Найти тему
Михаил Драбкин

Бекабад: металл, цемент, японцы и гостеприимство

Индустриальный пояс Ташкента не исчерпывается ближними окрестностями столицы и Ангреном с Алмалыком на востоке региона.

-2

(отсюда)

На крайнем юге "Подташкентья", на самой границе с Таджикистаном, есть ещё один мощный индустриальный центр - Бекабад.

-3

Если Алмалык - это главный в Узбекистане по цветной металлургии, то Бекабад с его "УзМетКомбинатом" - главный по металлургии чёрной; интересно, что главное сырьё для этого предприятия - не собственно железная руда, а металлолом.

-4
-5

Ещё в Бекабаде производят цемент и другие стройматериалы.

-6

При этом город, в отличие от того же Алмалыка, не выглядит особенно индустриальным.

-7

Если попадать в Бекабад через основной въезд, северный, со стороны Ташкента, то труб не видно, запах окалины не ощущается, о том, что город не просто так тут вырос, можно судить по пятиэтажным микрорайонам, с которых он начинается.

-8
-9

Может, в российской там или украинской провинции пятиэтажные дома с квартирами и могли появиться просто в крупном населённом пункте, но в Средней Азии в любом городе рангом ниже областного центра такая застройка указывает на крупное градообразующее предприятие.

-10

-11

(отсюда)

Активная застройка Бекабада (тогда ещё "Беговата") началась примерно тогда же, когда и Алмалыка - после войны, и поэтому в центре города можно обнаружить похожие двух- и трёхэтажные дома в стиле скромного неоклассицизма.

-12

(отсюда)

-13

Но, в отличие от Алмалыка, в Бекабаде был обнаружен настоящий архитектурный ансамбль, состоящий из ДК, площади перед ДК и бульвара.

-14
-15
-16

Дворец Культуры Металлургов (ну а чей ещё) был построен в городе чуть позже завода, во второй половине 1950-х годов.

-17

Не смотрите, что он выглядит лет на 5-10 старше: в отдалённых регионах Союза смена архитектурных стилей нередко происходила с опозданием, что в данном случае, пожалуй, хорошо.

-18

Памятник-фонтан (даром что неработающий) перед ДК, с одинаково стоящими среднеазиатскими женщинами - очень советский на вид, хоть и раскрашенный.

-19

История поселения на месте Бекабада началась, на самом деле, за несколько десятилетий до прихода сюда большой индустрии. В самом конце XIX века здесь, вдоль главной в Туркестане реки Сырдарья прошла магистральная железная дорога, связавшая Ферганскую долину с основной среднеазиатской железнодорожной сетью.

-20

(отсюда)

Собственно, долина Сырдарьи, пробивающая перемычку между Тянь-Шанем на севере и Памиро-Алаем на юге - это единственный вариант попасть в Ферганскую долину не поднимаясь в горы, и в конце позапрошлого века железнодорожная линия по такому маршруту могла пройти только здесь.

-21
-22

Железная дорога проходит здесь и сейчас, но после появления узбекско-таджикской границы объёмы движения по ней сильно упали, особенно объёмы пассажирского движения.

-23

Остался поезд Душанбе - Ходжент, на своём пути из Таджикистана в Таджикистан пересекающий две границы, и международный поезд Ходжент - Волгоград (последний, связывающий эти места с Россией), пассажирское железнодорожное сообщение в Ферганской долине оказалось изолировано.

-24

Когда в 2016 году Узбекистан запустил железную дорогу в Ферганскую долину по своей территории, через горы, то перспектива возобновления транзитного пассажирского железнодорожного сообщения через Бекабад и Ходжент стала совсем уж нереальной.

Зато до самого Бекабада в 2017 году впервые стали ходить электрички - по незадолго до этого электрифицированному участку исторической железнодорожной линии.

-25

(отсюда)

Впрочем, "электрички" - это сильно сказано, до Бекабада доходит лишь одна пара пригородных электропоездов из пяти, отправляющихся каждый день от Южного вокзала Ташкента.

-26

(отсюда)

Но, так или иначе, из транзитного это место превратилось во многом в тупиковое.

-27

Вы можете возразить, что есть же ещё автомобильный погранпереход в Таджикистан, и через Бекабад можно ехать из Ташкента в Ходжент и даже Душанбе. Да, он есть, но работает исключительно для узбеков и таджиков. А путешественникам вроде меня приходится разворачиваться и возвращаться на север несколько десятков километров в сторону Ташкента, где есть международный узбекистанско-таджикистанский погранпереход.

Ещё Бекабад может похвастаться православной церковью, которая есть далеко не в каждом узбекистанском райцентре.

-28

Как это чаще всего бывает в Средней Азии, она скромная, но украшенная по мере возможности.

-29
-30

Как и бо́льшая часть церквей региона, она была построена уже в Советском Союзе, в первые послевоенные десятилетия - совершенно невозможное время для строительства церквей в остальной части страны.

-31

Наличие церкви в среднеазиатском городе, в котором недавно и 100 тысяч населения не было, легко объяснить повышенной долей русского и славянского населения, которая и сейчас (хотя в гораздо меньшей степени) сохраняется в индустриальных центрах.

-32
-33
-34

Какое бы ни было население, в узбекистанском городе обязательно должна быть Скорбящая Мать.

-35

Сотни, если не тысячи этих однотипных изваяний заменили многочисленные советские памятники погибшим в Великой Отечественной, массово сносившиеся в Узбекистане все годы независимости.

-36

Именно в Бекабаде я столкнулся с настоящим среднеазиатским гостеприимством.
Местные молодые узбеки, один из которых был владельцем магазина местного туристического магазина, подарили мне дождевик из этого магазина, а потом немного покатали по городу.

-37

Так я узнал, что в Бекабаде, кроме узбеков, отметились не только другие народы Советского Союза (включая корейцев), но и японцы.

-38

Взятые в плен в конце Второй Мировой войны, они строили в Бекабаде каналы, и несколько сотен остались лежать на местном кладбище.

-39
-40

Потом оказалось, что близлежащий погранпереход в Таджикистан не подходит для россиян, и меня отвезли обратно на базар и нашли мне там машину до Айбека, ближайшего международного перехода в сторону Ходжента.

-41