Найти тему
Мусагет о звёздах

«Берегись автомобиля!» - как Эльдар Рязанов снял первый в советском кино автомобильный трюк

Оглавление

Долгое время в советском кино концепция динамичного действия и смелых трюков была редкостью. А уж автомобильные погони зритель и представить себе не мог. Настоящим прорывом в этом плане стал фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Автохулиган и единственная «Волга»

Сейчас для съемки автомобильных трюков в распоряжении кинематографистов имеется целый автопарк, а также новейшие технические средства и, естественно, компьютерные технологии. А в 1966 г., когда Эльдар Рязанов снимал свою картину, ничего подобного не было. У режиссера была всего лишь одна «Волга», полученная с конвейера завода, и один каскадер.

Для исполнения «романтической погони» был приглашен каскадер Александр Микулин. Причем, погоня должна была быть («Какой детективный сюжет обходится без нее? Один бежит – другой догоняет»), но какая, никто не знал. В сценарии было просто и коротко написано: «Погоня».

Стали придумывать трюки. Их было немного (Рязанов еще развернется, когда будет снимать «Невероятные приключения итальянцев в России»), самый сложный – проехать под грузовыми прицепами. Никаких визуальных эффектов и комбинированных съемок – все выполнялось вживую.

[caption id="attachment_16611" align="aligncenter" width="1000"] Никаких визуальных эффектов и комбинированных съемок – все выполнялось вживую, погоня - значит, погоня
Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1966 год[/caption]
[caption id="attachment_16611" align="aligncenter" width="1000"] Никаких визуальных эффектов и комбинированных съемок – все выполнялось вживую, погоня - значит, погоня Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1966 год[/caption]

Иногда режиссер и каскадер долго спорили. Рязанов требовал зрелищности, а Микулин, в первую очередь, отвечал за безопасность. Когда, по мнению режиссера, трюку не хватало остроты, Микулин предлагал переснять дубль и приглашал Рязанова сесть вместе с ним. Эльдар Александрович так описывал этот момент в своей биографии:

«Микулин с простодушным видом подходил ко мне и невинным голосом предлагал повторить каскад, но с тем, чтобы я испытал его ощущения на собственной шкуре. Устраивал мне такую проверку, а потом радостно смеялся, когда я инстинктивно пригибал голову».
Все трюки в фильме ставил и выполнял каскадёр Александр Микулин
Все трюки в фильме ставил и выполнял каскадёр Александр Микулин

В отместку Рязанов с тех пор называл Микулина автохулиганом.

Как Смоктуновский учился вождению

Фильм Рязанова вышел на экраны в 60-х гг. Естественно, водить машину в то время умели далеко не все. В фильме Иннокентий Смоктуновский тоже впервые сел за руль. Причем Рязанов настаивал, чтобы именно актер исполнял трюки. Однако Микулин переубедил режиссера. После он вспоминал:

«Что требуется от актера в автомобильных трюках? Красиво подъехать на крупном плане и красиво отъехать. Зачем бессмысленно рисковать?».

Тем более, что у каскадера уже был печальный опыт. Годом ранее он был приглашен на съемки фильма «Директор» после того, как в сцене проезда автоколонны по пескам погиб актер Евгений Урбанский.

Все же Смоктуновскому пришлось освоить азы вождения. Рязанов настаивал, чтобы в большинстве кадров за рулем был именно актер. Микулин рассказывал об этом опыте:

«Иннокентий Михайлович был способным учеником. Правда, иногда выскакивал из машины, не желая больше заниматься. Даже жаловался на меня Рязанову. Но в итоге мы подружились».

После фильма Смоктуновский смог получить права и признавался, что всю жизнь помнил советы и замечания Микулина, своего первого преподавателя по вождению.

Под руководством Александра Микулина Иннокентий Смоктуновский успешно освоил азы вождения
Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1966 год
Под руководством Александра Микулина Иннокентий Смоктуновский успешно освоил азы вождения Кадр из фильма «Берегись автомобиля», 1966 год

А киношная «Волга», кстати, прожила долгую и счастливую актерскую жизнь, став настоящей легендой «Мосфильма». После «Берегись автомобиля» она появлялась в таких фильмах как «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе», «Яды, или Всемирная история отравления». В свободное от съемок время «Волга» находится в Музее ретроавтомобилей киностудии.«Берегись автомобиля!» - как Эльдар Рязанов снял первый в советском кино автомобильный трюк