Долгое время в советском кино концепция динамичного действия и смелых трюков была редкостью. А уж автомобильные погони зритель и представить себе не мог. Настоящим прорывом в этом плане стал фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Автохулиган и единственная «Волга»
Сейчас для съемки автомобильных трюков в распоряжении кинематографистов имеется целый автопарк, а также новейшие технические средства и, естественно, компьютерные технологии. А в 1966 г., когда Эльдар Рязанов снимал свою картину, ничего подобного не было. У режиссера была всего лишь одна «Волга», полученная с конвейера завода, и один каскадер.
Для исполнения «романтической погони» был приглашен каскадер Александр Микулин. Причем, погоня должна была быть («Какой детективный сюжет обходится без нее? Один бежит – другой догоняет»), но какая, никто не знал. В сценарии было просто и коротко написано: «Погоня».
Стали придумывать трюки. Их было немного (Рязанов еще развернется, когда будет снимать «Невероятные приключения итальянцев в России»), самый сложный – проехать под грузовыми прицепами. Никаких визуальных эффектов и комбинированных съемок – все выполнялось вживую.
Иногда режиссер и каскадер долго спорили. Рязанов требовал зрелищности, а Микулин, в первую очередь, отвечал за безопасность. Когда, по мнению режиссера, трюку не хватало остроты, Микулин предлагал переснять дубль и приглашал Рязанова сесть вместе с ним. Эльдар Александрович так описывал этот момент в своей биографии:
«Микулин с простодушным видом подходил ко мне и невинным голосом предлагал повторить каскад, но с тем, чтобы я испытал его ощущения на собственной шкуре. Устраивал мне такую проверку, а потом радостно смеялся, когда я инстинктивно пригибал голову».
В отместку Рязанов с тех пор называл Микулина автохулиганом.
Как Смоктуновский учился вождению
Фильм Рязанова вышел на экраны в 60-х гг. Естественно, водить машину в то время умели далеко не все. В фильме Иннокентий Смоктуновский тоже впервые сел за руль. Причем Рязанов настаивал, чтобы именно актер исполнял трюки. Однако Микулин переубедил режиссера. После он вспоминал:
«Что требуется от актера в автомобильных трюках? Красиво подъехать на крупном плане и красиво отъехать. Зачем бессмысленно рисковать?».
Тем более, что у каскадера уже был печальный опыт. Годом ранее он был приглашен на съемки фильма «Директор» после того, как в сцене проезда автоколонны по пескам погиб актер Евгений Урбанский.
Все же Смоктуновскому пришлось освоить азы вождения. Рязанов настаивал, чтобы в большинстве кадров за рулем был именно актер. Микулин рассказывал об этом опыте:
«Иннокентий Михайлович был способным учеником. Правда, иногда выскакивал из машины, не желая больше заниматься. Даже жаловался на меня Рязанову. Но в итоге мы подружились».
После фильма Смоктуновский смог получить права и признавался, что всю жизнь помнил советы и замечания Микулина, своего первого преподавателя по вождению.
А киношная «Волга», кстати, прожила долгую и счастливую актерскую жизнь, став настоящей легендой «Мосфильма». После «Берегись автомобиля» она появлялась в таких фильмах как «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе», «Яды, или Всемирная история отравления». В свободное от съемок время «Волга» находится в Музее ретроавтомобилей киностудии.«Берегись автомобиля!» - как Эльдар Рязанов снял первый в советском кино автомобильный трюк