Начала смотреть фильм Александра Сурина как комедию. Михайлов, Долина и Любшин, казалось, иронично играли шизотериков и шарлатанов. А Неелова добавляла к их бреду видение здравомыслящего человека.
Однако в финале стало вовсе не забавно, все превратилось в драму. Сурикову действительно методично заманивали в секту. Клюев постоянно пытался мягко на нее повлиять.
Но давайте по порядку. Главная героиня, которую сыграла Марина Неёлова, одинокая журналистка Елена Петровна (Ляля) Сурикова, живет в коммуналке со взрослой дочерью. Она разрывается между работой, поручениями руководителя, бытовыми проблемами: постоянно вызванивает мастеров и прачечную. Буквально бегает целыми днями в мыле. В то же время она женщина интересная, как мне показалось, морально крепкая, со своим мнением. Она даже умеет говорить о себе с иронией.
Появляется Павел Петрович Клюев (Станислав Любшин). Он требует написать опровержение на малюсенькую статью о его Клубе здоровья «Прометей». Сразу бросается в глаза, что он горит своим делом, учением, называет его оздоровительной системой. И очень печется как бы потом не пострадала эта система, ведь по ней уже пишут диссертации его последователи. Короче – фанатик.
Сама по себе его система вроде бы безобидна, для здорового человека отказ от переедания, отсутствие мяса и физические упражнения будут даже полезны, но учит гуру Клюев не только ЗОЖу. Физические упражнения состоят из дыхательных практик и хатха-йоги. Что не может исключать и особенные духовные практики, выработки своей философии, своего рода новой религии.
Так и есть, на занятиях в Клубе они с помощницей Ларисой, которая выглядит умеренно фриковатой дамой (Татьяна Догилева) практикуют аутогенные тренировки, медитации и что-то вроде гипноза: Клюев лечит руками и повторяет ученикам мантры, настройки на хорошее самочувствие и покой. Он проповедует очищение от негатива и просветление.
Когда мальчик из группы задает естественный вопрос: откуда брать силы, раз мясо есть нельзя, Клюев отвечает, что «Силы будут, просто надо верить в себя». Типичная уловка шарлатанов: система работает, это просто ты неправильно себя ведешь. То есть Клюевский клуб имеет признаки секты. Они даже «молятся» за мир и добро на земле.
Только гость клуба Сурикова не понимает восторгов этих людей. На тираду Павла Петровича об исключении мяса, соли, сахара… она перебивает Клюева: «Электричество, газ, встать на четвереньки и уууууу!»
Интересно при этом, что Клюев не смущен, он в ответ представляет журналистку группе. Вообще, как я заметила, Павел Петрович женщин не боится, а вот при мужчинах, кроме своих учеников, пыл умеряет. В ресторане, например, подойдя к большому столу полному женщин, он хочет начать монолог о мясе, но осекается, увидев за столом одного мужчину.
Но даже некоторый его чудаковатый вид скромника обаяшки играет на руку, он располагает к себе людей, вызывает доверие, даже желание защитить. Как Елена забеспокоилась за его жизнь в ресторане, когда Клюев ел слишком много мяса (после 20 лет вегетарианства). Он изображает влюбленность и давит на жалость Елены, поняв, что она женщина эмпатичная, даже мужа до сих пор любит.
Когда Елена приходит второй раз в клуб, чтоб подписать интервью, и говорит о том, что она начинает верить в судьбу, Клюев замечает в ней надлом. Сразу переводит стрелки с мужа на себя: «Разве вы любите его? Вы это себе просто внушили. Надо избавляться от этой привычки». Потом продолжает располагать Елену к себе уже в ресторане, рассказывая о том, что всю свою энергию направил на организацию клуба, что она ему нужна, истерично поедает мясо, якобы расстроившись, что одна из учениц (дама с Кубани) все потеряла по его вине.
И хотя в ресторане Клюев обещает покончить с клубом, он, конечно, этого не делает. Апофеоз его учения мы видим в финале. Когда раскачанная эмоционально, после транса и слёз, группа учеников выкрикивает аффирмации и скачет, это похоже на массовый психоз (напоминает безумные тренинги Тони Роббинса и подобных).
Тогда же происходит прозрение Елены. Она рвется позвонить в аэропорт, чтоб успеть поговорить с мужем Витей и вернуть его. Но парочка сектантов не выпускает Елену. Клюев не дает ей позвонить. Заметили, как он дает задание Ларисе, а сам хочет «привести в чувства Елену Петровну»? Он опять заводит песню, чтобы та его не бросала. В итоге Елена остается слушать мантры сектантов, и имеет все шансы попасть под их влияние.
Еще тут очень интересный образ у Александра Михайлова – совершенно поехавший искатель йети Виктор, муж Ляли, который 17 лет не спускался с Памирских гор. В одном из разговоров он выдает такую мысль:
«Ты хочешь сказать, мы ошибаемся, заблуждаемся, что ищем нечто, чего не существует. Да, ты права. Но разве от этого сама идея поиска утратила свой смысл?»
Вот же странный человек, он и сам уже не верит ни в какого снежного человека, но искательство стало его второй натурой. Или первой. В то же время Витя неожиданно понял, что самое главное в жизни он упустил: он не видел, как росла и взрослела его дочь. Он посвятил жизнь какой-то выдумке, тогда как был необходим реальным людям, жене и дочери.
Спасибо, что дочитали до конца! Если статья вам понравилась ставьте лайк и подписывайтесь.
Почитать еще: