Мелодрама Сергея Колосова «Назначение» поднимает очень интересный и актуальный вопрос: способен ли добрый человек быть руководителем. По моему мнению, нет. А точнее, представленный в этой конкретной истории, герой – точно не способен.
Несложный сюжет фильма повествует о скромном работнике Алексее Лямине, которого повысили до руководителя, как он пытался приспособиться к этой должности и попадал в странные ситуации.
Начнем с того, что Леша Лямин, которого сыграл Андрей Миронов, человек совсем не коллективный. Он хорош как художник, пишет стихи, занимается вырезанием по дереву. Его мама также упоминает, что у Лямина были способности в математике, в живописи. Главное он в этих занятиях находит себя.
В то же время он прекрасный исполнитель, а честолюбивых стремлений у него как будто нет. Повышение по службе, которому способствовал предыдущий начальник Куропеев (Александр Калягин), приносит ему только душевные раздрай и боль.
Еще интересный вопрос, почему Лямин не пошел дальше по артистической стезе. Был бы вольным художником, самое то для его натуры. Наверное, в советской среде художников также нужно было иметь хваткость и уметь пролезть в определенные круги. Хоть его отец и имел такой круг «лауреатов», из слов матери можно сделать вывод, что они только пользовались высоким положением Лямина-старшего, а когда тот ушел на пенсию перестали его признавать.
Отсюда возможно уединение их сына и занятие в учреждении, где ему не место.
Еще одна «слабость» Лямина как руководителя – это излишняя мягкость и сочувствие к людям. Каждый им манипулирует как вздумается. Было особенно обидно видеть наглость сотрудников. И Куропеев, затесавшись в приятели, вынуждает постоянно помогать в научных работах, и родители постоянно тюкают сына. Правда мать и отца регулярно критикует. Эта особая атмосфера в семье, похоже, делает Лямина слишком уступчивым. Секретарша Нюта (в исполнении Ирины Купченко) с первого дня приседает новому начальнику на уши, заводит с ним роман, а потом манипулируя его чувствами женит на себе. Бывшие коллеги вообще не воспринимают изменение статуса Лямина, мигом садятся на шею, зная его характер, обращаются по-панибратски.
Проблема в том, что Лямин не понимает: его чрезмерная включенность в личную жизнь подчиненных на такой должности не нужна. Он хочет быть благодетелем, а не руководителем коллектива в определенном деле. Преуспевание в деле, как его учит Куропеев, требует сосредоточится на цели. Личные обстоятельства всегда будут отвлекать силы сотрудников.
А еще интересен эпизод с отравлением Любы Никулиной. Женщина настолько замучила себя ревностью, попытками удержать мужа, что чуть не лишила себя жизни. А не способствовало ли усилению ее «мании» активное сочувствие того же Лямина? Сначала он признал эти фантазии Любы значимыми, но при этом отпуск не дал. Нужно ли создавать дружеские отношения с подчиненными? Говорить с ними по душам, как пытается это делать Лямин? И вообще пытаться насадить какие-то новые порядки? По-моему, при таком подходе дисциплины и нужной субординации точно не будет.
Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь.
Почитать еще: