведались к отдыхающим Сэндфордам на ночь глядя - и прямо с порога огорошили их офигительной историей. Про то, что они, Скотты, и есть настоящие хозяева данной недвижимости. Но поскольку во всём Нью-Йорке вдруг вырубили свет и стало шибко дискомфортно, - особенно чернокожим, - то не будут ли арендаторы так добры пустить Скоттов в их же дом переночевать? Тем более лишние спальни в нём еще остались.
Сэндфорды, конечно, в ответ на это "ура" не закричали и чепчики в воздух бросать отказались. Однако возвращенная им Джорджем, половина арендной платы и совместная попойка за счёт "заведения", то бишь Скоттов, вскоре решили вопрос в пользу вторых.

А поутру они проснулись...
А, проснувшись, поняли, что за ночь вокруг "сущестн-но ничо не изменилось"(© КВН "Мегаполис"). Телефоны всё так же молчали, а Интернет
шароё... шлялся черт знает где, но в особняк Скоттов/Сэндфордов он упорно не возвращался. Разве что в "телеке" мерцало зловещее предупреждение о том, что не надо паниковать, и скоро все образуется. Которое, ясен гром, тотчас ввергло всех в панику. И заставило наконец-то оторвать попы от мягких диванов и кресел, дабы пойти пошерстить округу в поисках ответов на накопившиеся вопросы. И заодно поймать сбежавшего вай-фая, если повезёт...

Теслобоище - как тебе такое, Илон Маск?
Теслобоище - как тебе такое, Илон Маск?

***

В общем, эффектное попадание в яблочко... тогда, когда надо было стрелять не в него, а в висящую на яблоне мишень.
Иными словами, "
Оставь мир позади" - удивительно красивый в своей мрачности фильм - как художник-нагнетатель саспенса, Сэм Эсмейл работает выше всяких похвал. Но вот как драматург он абсолютно никакущий. Отчего все его удачные художественные находки так и не склеятся во вменяемую историю, а останутся калейдоскопом странностей. Да еще с самым примитивным их объяснением в финале, и то, блин, не всех.

Поэтому резюме простое: если вы любитель суровой "апокалиптики" в кино, либо хорроров в духе Шьямалана, то вполне можете усладить этим фильмом свой взор - почему бы и нет?
Вот только заранее приготовьтесь к неизбежному: развязка у него халтурная до наивности (или наивная до халтурности, если угодно), и что риск облома в финале будет для вас довольно высок.

Трейлер фильма: