Найти в Дзене
Живописные истории

Первые женщины во французской Королевской Академии живописи и скульптуры. Часть 3

Предыдущая часть: Центральной, общепризнанной проблемой было то, что женщинам не разрешалось рисовать обнаженных мужчин. Поскольку из-за отсутствия знаний об анатомии человека женщины не могли наполнять свои картины жизнью, их недостаточная подготовка фактически запрещала им писать на исторические, мифологические или религиозные сюжеты. По словам Андре Фелибьена, критика и почетного советника Королевской академии: Тот, кто создает идеальные пейзажи, стоит выше того, кто рисует только фрукты, цветы или ракушки. Тот, кто рисует живых животных, достоин большей оценки, чем тот, кто рисует только мертвые и неподвижные вещи. А так как фигура человека есть самое совершенное творение Божие на земле, то несомненно и то, что тот, кто становится подражателем Богу, рисуя человеческие фигуры, гораздо превосходнее всех остальных. Однако хотя и немаловажно сделать фигуру человека живой и придать видимость движения тому, у чего его нет, тем не менее художник, делающий только портреты. . . не может пре

Предыдущая часть:

Центральной, общепризнанной проблемой было то, что женщинам не разрешалось рисовать обнаженных мужчин.

Поскольку из-за отсутствия знаний об анатомии человека женщины не могли наполнять свои картины жизнью, их недостаточная подготовка фактически запрещала им писать на исторические, мифологические или религиозные сюжеты.

По словам Андре Фелибьена, критика и почетного советника Королевской академии:

Тот, кто создает идеальные пейзажи, стоит выше того, кто рисует только фрукты, цветы или ракушки. Тот, кто рисует живых животных, достоин большей оценки, чем тот, кто рисует только мертвые и неподвижные вещи. А так как фигура человека есть самое совершенное творение Божие на земле, то несомненно и то, что тот, кто становится подражателем Богу, рисуя человеческие фигуры, гораздо превосходнее всех остальных. Однако хотя и немаловажно сделать фигуру человека живой и придать видимость движения тому, у чего его нет, тем не менее художник, делающий только портреты. . . не может претендовать на честь, оказываемую самым ученым. Для этого необходимо перейти от одной фигуры к изображению нескольких вместе, чтобы изобразить историю и миф. . . добродетели великих людей и самые возвышенные тайны.

Администраторы короны придерживались этого стандарта, даже когда так называемые рубенисты объявили войну пуссинистам, цвет приобрел такое же значение, как и рисунок, изучение северных школ было рекомендовано, если не обязательным, и академия занималась жанровой живописью и пейзажем, а также портретом и натюрмортом.

 Розальба Каррьера «Аллегория музыки»
Розальба Каррьера «Аллегория музыки»

Когда академики изменили таки свою позицию от 1706 года, они признали Розальбу Каррьера (1675-1757) первую из трех женщин-иностранок, получивших членство в Академии.

По приглашению коллекционера Пьера Кроза Каррьера она переехала из родной Венеции в Париж, где благодаря уже сформировавшейся репутации, её встретили с одобрением.

Людовик XV вступил на престол в 1715 году в возрасте пяти лет, и летом 1720 года Каррьера начала писать маленькую пастель с изображением мальчика-короля; неделю спустя она приступила к работе над другой, более крупной, и также нарисовала его в миниатюре.

Розальба Каррьера «Людовик XV в молодости (1710-1774)»
Розальба Каррьера «Людовик XV в молодости (1710-1774)»

Ожидалось, что Каррьера будет добиваться поступления в Академию, и действительно 26 октября 1720 года она решила представить членам комиссии пастель, изображающую Людовика XV.

Признавая членство Розальба Каррьера в Академиях Рима, Флоренции и Болоньи, коллеги приняли её, но, несмотря на то, что итальянская художница была очень почетным гостем, в реестре было указано, что её поступление не является прецедентом.

Маргарета Хаверман «Ваза с цветами»
Маргарета Хаверман «Ваза с цветами»

Более молодой иностранкой, получившей высокую оценку, была Маргарета Хаверман (род. 1693-?).

Получив образование в Амстердаме, она была единственной женщиной-ученицей известного художника Яна ван Хейсума (1682-1749).

Но выйдя замуж за французского архитектора Жака де Мондотеги, переехала вместе с мужем в Париж, где 31 января 1722 года отправила в Академию натюрморт с фруктами и цветами.

Хаверман присутствовала, когда академики приняли её, со своей обычной оговоркой, и потребовали ещё один образец работы художницы.

Однако в 1723 году её членство было отозвано либо из-за скандала, либо, что более вероятно, из-за того, что Маргарета не представила свою приёмную работу в обычное время.

Анна Доротея Тербуш «Автопортрет»
Анна Доротея Тербуш «Автопортрет»

Анна Доротея Тербуш (1721-1782) обучалась у своего отца, портретиста Георга Лисевского.

Под влиянием немецкого художника Антуана Пэна (1683-1757) и французских картин в стиле рококо Ватто и его окружения из коллекции Фридриха II Прусского, Анна Доротея писала жанровые сцены во французском стиле, постепенно становясь искусным портретистом.

В начале 1760-х годов художница работала при княжеских дворах Штутгарта и Мангейма, и в Париже знали о ней еще до её переезда.

28 февраля 1767 года были представлены работы Тербуш, она была принята, а в качестве приемного произведения был выбран поясной этюд мужчины, опирающегося на стол, освещенный светом затененной свечи.

Анна Доротея Тербуш «Ученый, сидящий за столом при свечах»
Анна Доротея Тербуш «Ученый, сидящий за столом при свечах»

Продолжение: