67,6K подписчиков

Штамповать сотнями не нужно: Россия возвращает старые, но надёжные БТР-50П, снятые с вооружения в 1993 году

152K прочитали

Доброго дня, уважаемые читатели! Четыре главных вопроса: Зачем России использовать старые советские бронетранспортёры БТР-50П в армии? В чём их преимущество перед вездеходом МТ-ЛБ? Почему БТР-50П называют "бронированным автобусом"? Где Россия может применять советскую технику? В этой статье, я постараюсь рассказать о достоинствах и недостатках БТР-50П.

БТР-50ПУ. Фото: Анастасия Львова.
БТР-50ПУ. Фото: Анастасия Львова.

Весной этого года в сети можно было найти кадры транспортировки бронетранспортёров БТР-50П на тягачах. Фотографии были плохого качества, поэтому их не прикладываю. Но что действительно точно, так это то, что такие составы действительно существуют.

Сразу отмечу, что я не знаю, зачем их перевозили. Возможно, на утилизацию или запчасти. Но в свете последних событий не исключено, что БТР-50П снова найдут своё место в российской армии. Эта техника уже давно на вооружении и не раз выполняла важные задачи.

Речь идёт не о танках, а о бронированном транспорте для перевозки личного состава и боеприпасов. Гражданские автомобили не пригодны для таких целей, потому что не обладают соответствующей защитой от снарядов и пуль. Поэтому были разработаны бронетранспортёры и бронированные автомобили для нужд армии.

БТР-50S - Сербская модернизированная версия.
БТР-50S - Сербская модернизированная версия.

В чём необходимость использования БТР-50П?

Сегодня российская армия широко использует МТ-ЛБ, более известную, как "Мотолыга". Уже почти 65 лет она служит верой и правдой. Учитывая возраст "Мотолыги", использование БТР-50П, который всего на 5 лет старше, не кажется странным. БТР-50П может вместить до 20 десантников или до 2-х тонн груза, тогда как "Мотолыга" перевозит только 11 человек.

Также стоит отметить, что в России сейчас осталось всего 10 крупных заводов, которые полностью загружены военными заказами. Поэтому производство бронетранспортёров не приоритетная задача. Важнее выпуск танков Т-90М "Прорыв" и современных самоходных артиллерийских установок. Вот почему возрождение старых БТР и "мотолыг" на малых предприятиях является логичным шагом.

БТР-50П способен перевозить на крыше и на плаву, до 2 тонн груза, например миномёт или 85-мм орудие, причём из него на плаву можно вести огонь.
БТР-50П способен перевозить на крыше и на плаву, до 2 тонн груза, например миномёт или 85-мм орудие, причём из него на плаву можно вести огонь.

БТР-50П - отличная машина. Она способна быстро доставить подразделение с полным боекомплектом по бездорожью из точки "А" в точку "Б". Броня БТР-50П достаточна для защиты от пуль и осколков. Конечно же, она не выдержит прямого попадания танкового снаряда или ракеты. Но она справится со стрелковым оружием противника, что гораздо лучше, чем передвигаться на своих двоих под пулями и взрывами. У БТР-50П было разработано два варианта с посадкой и высадкой через борт и через люк.

Когда говорят об устаревшей технике, необходимо предложить альтернативу. Но на данный момент у нас её просто нет. Нет свободных мощностей для производства другой бронированной техники или вездеходов. Именно поэтому такая техника была снята с вооружения, но о ней никогда не забывали. То, что снято в мирное время, всегда используется в военное время. Это нормально.

Буксируемая гладкоствольная 100-мм противотанковая пушка МТ-12 "Рапира".
Буксируемая гладкоствольная 100-мм противотанковая пушка МТ-12 "Рапира".

В БТР-50П можно установить миномёты 82- или 120-мм. Также его можно использовать, как буксировщик для пушки "Рапира". Надо понимать, что гражданский "КамАЗ" можно оборудовать бронёй, но что будет лучше и выгоднее? Но стоит помнить, что БТР-50П способен форсировать реку Днепр. Я считаю, что хорошую машину сняли с вооружения рано, так как она идеально подходит для нужд армии, и её сложно заменить.

Если мы спокойно используем в армии МТ-ЛБ, то и для БТР-50П найдётся своё применение. БТР-50П обладает лучшей проходимостью по сравнению с "Мотолыгой" и уверенно передвигается по воде. Возникает сомнение, что у 50-пэшки слишком слабая защита, которая не выдержит даже пулемёт 12-го калибра. А также обладает чрезвычайно прожорливым двигателем. Но есть простое решение: заменить двигатель на этой технике. Кроме того, Россия имеет большое количество дизельных двигателей.

БТР-50ПУ в городе Тольятти. Фото: ShinePhantom.
БТР-50ПУ в городе Тольятти. Фото: ShinePhantom.

Что с того:

Важно осознавать, для каких целей используется и "Мотолыга", и БТР-50П. Они применяются для передвижения в тылу. Никто не планирует выставлять слабо защищённые БТРы под огонь противника. Бронетранспортёры должны защитить личный состав и снаряды от случайных осколков и пуль, а также атак дрг. Легкобронированная техника необходима в нашей армии. Бойцы жалуются, что приходится использовать гражданские автомобили, которые значительно хуже передвигаются по весенней грязи и не обеспечивают должной защиты.

Следует отметить, что БТР-50П и "Мотолыга" отличаются простотой и надёжностью конструкции, что позволяет восстановить их в полевых условиях. БТР может развивать хорошую скорость по пересеченной местности - до 50-60 км/ч. Важным фактором является и то, что он передвигается на гусеницах и не проваливается в зимнюю и весеннюю грязь. Проблемы с прожорливым двигателем можно решить просто - поставить больше дизельного топлива. Ведь, например, Т-90М "Прорыв" потребляет почти 500 литров на 100 км, тогда как БТР-50П всего 200 литров. А это "бронированное авто".

А вот эти статьи, – я вам рекомендую прочитать:

Хотелось, чтобы вы подписались на мой канал. Буду вам очень благодарен! Да, и при подписке в вашей ленте, материалы канала не теряются.