Несмотря на то, что Европа находится на западе, а Азия - на востоке, Ташкент с момента его завоевания русскими был устроен ровно наоборот.
К востоку от старого, восточного, "сартовского" города, за каналом Анхор был построен европейский Ташкент, где поселились русские колонисты и который стал центром управления не только города, но и всего Туркестана.
А западнее Анхора, в узбекском, восточном по атмосфере Ташкенте долгое время ничего не менялось.
В советскую эпоху и там стали строиться современные здания, ещё активнее это стало происходить после большого землетрясения 1966 года, сделавшего непригодными для использования тысячи зданий.
Но и сейчас запад ташкентского центра, и запад всего Ташкента - это по-прежнему в основном малоэтажная традиционная застройка, махалли, с вкраплениями памятников архитектуры (в основном религиозных) и микрорайонов.
Национальные исторические памятники архитектуры на западе Ташкента встречаются в основном в центре (и там их больше, чем в любом другом районе узбекистанской столицы), но и микрорайоны в этих местах в основном сосредоточены в центре, а западная периферия города - это почти сплошь малоэтажная застройка.
Впрочем, даже в западной части города можно найти свидетельства присутствия русских в Туркестане.
Можно сказать, что Западный Ташкент больше всего сохранил традиционный облик - если не по форме (как в айванах и минаретах центра), то по содержанию.
Жизнь в махаллях, несмотря на все перемены внешнего антуража, мало поменялась за последнее столетие, эта форма организации общества и пространства ухитрилась без особых потерь пережить даже советскую власть.
Конечно, не весь Западный Ташкент такой.
В северной части района, на северо-западе Ташкента расположена полоса более городской в нашем понимании застройки, вытянувшаяся вдоль улицы Беруни.
С южной стороны улицы даже есть пара настоящих микрорайонов, а ещё вся эта урбанистическая ось снабжена линией метро.
Западный сегмент западного радиуса Узбекистанской линии - это последние две станции метро в Ташкенте, которые успели открыть в советское время.
Они были запущены весной 1991 года.
Беруни (или Аль-Бируни) - это персидский учёный-энциклопедист, но родился он в ныне узбекистанском Хорезме, и поэтому узбеки (как и многие другие народы, впрочем) его считают своим.
Но, так или иначе, неудивительно, что ведущая к кампусу главного в стране Ташкентского университета названа в честь Беруни, и так же называется расположенная рядом с университетом станция метро.
Так что ташкентский Запад, помимо всего прочего - это ещё и центр высшего образования.
Ташкентский университет сформировал настоящий кампус американо-европейского вида, где собраны все факультеты - не самое частое на постсоветском пространстве явление.
Один из лучших образцов современной архитектуры, что я видел в Узбекистане.
За университетом, куда пока так и не дотянулось метро, расположен крупнейший в Западном Ташкенте жилмассив (и единственный большой многоэтажный спальный район в этой части города) - Каракамыш.