Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Время

Оглавление

Остров невезения в океане есть. Новая мрачная фантастика от создателя "Шестого чувства" и "Неуязвимого".

(Old, 2021, США)

Ещё со времен "Одиссеи" Гомера известно, что с героями книг не случается на островах ничего хорошего (Робинзона Крузо, Сайруса Смита и Джима Хокинса вспомним опять же). Даже на тех островах, которые, на первый взгляд, тихие, мирные и населены замечательными с виду людьми. От чьего коварства перво-наперво, а вовсе не от природы и плохой погоды, страдают затем герои.
Немудрено, что с приходом эры кино славная "островная" традиция перекочевала и в его сюжеты.

Это у Тарантино хватает фантазии заталкивать своего оператора разве что в багажник машины. А как тебе такое, Квентин - засунуть человека с камерой в  грудную клетку скелета?
Это у Тарантино хватает фантазии заталкивать своего оператора разве что в багажник машины. А как тебе такое, Квентин - засунуть человека с камерой в грудную клетку скелета?

Вообще, самый "неиндийский" из всех индийских режиссеров/сценаристов М. Найт Шьямалан ("Шестое чувство", "Неуязвимый", "Явление", "Визит" и мн. др.) умеет удивлять не только своими историями и отсутствием в них танцев, но и в реальной жизни.
Судите сами: сорвав мощную 12-кратную кассу на своей предпоследней картине
"Стекло" (при вложенных в нее 20 млн. $), мужик мог бы с чистой совестью продолжать "супергеройское" творчество еще какой-то срок. Ибо, как говаривали создатели "Звездных войн", "Пиратов Карибского моря" и много чего еще: "Плоха та трилогия, к которой нельзя присобачить степлером новую трилогию".

Но Шьямалан не таков.
Сказав решительное "НЕТ!" деньгам, что аж сами напрашивались к нему в карман, он взял примерно такой же бюджет (18 млн.$) и снял совершенно новую историю. Почти что в духе своих ранних хоррор-фантастических работ, только на сей раз... в лучах яркого тропического солнца на песчаном берегу лазурного моря.
Как это? Ведь в таком антураже без большой белой акулы в воде при всем старании не нагонишь мрачняк.
Ан нет, М. Найт знает, как добывать для нас драгоценный саспенс прямо из воздуха! Или, точнее говоря, из другого источника, но тоже не видимого глазами, не слышимого ушами и не осязаемого руками.

Народная примета: если герои фильма не делают раз в минуту вот такие лица, значит вы смотрите фильм не  Шьямалана.
Народная примета: если герои фильма не делают раз в минуту вот такие лица, значит вы смотрите фильм не Шьямалана.

Остров во "Времени" тоже поначалу не выглядит зловещим. Наоборот, бурлит курортной жизнью, центром которой является туристический отель. Чьих гостей встречают так хлебосольно и заискивающе, что любой скептик по одним только доушейным улыбкам хозяев заподозрил бы неладное.

Однако наши герои, двухдетное семейство Каппа, переживают трудный период в жизни и им не до скептицизма. И даже когда сам директор отеля, заговорщицки им подмигнув, приглашает их отдохнуть на неком секретном пляже, куда возят далеко не всех гостей, никто не насторожился. Каппа, как миленькие, сели в автобус и поехали навстречу "подарку" для избранных. Который не заставил себя долго ждать, пусть даже "избранных" на том пляже собралось, помимо четверых Каппа, ещё восемь человек и собачка.
12 наивных "туристиков", не считая собаки, кому, естественно, жить еще не надоело. Да только кто бы их, считая собаку, об этом спрашивал?

Впрочем, изобретя хоррор любопытной природы (хотя и не изобретя при этом велосипед), логике этой природы Шьямалан следовал не всегда.
Не буду вдаваться в детали - хотя в трейлере их и так проспойлерили, - просто отмечу, что М. Найт, как и Нолан в
"Доводе", не продумал многие нюансы своей фант. концепции. Иначе с чего бы вдруг сломанные кости у героев срастались столь же мгновенно, как затягивались порезы? Хотя, по логике самого же Шьямалана-сценариста, они должны были срастаться здесь от 7 до 15 минут? И это - у здорового человека, а не у больного костным недугом, где выздоровление шло бы бы явно дольше.
А с чего вдруг герои-дети, стремительно взрослея физически, умнеют с такой же скоростью (не во всём, но во многом) и начинают разговаривать уже как взрослые? Откуда у 6-летнего - в плане интеллекта и психики, - пацана вдруг берутся отцовские чувства? А у 6-летней девочки - материнские?

Правильно! Кто сегодня в мире во всем виноват? Опять китайцы, кто же ещё!
Правильно! Кто сегодня в мире во всем виноват? Опять китайцы, кто же ещё!

А про сцену с "полевой" хирургией и вовсе приходится говорить сквозь фейспалм на лице.
То есть когда надо, порез нестерильным ножом здесь приводит к ожидаемому результату. Но когда таким же грязным инструментом и грязными руками проводят грубое "полостное" вмешательство в организм лежащего на грязном песке человека... Без какого-либо постоперационного лечения...
Не, ребят, говорит нам в этот момент М. Найт - антисанитария, это не она, это совсем другое!

***

В общем, и все же, несмотря на периодические выкрутасы сценарной логики, у "Времени" есть обаяние тех самых ранних картин Шьямалана, что когда-то сделали ему известность. Не сказать, что обаяние то густое и ностальгическое - увы, не на сей раз. Но в любом случае пусть М. Найт снимает такое кино, чем снова окучивает сопредельные фант. жанры, куда ему лучше не соваться ("Повелители стихий", "После нашей эры"), и где он терпел одни убытки да собирал "Золотые малины".

Во "Времени" же он, по крайней мере, попытался угодить своим старым поклонникам, коих у него по-прежнему много, и уже за одно это ругать его не хочется.
Ну а что получилось не идеально - хех, да кому нынче легко, особенно творческой интеллигенции Голливуда категории "Б"?

Трейлер фильма: