Найти в Дзене
ЯМадама

"В сердце — абсурдная, мучительная компрессия..." Роман Замятина "МЫ": как фантастику натягивали на политический глобус

Оглавление

Роман Евгения Замятина «Мы» относится к тем книгам, про которые все знают, но мало кто читал. Его часто вспоминают, на него ссылаются, приводят в пример. И почти никто не может назвать имён героев или описать сюжет. Зато все твёрдо уверены в двух вещах. Во-первых, «Мы» Замятина – это антиутопия. А во-вторых: это что-то прозорливо-политическое. Эта репутация тянется за книгой уже сто лет и мешает объективной оценке произведения, которое стало литературным открытием. И со временем не погасло.

Здравствуйте!

Традиция сводить замятинский текст к узким политическим смыслам, подгонять под реалии современности, использовать в качестве аргументов и выворачивать в демагогических баталиях принесла немало неприятностей автору. И до сих пор мешает всем, кто обращается к роману.

«Мы» Евгения Замятина: попытки экранизации

Их было несколько. В 1982 году в ФРГ сняли фильм, жанр которого обозначили как научно-фантастический. Несмотря на то, что действие перенесли в далёкий ХХVI век, немцы очевидно снимали о своём: марширующие во славу благодетеля стройные ряды, несогласных отправляют в камеры. Как попытка осмысления немецкого прошлого кино оказалось слабым, как экранизация Замятина – букет из надёрганных фраз.

В 2016 году был снят короткометражный французский фильм «Стеклянная крепость» - больше попытка, чем кино.

Есть и отечественная экранизация. Совсем недавно сняли. Режиссёр – Гамлет Дульян, ученик Сарика Андреасяна. В ролях: Егор Корешков, Юрий Колокольников, Филипп Янковский, Константин Лавроненко, Елена Подкаминская, Марьяна Спивак. Если режиссёр доверия не внушает, то актёрский состав вполне убедительный.

Постер фильма «Мы». Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/131155/poster/144247/
Постер фильма «Мы». Источник фото: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/131155/poster/144247/

Вот только посмотреть его пока не удаётся. На большой экран кино планировали выпустить ещё в 2021 году, но отложили из-за ограничений. Назначили следующую дату: декабрь 2022 года, но и тогда премьера не состоялась. А теперь уже и сроков никаких не называют, да и вообще о фильме ничего не слышно.

Похоже, кинофильм постигла та же судьба, что и саму книгу: в нём разглядели жирные политические намёки.

Нельзя точно утверждать, что там наснимал режиссёр, но книгу прочитать можно. И посмотреть на неё непредвзято.

Евгений Замятин, «Мы»: самая известная антиутопия

Роман Замятина известен как антиутопия, вслед за которой пошли Оруэлл и Хаксли. Как смелый вызов, как точный портрет тоталитаризма, явленный миру жителем Советской страны.

И мало кто сейчас вспоминает, что написан роман был в 1920 году, когда никакого тоталитаризма ещё не выстроилось.

Но так приятно видеть в авторе непримиримого борца, который бесстрашно бросает в лицо тиранам текст, написанный кровью сердца.

Евгений Иванович Замятин в этот образ никак не вписывается.

Евгений Замятин
Евгений Замятин

Сдержанный, лощёный, образованный – он получил от друзей прозвище «Англичанин». Талантливый математик со знанием иностранных языков и профессией инженера-кораблестроителя в 1916 году был откомандирован на английские верфи. Российское правительство заказало Британии несколько ледоколов, а Замятин контролировал строительство.

Англия ошеломила и поразила

От лопухов и малинников Лебедяни к грохочущим докам Ньюкасла

В глазах Замятина основной характеристикой английского общества стала машинизация. Он увидел перспективу стремительного прогресса: как человек становится функцией, обслуживающей машину. Индивидуальность, планы, надежды, воспоминания, сама личность – всё становится неважным, теряется в грохоте индустриальной мощи.

Именно эту идею Замятин и развил в своём романе «Мы». Он вернулся в Россию сразу же после революции, активно включился в литературный процесс – казалось, что именно здесь и рождается новая жизнь, которая будет противостоять бессмысленной машинизации.

-4

Евгений Замятин, «Мы»: утопия, которой не вышло

Текст романа представляет собой записи главного героя: Д-503. В отлаженной системе, в которой живут герои, нет имён. Не используется и понятие люди: только нумера.

молекулы Единого государства.

Размеры отдельно взятого государства поразительно невелики: это всего лишь город, окружённый Зелёной стеной, и содержание окружающего пространства горожанам не известно. Но город-Единое государство отличается высокой степенью техногенности, вся его мощь направлена на строительство Интеграла – ракеты, создание которой преследует научные цели, но мощь разрушительна.

Жизнь нумеров унифицирована, подчинена целесообразности, бытовые нужды сведены к необходимым. Это – единый механизм, который должен действовать безупречно:

Вы — совершенны, вы — машиноравны, путь к стопроцентному счастью — свободен

И все довольны, все находятся в гармонии. Этот мир утопически прекрасен. Таким он был для Д-503, пока тот не встретил загадочную женщину с острыми зубами. I-330. Она-то и поведала герою, что можно посмотреть на безупречную систему с совершенно другой стороны. И этот взгляд обнаруживает беспощадность всеобщего блага.

-5

«Мы»: роман, изменивший жизнь автора

К двадцатым годам у Замятина сложилась определённая репутация в литературных кругах. Он вёл полемику с Пролеткультовцами, яростно спорил с Маяковским. Но противоречия эти носили литературный характер. В пылу споров оппоненты неоднократно упрекали Замятина в белогвардейщине – и он всегда эти обвинения опровергал.

Свой роман «Мы» Замятин считал футуристическим. И экспериментальным. Попробовал напечатать – смирился с отказом. Но в стол не прятал и от друзей не скрывал. Даже перевёл на английский язык.

В этом англоязычном виде «Мы» издали за границей. В 1924 году. Никакого ажиотажа публикация не вызвала. А в 1927 году пражское издательство опубликовало роман на русском языке. С пометкой «Печатается без ведома автора». В 1929 году факт публикации за границей был использован в кампании против Замятина. Возник громкий скандал. И Евгению Замятину предложили выехать за границу.

Тогда он думал, что это временно. Пока не утихнет. И настоял на том, чтобы сохранить советское гражданство. А в 1934, будучи в эмиграции, подал заявку в Союз советских писателей. Замятина приняли - по личному распоряжению Сталина.

Так он и ушёл из жизни в 1937 году, в Париже – советским гражданином и советским писателем.

«Мы» Евгения Замятина: роман в контексте эпохи

Всё началось ещё при жизни писателя: его книгу трактовали однозначно – как прямое обличение советской идеологии, обеспечивающей строительство тоталитарной системы.

Однако в 2020 году это не могло быть социальной сатирой – только фантастическим допущением. В литературе того времени можно найти близкие по сути идеи – как в романе А. Толстого «Аэлита». Футуристические прогнозы характеризовали искусство того периода в целом, и художественный метод Замятина по сути близок исканиям конструктивистов.

-6

Но есть в романе и другая мелодика. Яростная революционерка I-330 – настоящая роковая женщина, «тёмный ангел» Серебряного века с его демонической природой, искусительница, увлекающая героя в бездну падения:

Ну-с, падший ангел. Вы ведь теперь погибли. Нет, не боитесь? Ну, до свидания! Вы вернётесь один. Ну?

И роман «Мы» можно прочитать как историю ревности, измен и мучительных сомнений. Как встречу избалованной порочной обольстительницы и честного труженика.

-7

Роман «Мы»: что же это на самом деле

Евгений Замятин написал действительно замечательный роман. Он до конца исчерпал старый жанр утопии – и показал, что любая прекрасная, гармоничная система легко оборачивается тёмной стороной.

Писатель свёл всё к аллегориям, он избегал подробностей – а потому каждый может сам решить, кто в книге прав. Слишком мало деталей. Государство слишком схематично, революционеры слишком порывисты. Государство строит ракету – но именно борцы с системой предлагают использовать ракету как оружие.

Роман «Мы» можно трактовать по-разному. Но до сих пор мир предпочитает видеть только один смысл

Евгений Замятин не только написал, но и всей своей жизнью показал, как легко утопия превращается в антиутопию. И обратно.

-8

Евгений Замятин, «Мы»

Книга, которую до сих пор не прочитали как следует