В современной реальности, когда гаджеты стали неотъемлемой частью нашей повседневности и диктуют нам особый стиль жизни - отсутствии необходимости живого общения и сидячий образ жизни – тема спорта особенно актуальна. Подросткам будет полезно ощутить на выставке те смыслы, тот невероятный душевный подъем, которые закладывались СССР в тему спорта. Спорт не был чем-то просто для здоровья, спорт - это сила и мощь, способная менять миры. Спорт – это философия жизни, согласно которой, не возможно достичь целостности, гармонии и счастья без регулярных физических нагрузок, которые делают нас сильнее и крепче перед любыми невзгодами, будь то внешние или внутренние.
Тема для выставки в Третьяковской галерее новая, впервые собраны вместе и представлены около 150 произведений искусства на тему спорта, многие привезены из других регионов. Около 15 российских музеев представили экспонаты для выставки из своих фондов. Когда еще в таком количестве и составе, удастся посмотреть выдающиеся образцы искусства, посвященные теме спорта, неизвестно!?
Началом истории спорта в России принято считать 27 июня 1923 года, когда постановлением ВЦИК были созданы Советы физической культуры трудящихся РСФСР. Эти организации занимались развитием и продвижением спортивного образа жизни среди населения. Изначально необходимость формирования дополнительного органа для регулирования всех вопросов о спорте в Советах была связана с идеологией, согласно которой в условиях, когда прошлая власть свержена и идет строительство нового государства, неотъемлемой единицей этого государства должен стать человек во всех смыслах окультуренный: быт, образование, искусство, спорт. Так же как искусство, спорт стал активно продвигаться в массы и был необходимой составляющей идеологической пропаганды в целях формирования нового образца человека.
Удивляет масштабность работ, представленных на выставке, это создает впечатление грандиозности всего происходящего. Так как тема популяризации спорта была частью государственного заказа, над выполнением часто работала такая маститая институция как Художественный фонд СССР, который имел собственные производственные предприятия, фабрики, мастерские, комбинаты и т.п. Благодаря этому, сегодня мы можем увидеть уникальные образцы монументального искусства, посвященные теме спорта: витражи, флорентийская мозаика, эскизы росписей помещений. Пройдя по выставке, понимаешь, что без поддержки государства, такие технически сложные художественные проекты реализовать невозможно.
Композиция выставки построена так, что проходя зал за залом, мы оказываемся в художественном пространстве, посвященном определенным видам спорта. Тут представлены футбол, хоккей, баскетбол, гимнастика, лыжи, бег, коньки, теннис, шахматы, фехтование, парашютный и велосипедный спорт. В одном из залов транслируются советские мультфильмы спортивной тематики. Юные зрители могут отдохнуть на мягких пуфиках и ближе познакомиться с первыми образцами советской мультипликационной графики 1927 года и мультфильмами киностудии «Союзмультфильм» более поздних годов.
В зале, посвященном футболу, первая картина, на которую падает взгляд, это работа Александра Дейнеки «Вратарь», 1937 г. Смотришь на нее и замираешь, дыхание останавливается в ожидании какого-то резкого действия, падения или отскока мяча от штанги и тут понимаешь, что это только картина, выдыхаешь, но интрига все же остается. Попал ли противник в ворота, удалось ли поймать мяч вратарю? В таком динамическом спорте как футбол, обычно действия происходят настолько быстро, что взгляд не успевает зафиксировать всю невероятность и акробатичность поз спортсменов, но художественному взгляду Дейнеки это удалось. И удалось настолько мастерски и живописно, что остается только удивляться. К слову, многие из художников, работы которых представлены на выставке, и сами были спортсменами. Так, например, А. Дейнека был профессиональным боксером.
На выставке представлена большая коллекция скульптуры спортивной тематики. Одна из наиболее известных - «Девушка с веслом» Ивана Шадра, 1935г., ставшая хрестоматийной в советский период. Откровенно нагой облик скульптуры был достаточно провокативным в СССР и подвергался постоянной критике. Задумка состояла в том, чтобы показать идеально-атлетичное женское тело, которое может быть только результатом занятий на многочисленных спортивных кружках. В работах художников советского периода сформировался канонический образ телесной красоты. Для этого идеала характерна массивность и объемность форм, сегодня кажущихся излишней полнотой. Советские спортсмены - это люди, которые настолько крепко стоят на ногах, настолько ловки и смекалисты, что к ним невозможно подступиться и нет той силы, которая способна их сломать. Они подобны, тем неприступным крепостям, которые строили в Средние века.
В одном из залов, можно наблюдать картины, в которых репрезентируется тема дружбы народов. На картине Сергея Лучишкина, «Физкультурный парад в Парке культуры и отдыха им. М. Горького», 1932 г., мы видим людей различных национальностей радостно прогуливающихся по парку, обнимающих друг друга в непринужденной беседе. Эта картина посвящена особому событию в истории советского спорта Первой Всесоюзной спартакиаде 1928 года в Москве, которая стала аналогом Олимпиады. В те годы СССР не принимало участие в международных спортивных состязаниях, поэтому было принято решение организовать собственные масштабные спортивные соревнования. В этой картине чувствуется показное противопоставление «пролетарской» физкультуры «буржуазному» спорту.
Выставка, безусловно, достойна посещения и многих вдохновит на занятия спортом, если не физическим, то умственным, например шахматами. Так, на картине «Бригада отдыхает» Виктора Попкова, 1965г., можно наблюдать группу мужчин, приятно расположившихся за партией в шахматы. В ней уже нет динамизма и напряжения, которыми пропитана тема велосипедного спорта или футбола. Мир как будто замер, чтобы не помешать сосредоточению мысли шахматистов. А у зрителя есть возможность просчитать возможные ходы и победителя. Шахматы - это приятный и полезный досуг, доступный для каждого советского гражданина.
В конце экспозиции с удивлением можно обнаружить картину Федора Решетникова «Опять двойка». Как же этот сюжет с осуждающим взглядом матери и сестры на нерадивого школьника связаны с темой спорта? Кураторы выставки предлагают зрителям найти ответ на этот вопрос самостоятельно. И, конечно, если внимательно присмотреться, то все встанет на свои места. Виновато опущенный вниз взгляд мальчика, обращает внимание на чемодан, в котором у него не рабочие тетради и учебники, а старательно спрятанные коньки.
Помимо идеологической подоплеки, искусство советского периода, посвященное теме спорта, наполнено здравой мыслью и искренним порывистым чувством, которое не может оставить равнодушным. Возникает ощущение, что одного просмотра картин, представленных на выставке, достаточно для того, чтобы начал вырабатываться серотонин, так называемый «гормон счастья», который обычно вырабатывается во время занятий спортом. Немного огорчает, что на выставке не представлены работы современных художников, ведь в названии выставки речь идет о 100 годах российского спорта, но последние 30-40 лет совершенно выпали из презентации. Видимо, сегодня тема спорта в творческих кругах непопулярна, а государственного заказа на нее нет.