Широкому зрителю Василий Меркурьев известен по ролям в фильмах «Небесный тихоход», «Золушка», «Верные друзья», «Двенадцатая ночь», "Летят Журавли" и "Дворянское гнездо". В общей сложности на его счету почти 100 фильмов и примерно столько же спектаклей и театральных постановок.
Сам же актер обладал удивительными человеческими качествами – был смелым мужчиной, прошедшим жернова репрессий, и любящим отцом, воспитавшим... восьмерых детей. Его судьба заслуживает внимания, а вклад в искусство и судьбы других людей – уважения. Даже из жизни Меркурьев ушел красиво – как и подобает актеру. Так как же сложилась его удивительная судьба?
Потерял 6 братьев и сестру
Василий Меркурьев был 6 по счету ребенком в семье русского торговца и немецкой экономки, которую из Швейцарии в Россию привез псковский помещик Нехлюдов.
Любовь к творчеству перенял у отца – тот с детства прекрасно пел и регулярно устраивал концерты для всей семьи. В театр попал случайно в 1920 году, а в кино дебютировал уже в 1924 г.
До конца войны он снялся в 20 фильмах и оттачивал мастерство на театральной сцене, чтобы обрести общесоюзную славу в конце 40-х гг. и забрать аж 3 Сталинские премии. От Меркурьева коллеги по цеху были просто без ума. Все восхищались его профессионализмом, а главное – человеческими качествами, главным образом, добротой. Фаина Раневская вспоминала:
"Общение с ним как партнером было огромной радостью. Такую же радость я испытала, узнав его как человека. Было в нём все то, что мне дорого в людях – доброта, скромность, деликатность. Полюбила его сразу крепко и нежно. Огорчилась тем, что не приходилось с ним снова вместе работать"
К сожалению, Меркурьев потеряет всех своих братьев и одну сестру. Первый погибнет во время Первой мировой, второй – в 9 лет от тяжелой болезни, третий – от голода в блокадном Ленинграде, четвертый – в тюрьме во время репрессий, пятый – уедет за границу, и о его судьбе так и никто и никогда не узнает, а сестра – пропадет без вести.
8 детей и каток репрессий
Помимо человеческой доброты Меркурьев обладал и природной смелостью. В 30-х гг. он наплевал на собственную безопасность и женился на Ирине Мейерхольд – дочери опального режиссера Всеволода Мейерхольда – поставив, по сути, на кон собственную карьеру. Коллеги по цеху отговаривали его от столь опрометчивого шага. Но Василий Васильевич упрямо стоял на своем, веря, что для любви нет никаких преград. И оказался прав. Сын Меркурьева Петр вспоминал:
"Мама никогда не считала себя неправой. И даже когда действительно была не права, все равно таковой себя не считала. Мы всегда с улыбкой на это смотрели. Зато добрая она была. Так следила за здоровьем папы – дай Бог каждой женщине так следить. Всегда знала – где и что у него болит. Они были как сообщающиеся сосуды".
Новоиспеченная семья буквально ходила по лезвию бритвы. Как их брак не разрушили жернова репрессий – неизвестно. Потому что расстреляли сначала отца Ирины, а позже под репрессии угодил и брат Меркурьева, который скончался в тюрьме, оставив одних тяжело больную жену и троих детей.
Меркурьев на тот момент уже воспитывавший троих детей, отгородиться от проблем родного брата не мог. Взял на попечение его семью, а после смерти супруги его брата, усыновили всех его детей.
На этом, правда, пополнения семьи Меркурьевых не закончились. После войны Ирина Мейерхольд буквально на улице подобрала еще двух ребятишек. И несколько лет они с мужем воспитывали и их, пока Василий Васильевич не рассказал по радио эту историю. Тогда объявилась их родная мать. По ее словам, дети потерялись в суматохе и отстали от поезда. В 1947 году пришлось детей отдать – семья воссоединилась.
Трагедия всей жизни
В середине 70-х артист совсем сдал. Обострилась хроническая болезнь почек. Отвлечься от "пролеживания" в больницах помогали бесконечные репетиции. Более 15 лет Меркурьев грезил ролью Рембрандта в одноименном спектакле Кедрина. Почти года он готовился к появлению в этом образе на сцене, оттачивая каждую деталь, каждое движение. Однако мечте сбыться было не суждено.
Как и подобает великому актеру, Меркурьев упал прямо на сцене во время репетиции. Без сознания его увезли на скорой. Врачи диагностировали острый приступ уремии. В палате артист то приходила в себя, то снова терял сознание. В редкие минуты пробуждения он повторял лишь одну фразу:
«Где моя Ириша? Я ее обожаю, это потрясающая женщина!»
За несколько часов до смерти Меркурьева к нему пришел режиссер Горбачев. Зная, как важен был для него Рембрандт, он наклонился к почти уже бездыханному и потерявшему сознание Василию Васильевичу и тихо на ухо ему прошептал:
«Василий Васильевич! Третий звонок – ваш выход, Артист!». И тогда, по словам сына, присутствовавшего при это сцене, у Меркурьева приподнялись брови"
Через 2 часа Меркурьев скончался.
В одном интервью сын актера Петр Меркурьев-Мейерхольд рассказывал:
"Судьба пощадила Меркурьева – не дала умереть немощным». Он действительно не влачил существование долгие годы лежачим больным. Он отделался быстро и почти не мучился"
Ирина Мейерхольд, с которой Меркурьев прожил больше 30 лет, пережить утрату мужа не смогла. И через полгода после его кончину ушла вслед за ним.
Вот такая удивительная история. Удивительный актер, удивительный отец, удивительный человек.