Обзор женского катания от Красного Фигуриста.
Пока российский Финал Гран-При временно менял название и переезжал на новую площадку в лице Спартакиады, международный вполне спокойно отправился на запланированную изначально арену в Пекине, принявшую фигуристов уже второй раз за год - после шоу Евгения Плющенко и российской сборной. К сожалению, арену Capital Indoor, где на Олимпиаде выступали фигуристы, занял проходящий в то же время этап Кубка мира по шорт-треку, и под Финал Гран-При была выделена арена National Indoor Stadium(сюда почти два года назад на определили хоккейный турнир). Однако это не повлияло на впечатления от турнира — он прошел на высоком уровне, а участники порадовали(а кое-кто и восхитил) своими выступлениями.
Незадолго до самого старта многие болельщики говорили, что Каори Сакамото — это самый явный фаворит на победу в Финале Гран-При, а некоторые и вовсе заявляли, что интриги в данном случае и вовсе нет. Это, мягко говоря, не совсем так. Вхождение в сезон для Каори проходило максимально тяжело: апогеем этого домашний был Gensan Summer Cup, где она несколько раз упала и сорвала вращение. Разумеется, это сразу же дало пищу для насмешек разного рода ботов, которые умудрились забыть, как их любимка Валиева примерно в то же время умудрилась споткнуться на спирали, чего у Каори, справедливости ради, не было.
На Nebelhorn Trophy ситуация была лучше(всего лишь бабочка на последнем риттбергере и пара недокрутов в произвольной). На Japan Open, где Сакамото-сан катала только произвольную программу впервые была прокатана чисто, и лично Красного Фигуриста это заставило выдохнуть, а победный для Каори Скейт Канада и вовсе убедил, что проблемный период преодолен. Однако повод понервничать все же остался — на этапе Гран-При в Финляндии девушка допустила степ-аут на последнем флипе, и до кучи выяснилось, что у нее еще с лета тянутся проблемы с правой ногой. Пугала так же и статистика отношений Каори с Финалом Гран-При. Она отобралась туда трижды — в сезонах 18/19, 21/22, и 22/23, но не то, чтобы победить — даже омедалиться не получилось. Олимпийский финал был отменен, в сезоне 18/19 Каори выпала из призов из-за ошибки в ПП и термоядерных грибов Алины Загитовой(которую всеми силами защищали грузинская судья Саломе Чигогидзе и техконтроллер Ольга Маркова, прямиком из Хрустального), а в пост-олимпийском — из-за степ-аута, бабочек и обнуленного каскада. Сам факт травмы и отношения Сакамото с Финалом, сравнимые с отношениями Жубера с Олимпиадой, вполне обоснованно вызывали опасения у болельщиков фигуристки.
После которых лишь лучше был прокат короткой, а затем и произвольной программ самой фигуристки(всего с одной ошибкой - с степом на флипе, где должен был идти каскад 3-2, однако она обошлась без его потери, прицепив тулуп к последнему риттбергеру).
В короткой программе Каори выбрала абсолютно новую для себя музыку, «Baby, God bless you»(эту музыку так же использовал Дэвид Уилсон для короткой программы Ами Накаи) . Давно не секрет, что с началом нового олимпийского цикла девушка перестала ставиться у Бенуа Ришо, взяв курс на развиватие в хореографическом плане. Программы в предыдущем сезоне ей ставили Роэн Уорд и Мари-Франс Дебрей, в нынешнем же Уорда сменил Джеффри Баттл. Так же стоит отметить, что это чуть ли не первый раз, когда в короткой Каори катает подчеркнуто нежный образ, который более характерен для Сатоко Мияхары, Май Михары, Рино Матсуике или Моне Чибы, однако не сказать, чтобы он ей совершенно не идет. Хотя программа, конечно, не ее типаж.
В произвольной же она выступает под медли из песен Лорин Хилл «Wild is the wind» и «Feeling good»(которое обессмертила навсегда Елизавета Туктамышева). Переход из нарочито депрессивной Wild is the wind в задорную Feeling Good в конце дорожки шагов, что является очень интересной находкой с точки зрения хореографии.
Ровно как и первый каскад во второй половине в связке с набором ритма и скорости музыкой:
Второе место заняла Луна Хендрикс. В сезон она вошла сравнительно хорошо — отлично прокатала свою программу на Japan Open и выиграла свой первый этап Гран-При. Однако потом случился просед по результатам — связанный, впрочем, с объективными причинами, отравлением на Кубке Китая, и травмой спины незадолго до финала Гран-При(которую не стали откладывать в долгий ящик, а начали лечить сразу же, как только она была диагностирована). Однако так же так, видно, что Хендрикс боролась, и за счет хорошего проката КП сумела компенсировать ошибки в произвольной.
Что касается постановки, то с ней явно выстраивается игры на контрасте яркой, задорной мелодии и костюма в короткой программе, и более тяжелой лирики в произвольной. Так было и в этом году. В короткой программе Луна использовала склейку из песни Офры Хазы Im'nin'alu и Living for love Мадонны. Учитывая смысл и перевод первого куска музыки, общий посыл программы «Жить и прославлять мир и любовь» очень хорошо гармонирует с активной хореографией программы.
Если короткая программа Луны выглядит свежо и задорно, то о произвольной это не скажешь. Как и годами ранее, эту программу для Луны поставил Адам Шоя(Соля), который однажды ставил достаточно неплохую короткую для Туктамышевой в олимпийский сезон 2021/2022. У Шоя Луна ставится всю свою карьеру, и это не может быть не замеченным — не только фирменный стиль Шоя, но и связанные с ним творческие частности. Как и небезызвестный Даниил Маркович, Шоя начал исписываться — что заметно по данной программе, которая совершенно ей не идет. Это подмечено не только Красным фигуристом, но и рядовыми юзерами. И если в начале сезона все можно было списать на невкатанносто постановки, то сейчас - нет.
Нет, возможно, люди что-то не понимают, но все равно подобное симптоматично. Хотя, все же стоит сказать, что хореография все же подходит под музыку и слова песни, чем выгодно отличается от ряда других программ, особенно творчества одного хореографа с топором. Она отражает стремление лирической героини песни вырваться на свободу и одновременно разрушить весь мир вокруг себя и себя саму. Занятно, что Луна сама по себе девушка очень скромная и рассудительная, и ее достаточно открытые программы — своего рода выход из зоны комфорта для фигуристки, но ничего такого в этом нет — если есть, что показать, то пускай показывает. Хотя вот эта немного трэшовая танцевальная поза и выглядит странно.
Второе место Луны в Финале Гран-При, понятное дело, обрадовало не всех. Да, прокат произвольной программы был не самым лучшим(степ и бабочка на лутце, откровенный недокрут на флипе в последнем каскаде), но для человека, который неделю назад получил травму спины и вышел на лед в тейпах, это очень и очень достойно. Однако он не так плох, как можно подумать, глядя вот на это.
Впрочем, как подозревает Красный Фигурист, дело отнюдь не в Хане, на которую среднему болельщику sports.ru наплевать. Дело в самом факте того, что Луна оказалась на втором месте, а не на третьем. Как известно, Хендрикс имеет тенденции подрывать одно место у странных поклонников одного кудрявого тренера с улицы Профсоюзной, которые так же являются аудиторией других тренеров, которые любят мучить учеников, ставить им косую технику и поливать известной субстанцией в интервью. Фигуристов данные личности как людей не воспринимают — скорее как продолжение их известных наставников, хотя претензии насчет того, что Хану засудили легко разбиваются ее техникой.
Достаточно сравнить каскад Хендрикс, которая в основном не допускает недокрутов и прыгает от силы ног:
И Йошиды, которая скачет на крутке, да и даже так с усилием:
Времена изменились, и ISU перестало поддерживать читерство по технике, а еще больше перестало поддерживать тренеров и функционеров, замазанных в издевательстве над спортсменами(случаи канадского тренера Готье, французского Жубера и главы ФКФФ Гайаге не дадут соврать). Да, после пресловутого иска к Хамаде никто ей претензий не предъявлял, хотя та же Кихира в теории могла бы, но это не факт - однако это не отменяет того, что она хоть и имеет определенную долю блата от японской федерации, но не в такой же степени, как и ее российская коллега.
Короткую программу Хане поставила Кейтлин Уивер, не далее как год назад умудрившаяся подорвать спортс.ру своим резонансным высказыванием о Тутберидзе(которую Уивер назвала "сестрой лапши" и заявила, что не верит в непричастность последней к юниорской травме Алены Которной). Как постановщик, Уивер - это тот случай, когда мастерство видно уже с первого раза. Программы, поставленные Кейтлин, выделяются необычной темой музыки и экспрессивной хореографией при определенной лаконичности движений руками. Это видно и в короткой программе Ханы "Koo Koo Fun" под музыку группы Major Lazer, творящей в жанре электронной музыки. Программы подобного типа необычны для японок в целом и для Ханы в частности - до этого нечто подобное брала для короткой только Каори Сакамото. Данная программа привлекла внимание автора еще на летних шоу.
Увы, но именно ей Хана и проиграла возможную победу. Как говорила Мишель Кван «You can't win with your short program, but you can lose with your short program», и для Ханы это более чем справедливо. В короткой она убилась сначала о триксель, а потом и о каскад, оказавшись четвертой: хуже нее выступила только отправившаяся ловить бабочек Изабо Левито и упавшая с двойного лутца Сумиеши. Понятное дело, отыграть отставание в 17 баллов произвольной программой можно было бы только при падении Сакамото, но на медаль Хане накатать удалось и получить, впервые аж с юниорских этапов Гран-При прошлого года, более 200 баллов. Да и тройной аксель в кои-то веки был выехан, пусть и с недокрутом.
Произвольную Хане ставила уже не Уивер, а работавшая некогда с Мао Асадой, Каролиной Костнер и Мишель Кван Лори Николь. Нарезка из «Сякухачи» и «La terre vue du ciel» имеет общую связь через одного композитора — Армана Амара, хотя изначально кажется совершенно алогичной, хотя кульминация и финальная дорожка в исполнении японки выглядит очень хорошо, да и в птичьем образе Йошида смотрится лучше той же Левито.
Нина Пинзарроне стала самым примечательным событием этого года. На начало сезона от нее мало чего ожидалось — ее персональный бест ни на один момент не превышал 198 баллов, что хороший показатель для девушки из Европы, но на фоне тех же Анастасии Губановой и Луны Хендрикс выглядит весьма и весьма бледно. Это видно и по программам Нины. Ее отбор в Финал связан больше с ошибками ее более титулованных соперниц — и если от Моне Чибы это было сравнительно ожидаемо, то того, что постоянные падения, недокруты и бабочки выбросят из призовой тройки Вакабу Хигучи и Ли Хэин, не ожидал никто. Из своей ситуации Нина выжала все, что могла, за что она не может заслуживать ничего, кроме уважения.
Увы, с прыжками у Нины имеются определенные проблемы — они низкие, на грани недокрута и исполняются за счет весьма быстрой крутки, как у той же Ханы Йошиды, однако в отличии от прыжков японки, не отличаются особенной пролетностью. Скорость вообще можно назвать основным качеством этой фигуристки — вращения Пинзарроне выделяются невероятной быстротой даже на фоне ее соперниц. Увы, но это не означает того, что у нее выдающиеся навыки катания — по сравнению с японками, товарищем по сборной Луной и даже Изабо у Луны очень мало выполненных сложных шагов, а при взгляде на ее ноги возникает впечатление, что они не гнутся. В ее катании очень мало реберности и почти нет длинных дуг, вдобавок многие беговые шаги очень часто маскируются под сложные.
Еще определенное впечатление от Нины портят ее программы и костюмы. Сложно отрицать, что Абель Корженевский очень хороший композитор, и фигуристки его музыку любят, однако как саундтрек в короткой программе из фильма Мадонны «Мы. Верим в Любовь» про любовь короля Эдуарда 7 и Уоллис Симпсон совершенно не вяжется с черно-зеленым платьем, которое Нина носит в короткой. Да, Уоллис носила черные платья в духе Шанель, а аж два самых известных ее украшения — ожерелье из пяти крупных изумрудов и браслет в виде серебряных леопардов с изумрудными глазами — содержали зеленые камни, но это далеко не повод заклеивать всю грудь черно-серо-зеленым же искуственным стеклом. В итоге на фоне соперниц Нины ее костюм выглядел очень бедно, по-дешмански.
Сравнительно неплохо смотрится произвольная, где костюм хотя бы относительно, но похож на греческий костюм, который носит Фригия, чье Адажио Нина и катает. Более удлиненная версия костюма и вовсе смотрелась бы отлично в каком-нибудь пеплуме. Однако на балет хореография данной программы похожа весьма и весьма отдаленно, что закономерно не оценили судьи, ровно как и отсутствие «огонька» в программе. Что закономерно вылилось в четвертое место,
Еще в начале сезона Красный Фигурист писал о том, что, скорее всего, Изабо Левито в данном сезоне уйдет в пубертат, и его догадки оправдались. Свидетельство тому - совершенно отвратительный прокат американки в короткой программе, с бабочкой на лутце и одним каскадом 3-2.
В произвольной она и вовсе побила рекорды по возможностям выкручивания прыжков спиной, потери скорости и малой длины выездов, хотя казалось бы, куда уж короче-то. До кучи добавились еще паузы на прыжках в каскадах
В этом году обе программы Изабо сделаны на анималистические мотивы - в короткой программе под музыку Рауля Феррандо змею, а в произвольной - Белого ворона, хотя поначалу может показаться, что все-таки лебедя. На это указывает и хореография - в короткой много резких движений, направленных на то, чтобы показать, что фигуристка, как змея, способная принять любую позу и изогнуться под любым углом. На это работает и небольшое бести в прокате, и костюм фигуристки, на котором изображена змея, лежащая на плечах и визуально несколько перегружающая ее. Впрочем, определенные перегружающие элементы есть и в костюме к произвольной, которая несколько менее удачная, чем короткая.
В произвольной, как уже было сказано, фигуристка катается под музыку из кинофильма "Нуреев. Белый ворон". Определенные позы Изабо в начале и конце проката отсылают к балету, в некоторых движениях девочка пытается подражать ворону, но выглядит она не очень хорошо. В этой программе очень много несколько мельтешащих, не вычищенных движений, и это несколько портит ее восприятие - особенно если сравнивать ее с программой Михаила Коляды от Ильи Авербуха. Определенное влияние так же оказывало перегруженное платье, которое в итоге соизволили заменить на более легкое, хотя и черное. Видимо, чтобы было понятно, что это ворон, хоть и не белый, и на том спасибо.
Последнее же место заняла Рион Сумиеши.
Честно сказать, ее даже жаль. И тут дело скорее не в том, что сама Рион плохая фигуристка(уж точно не хуже Йошиды или Левито), или ее тренер, Окаджима Коджи, какой-то там изверг. Скорее дело, в стратегии, избранной уже вполне совершенолетней фигуристакой — продолжать разбиваться о четверной тулуп. Многие боты со спортса неоднократно пинали Александру Трусову за войну с тройным акселем, но война Рион с квадом хоть и благородна, но в нынешней ситуации еще более бессмысленна, не в последнюю очередь потому что в нынешней системе он ей, с одной стороны, нужен для компенсации сравнительно слабого контента(каскада сальхов-тулуп-риттбергер и сольный прыжок в бонусной зоне, в то время как у Сакамото там каскады 3-3, 3-2 и секвенция 2-3-2), а с другой, он имеет тенденцию скорее выбрасывать ее из призов, чем вводить в них, а демонстрируемые на тренировках каскады еще никак не удалось перенести на старты. Это-то притом, что у нее немалый потенциал во второй оценке — у нее очень красивые руки, хорошие навыки скольжения, музыкальность. Это и ее короткая программа показывает — Blood in the Water от KSMR очень быстрая по темпу и ритму программа, которую надо именно что катать, с чем Рион справляется.
Однако, увы, она все еще борется за квад, чтобы компенсировать им свои срывы. Ради этого с прошлого года была оставлена сравнительно неплохая произвольная «Чародейка» под одноименную копозицию неоклассической группы Two steps from hell. После плохой короткой Рион наверняка рассчитывала отыграться в произвольной, как это сделала Хана, но увы, не вышло. Четверной она так и не смогла докрутить, поймала бабочку, а затем до кучи допустила еще и повтор прыжков, в итоге заняв лишь шестое место.
Что можно сказать об уровне данного турнира? Можно было бы по сценарию из методички, начать зудеть про то, что «уровень упал, четверных нет, зовите российских юниорок, итд, итп», но Красный Фигурист будет писать правду. По сравнению с прошлым годом, когда почти все отваляли произвольную — это прогресс. А что до ультра-си — на российских турнирах их так же не слишком много , и крайне сомнительно, что внезапно к ЧР или Спартакиаде кто-то соберет набор, сравнимый с юниорским набором Трусовой. Из взрослых точно.
Иностранки в свою очередь, демонстрируют интересные постановки, иногда совсем не в том стиле, который предпочитали раньше. В каждую из них — в зависимости от опыта — им есть что показать, есть что принести от себя. На катание каждой из них интересно смотреть, пускай у большинства из них и нет ультра-си — но есть разной степени длинны спортивный путь.
И согласитесь - не так уж это и плохо.