Найти в Дзене

Очарование и загадка "Царевны-Лебедь" Михаила Врубеля.

Сегодня пересматривала свои книги по искусству, и одна раскрылась как раз на репродукции картины Михаила Врубеля "Царевна-Лебедь". Определенно, это знак.

Автопортрет. 1882.
Автопортрет. 1882.

Творчество Врубеля привлекало меня с детства. Не только сказочными и мистическими сюжетами ( а их очень много в галерее работ художника), но и сочными красками и необычной, "мозаичной", манерой письма.

Но даже среди всех этих ярких персонажей и сюжетов "Царевна-Лебедь" выделяется своей загадочностью, безусловной красотой, запечатленным моментом фантастического превращения. Секрет картины не только в мастерстве художника, но и в чувстве, с которым она написана. С любовью. Ведь изображена на полотне любимая жена Врубеля -- Надежда Забела-Врубель.

Художник был натурой страстно увлекающейся, но все его романы ни к чему хорошему не приводили. Но вот на репетиции оперы "Гензель и Гретель" в театре, где он работал художником-оформителем, Врубель увидел ЕЁ -- Надежду Забелу. И услышал, конечно, так как была она оперной певицей. Очарован и сражен. Предложение о замужестве не заставило себя ждать. И Надежда согласилась, хотя о сумасбродстве живописца ее предупреждали.

Гензель и Гретель. (Портрет Н. И. Забелы и Т. С. Любатович). 1895. (Забела справа).
Гензель и Гретель. (Портрет Н. И. Забелы и Т. С. Любатович). 1895. (Забела справа).

И они были счастливы! Пусть всего пять лет, но каких! Потом было рождение не совсем здорового ребенка, смерть друга и развившийся душевный недуг. Но это после. А в те счастливые годы Врубель писал портреты жены в разных ипостасях: она и муза, и сказочная героиня, и любимая жена, и талантливая певица.

Вернемся к "Царевне-Лебедь". Картина была написана в 1900-ом году. И посвящена не сказке Пушкина, как можно подумать, а персонажу оперы Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане". В роли Царевны-Лебедь на сцене блистала любимая жена Надежда. А декорации и костюмы были созданы по эскизам художника.

Царевна-Лебедь. 1900.
Царевна-Лебедь. 1900.

Многие критики пишут, что сказочная царевна совсем не похожа внешне на Надежду Забелу. Что не было в ней той воздушности, притягательной красоты, которой пленяет нас Царевна-Лебедь. Лично мне кажется, что певица все же похожа на героиню картины, просто волшебный антураж полотна сделал из земной женщины неземное чудо. Я, например, не могу представить эту царевну замужней и рожающей детей. Это мечта, это ускользающая реальность, которая только была здесь, но вот уже плывет в небе, расправив крылья.

Притягателен и сокровенен сам момент, запечатленный на полотне, когда девушка превращается в птицу. Царевна в человеческом образе -- это не славянская красавица, а черноволосая и волоокая волшебница, чародейка. Есть в ней нечто магически-темное, связывающее ее образ с демонами на картинах Врубеля. И чтобы она окончательно не превратилась в глазах зрителей в цыганку, автор смягчает образ воздушной прозрачной одеждой и роскошной ажурной короной. И все же оттенки красок холодные, прозрачные, тающие. А вокруг уже возникает убор из белых перьев, зовущих в небо. Но выражение лица, эти огромные грустные глаза не рады этим переменам.

Так вижу я. Возможно, вы иначе?