Найти тему
Живописные истории

Первые женщины во французской Королевской Академии живописи и скульптуры. Часть 2

Первая часть:

С 1648 года в Академию допускались иностранцы, но не женщины.

Этот вопрос был впервые поднят в 1663 году, когда без предварительного обсуждения директор Академии Шарль Лебрен заявил: "Это обязанность и честь Академии в соответствии с намерением короля, которая состоит в том, чтобы распространить свою благосклонность на всех, кто преуспевает в искусстве живописи и скульптуры, кто признан достойными, независимо от пола".

Затем он представил картину Катрин Дюшмен-Жирардон (1630–1698).

Кандидатка была первой и почти наверняка единственной замужней женщиной, допущенной в семнадцатом веке.

Портрет Катрин Дюшмен-Жирардон неизвестного художника
Портрет Катрин Дюшмен-Жирардон неизвестного художника

Достоверной информации об её обучении нет.

Но известно, что муж Катрин был протеже Лебрена, который, получив в 1663 году руководство новой программой оформления Галереи Аполлона в Версале, нанял Жирардона заниматься там лепниной.

Натюрморт с цветами в корзине, который Шарль Лебрен представил от её имени, был принят и выставлялся среди других картин в залах академии в Лувре, но, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Известно лишь одно скромное полотно художницы — натюрморт с персиками, виноградом и розами.

Катрин Дюшмен-Жирардон не приняла участие ни в одном из нескольких Салонов, на участие в которых она имела полное право, сконцентрировавшись вместо этого на материнстве (у неё родилось десять детей).

Катрин Дюшмен-Жирардон «Натюрморт с персиками, виноградом и розами»
Катрин Дюшмен-Жирардон «Натюрморт с персиками, виноградом и розами»

Картины Женевьевы и Мадлен Булонь были представлены в 1669 году их отцом, академиком Луи Булонь I (1609–1674).

Обе девушки пришли в Академию с натюрмортами. У Женевьевы эта была ваза с цветами, у Мадлен – маки и листва чертополоха.

Именно их отец захотел, чтобы они были удостоены звания “академика”.

Принимая во внимание достоинства художниц и поощряя других, их приняли.

И даже на обложке буклета Салона 1673 года был изображен пейзаж Женевьевы Булонь.

В том же году Мадлен прислала в Салон шесть картин с военными трофеями, написанными для Версаля, и натюрморт с фруктами.

У сестер Булонь было два младших брата, Бон и Луи II, которые посещали занятия по рисованию в Академии.

Каждый из них провел по пять лет в Риме, и оба были живописцами-историками.

Бон был принят в 1677 году и стал профессором и придворным художником короля.

Принятый в 1681 году, Луи II получил звания профессора, ректора и директора, а также придворного художника.

Семья вела успешную практику, в которой сёстры, должно быть, участвовали, но о них ничего особо не известно.

Луи Булонь II «Венера в кузнице Вулкана»
Луи Булонь II «Венера в кузнице Вулкана»

Четвертой и самой талантливой французской художницей того периода, судя по отзывам критиков, была Элизабет-Софи Шерон (1648–1711), дочь мелкого художника и гравера.

Когда в 1672 году Лебрен представил два её портрета, академики сочли их исключительно сильными для художника её пола.

Они решили принять художницу, известив письмом и «радостно» удовлетворив её просьбу принять автопортрет в качестве приемного экспоната.

Он был выставлен в Салоне 1673 года.

 Элизабет-Софи Шерон «Автопортрет»
Элизабет-Софи Шерон «Автопортрет»

В 1699 году эта же картина, была показана снова, а в 1704 году Шерон прислала на выставку одиннадцать портретов, а также картину на библейский сюжет «Снятие с креста».

Крупный критик Антуан Жозеф Дезалье д'Арженвиль описал её как одаренную в исторической живописи, делающую прекрасные рисунки с гравюр в стиле античности.

Кроме того, Шерон знала иврит, греческий и латынь, и в 1694 году опубликовала «Эссе о поэмах и песнях, написанное стихами и дополненное рисунками».

Её талант также признала Академия деи Риковрати в Падуе.

Элизабет-Софи Шерон «Сатиры и менады»
Элизабет-Софи Шерон «Сатиры и менады»

Позже Анн Мари Рене Стрезор, Дороти Массе-Годекен и Катрин Перро получили полный или временный доступ в Академию.

Работа Стрезор была представлена в 1676 году, и ассамблея высоко оценила и приняла её. Миниатюра, изображающая Христа и святого Павла по дороге в Дамаск, была помещена в оконную нишу в комнатах Академии.

В 1680 году секретарь предложил на суд академиков скульптуру из листвы, изящно вырезанную из дерева работы Дороти Массе-Годекен.

Она, однако, была принята лишь предварительно и с предостережением: хотя милость короля должна быть распространена на нее, это не является абсолютным её правом на будущее.

Аналогичная квалификация была выдана и в 1682 году, когда была принята Катрин Перро. Её миниатюру, изображающую горшок с цветами, установили рядом с работой Стрезор.

Элизабет-Софи Шерон «Портрет Ж. Трюше (отца Себастьяна)»
Элизабет-Софи Шерон «Портрет Ж. Трюше (отца Себастьяна)»

Шерон и Стрезор пробовали себя в исторических тематиках, но не рискнули представить на суд академиков исторические картины.

Всем женщинам было запрещено посещать различные формы академических занятий, и все они не имели права на продвижение по службе.

Метод заочного приёма и письменного информирования удерживал их на расстоянии.

Судя по всему, никто из них не присутствовал на собраниях и не участвовал в выборах новых членов.

Только сестры Булонь и Шерон воспользовались единственной доступной им важной возможностью и выставились в Салонах.

Но даже это, возможно, вызывало беспокойство руководства Академии, поскольку в 1706 году было проведено собрание с целью оговорить, что в будущем женщинам не нужно представлять свои работы для поступления, поскольку они больше не будут приняты.

Продолжение: