Найти тему
Лахта Центр

ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ-ПЕРЕДВИЖНИКОВ


11 декабря 1871 года в Петербургской академии художеств открылась первая выставка передвижников, ставшая невероятно успешной и открывшая новую страницу художественной жизни страны. Арт-менеджер и автор канала «Я поведу тебя в музей» Наталия Крючкова рассказывает об этом событии.

Передвижники противопоставляли себя академистам и считали, что искусство должно выходить за рамки заданных сюжетов и отражать действительность. В числе участников объединения были Иван Шишкин, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Крамской, Николай Ге, Исаак Левитан и многие другие.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Среди запечатленных на фотографии художников Илья Репин, Иван Крамской, Василий Суриков, Карл Брюллов, Илья Шишкин и др. Фото: https://vk.cc/6tpJzx
Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (1886 год). Среди запечатленных на фотографии художников Илья Репин, Иван Крамской, Василий Суриков, Карл Брюллов, Илья Шишкин и др. Фото: https://vk.cc/6tpJzx

Первая выставка объединила 16 художников, представивших 47 произведений. Она продлилась чуть больше месяца, но была очень успешной и вызвала интерес у зрителей. «Кому еще недавно могло прийти в голову, что настанут такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом, что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни», — говорил художественный критик Владимир Стасов.

Среди привлекших самое большое внимание картин оказалась работа Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Как написал о ней Иван Крамской: «Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и И. И. Шишкин. Нo все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в “Грачах”».

«Грачи прилетели», Алексей Саврасов, 1871 год. Из собрания Третьяковской галереи. Источник: https://vk.cc/ct5ohH
«Грачи прилетели», Алексей Саврасов, 1871 год. Из собрания Третьяковской галереи. Источник: https://vk.cc/ct5ohH

Николай Ге показал полотно «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе». Работая над ним, он кропотливо изучал документы, портреты Петра I и царевича, костюмы начала XVIII века. Также художник в деталях воспроизвел кабинет императора во дворце «Монплезир» в Петергофе.

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», Николай Ге, 1871 год. Источник: https://vk.cc/ct5ozI
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», Николай Ге, 1871 год. Источник: https://vk.cc/ct5ozI

Новаторской была признана картина «Порожняки» Иллариона Прянишникова, где автор объединил пейзаж с бытовым жанром. Эту картину очень хотел приобрести Петр Третьяков, но опоздал. Позднее он заказал у художника копию.

«Порожняки», Илларион Прянишников, 1872 год. Из собрания Третьяковской галереи. Источник: https://vk.cc/ct5p0t
«Порожняки», Илларион Прянишников, 1872 год. Из собрания Третьяковской галереи. Источник: https://vk.cc/ct5p0t

Еще одна картина с выставки, сразу признанная шедевром, — «Охотники на привале» Василия Перова. О ней можно найти упоминание и в дневниках Федора Достоевского, оценившего психологические портреты изображенных: «…один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! <…> Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

«Охотники на привале», Василий Перов, 1871 год. Источник: https://vk.cc/3dN4nw
«Охотники на привале», Василий Перов, 1871 год. Источник: https://vk.cc/3dN4nw

Иван Крамской, который назвал выставку самой большой городской новостью, показал «Майскую ночь» по мотивам повести Николая Гоголя «Майская ночь, или Утопленница» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Правда, эта работа больше известна под названием «Русалки», данным ему зрителями.

«Майская ночь», Иван Крамской, 1871 год. Источник: https://vk.cc/ct5oLI
«Майская ночь», Иван Крамской, 1871 год. Источник: https://vk.cc/ct5oLI

Выставка оказалась очень популярной. Имела и материальный успех. Было продано работ на 23 тысячи рублей, а чистый доход товарищества составил 4 тысячи рублей. Позднее выставки передвижников проводились ежегодно в разных городах России, а последняя, 48-я по счету, состоялась в Москве в 1923 году.

#культурныйкод