Фильмы Георгия Данелии проникнуты человеколюбием: каким бы ни был неоднозначным герой, режиссер показывает его с пониманием и сочувствием. Самый жалкий из его героев, пожалуй, Борщов.
У Афони ничего нет, и он совершено одинок. Конечно, в какой-то мере он виноват в этом сам. Он пьет, наплевательски относится к работе, окружающих не ценит, равнодушен и распущен. Ни карьеры, ни любви.
Символичен возраст Афони, 32-33 года (действие происходит в 1974 году, тогда снимался фильм), возраст Христа, переломный момент в жизни. Итак, Афоня к 33-летию мало чего добился, а ведь в молодости он мог похвастать своими достижениями.
Заметили, с каким восхищением Катя Снегирева узнает Афоню на танцах. Ведь она знала его, когда тот играл в волейбол в команде ее брата Пети. Очевидно, Борщов тогда блистал, дошёл до первого разряда и его выдвигали в мастера – мог бы стать тренером. А еще Афоня поведал Коле, что и в хоре ремесленного училища пел сольно. И даже чуть не отправился в музыкальное училище.
Странно, что при таких способностях Борщов опускается все ниже. Его сначала бросает сожительница, заявив, что зря потратила два года. Потом его прорабатывают на заседаниях за хулиганство и выходки. Потом вовсе понижают до разнорабочего. Вообще у меня сложилось впечатление, что Борщов начал «разлагаться» совсем недавно. Ну, как могла терпеть такое поведение его сожительница целых два года? И Вострякова также призывает коллектив Жэка разобраться, почему на их глазах погибает Борщов.
При этом сам Борщов еще хочет выглядеть успешным, шутит и хамит в ответ на разбор его «полетов». Никогда не признается близким (Кате, штукатуру Коле) в своих неудачах, врет про общественную работу, повышение, а в самом начале фильма даже красуется перед мальчишками-практикантами.
Что точно понятно в Афоне, это то, что он потерянный. Он будто лишен внутреннего стержня, моральной силы. Опять же вместо полноценной семьи у него была тетя Фрося, которая потакала его эгоизму. И Борщов эгоистичен до такой степени, что уходит с аварии, потому что у него закончился рабочий день, или ворует раковину для понравившейся женщины.
Кстати, про Елену, в которую влюбился Афоня. Его зацепил ее деревенский стиль, одежда в народных расцветках, коса до пояса, кухня под дерево с самоваром и вышитыми полотенцами. А когда он понял, что Лена обычная городская замужняя дама, разочаровался и впал в уныние.
В ресторане напившись он эпично пляшет под частушки, которые заказывает оркестру. Он мечтает вернуться в деревню, встретить тетю Фросю, постоянно видит ее образ на скамеечке у дома. Тоска по малой родине одолевает Афоню, он неминуемо возвращается в деревню. И вроде бы он опоздал, тетя Фрося умерла, так его и не дождавшись, но это полностью перевернуло его сознание. Афанасий страдает и не находит себе места.
Концовка мне видится однозначно позитивной, это жирный намек на то, что Борщов теперь найдет свой настоящий путь. Совместно с Катей Снегиревой.
Если статья вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь.
Почитать еще: