Роман Евгения Замятина «Мы» относится к тем книгам, про которые все знают, но мало кто читал. Его часто вспоминают, на него ссылаются, приводят в пример. И почти никто не может назвать имён героев или описать сюжет. Зато все твёрдо уверены в двух вещах. Во-первых, «Мы» Замятина – это антиутопия. А во-вторых: это что-то прозорливо-политическое. Эта репутация тянется за книгой уже сто лет и мешает объективной оценке произведения, которое стало литературным открытием. И со временем не погасло.
Здравствуйте!
Традиция сводить замятинский текст к узким политическим смыслам, подгонять под реалии современности, использовать в качестве аргументов и выворачивать в демагогических баталиях принесла немало неприятностей автору. И до сих пор мешает всем, кто обращается к роману.
«Мы» Евгения Замятина: попытки экранизации
Их было несколько. В 1982 году в ФРГ сняли фильм, жанр которого обозначили как научно-фантастический. Несмотря на то, что действие перенесли в далёкий ХХVI век, немцы очевидно снимали о своём: марширующие во славу благодетеля стройные ряды, несогласных отправляют в камеры. Как попытка осмысления немецкого прошлого кино оказалось слабым, как экранизация Замятина – букет из надёрганных фраз.
В 2016 году был снят короткометражный французский фильм «Стеклянная крепость» - больше попытка, чем кино.
Есть и отечественная экранизация. Совсем недавно сняли. Режиссёр – Гамлет Дульян, ученик Сарика Андреасяна. В ролях: Егор Корешков, Юрий Колокольников, Филипп Янковский, Константин Лавроненко, Елена Подкаминская, Марьяна Спивак. Если режиссёр доверия не внушает, то актёрский состав вполне убедительный.
Вот только посмотреть его пока не удаётся. На большой экран кино планировали выпустить ещё в 2021 году, но отложили из-за ограничений. Назначили следующую дату: декабрь 2022 года, но и тогда премьера не состоялась. А теперь уже и сроков никаких не называют, да и вообще о фильме ничего не слышно.
Похоже, кинофильм постигла та же судьба, что и саму книгу: в нём разглядели жирные политические намёки.
Нельзя точно утверждать, что там наснимал режиссёр, но книгу прочитать можно. И посмотреть на неё непредвзято.
Евгений Замятин, «Мы»: самая известная антиутопия
Роман Замятина известен как антиутопия, вслед за которой пошли Оруэлл и Хаксли. Как смелый вызов, как точный портрет тоталитаризма, явленный миру жителем Советской страны.
И мало кто сейчас вспоминает, что написан роман был в 1920 году, когда никакого тоталитаризма ещё не выстроилось.
Но так приятно видеть в авторе непримиримого борца, который бесстрашно бросает в лицо тиранам текст, написанный кровью сердца.
Евгений Иванович Замятин в этот образ никак не вписывается.
Сдержанный, лощёный, образованный – он получил от друзей прозвище «Англичанин». Талантливый математик со знанием иностранных языков и профессией инженера-кораблестроителя в 1916 году был откомандирован на английские верфи. Российское правительство заказало Британии несколько ледоколов, а Замятин контролировал строительство.
Англия ошеломила и поразила
От лопухов и малинников Лебедяни к грохочущим докам Ньюкасла
В глазах Замятина основной характеристикой английского общества стала машинизация. Он увидел перспективу стремительного прогресса: как человек становится функцией, обслуживающей машину. Индивидуальность, планы, надежды, воспоминания, сама личность – всё становится неважным, теряется в грохоте индустриальной мощи.
Именно эту идею Замятин и развил в своём романе «Мы». Он вернулся в Россию сразу же после революции, активно включился в литературный процесс – казалось, что именно здесь и рождается новая жизнь, которая будет противостоять бессмысленной машинизации.
Евгений Замятин, «Мы»: утопия, которой не вышло
Текст романа представляет собой записи главного героя: Д-503. В отлаженной системе, в которой живут герои, нет имён. Не используется и понятие люди: только нумера.
молекулы Единого государства.
Размеры отдельно взятого государства поразительно невелики: это всего лишь город, окружённый Зелёной стеной, и содержание окружающего пространства горожанам не известно. Но город-Единое государство отличается высокой степенью техногенности, вся его мощь направлена на строительство Интеграла – ракеты, создание которой преследует научные цели, но мощь разрушительна.
Жизнь нумеров унифицирована, подчинена целесообразности, бытовые нужды сведены к необходимым. Это – единый механизм, который должен действовать безупречно:
Вы — совершенны, вы — машиноравны, путь к стопроцентному счастью — свободен
И все довольны, все находятся в гармонии. Этот мир утопически прекрасен. Таким он был для Д-503, пока тот не встретил загадочную женщину с острыми зубами. I-330. Она-то и поведала герою, что можно посмотреть на безупречную систему с совершенно другой стороны. И этот взгляд обнаруживает беспощадность всеобщего блага.
«Мы»: роман, изменивший жизнь автора
К двадцатым годам у Замятина сложилась определённая репутация в литературных кругах. Он вёл полемику с Пролеткультовцами, яростно спорил с Маяковским. Но противоречия эти носили литературный характер. В пылу споров оппоненты неоднократно упрекали Замятина в белогвардейщине – и он всегда эти обвинения опровергал.
Свой роман «Мы» Замятин считал футуристическим. И экспериментальным. Попробовал напечатать – смирился с отказом. Но в стол не прятал и от друзей не скрывал. Даже перевёл на английский язык.
В этом англоязычном виде «Мы» издали за границей. В 1924 году. Никакого ажиотажа публикация не вызвала. А в 1927 году пражское издательство опубликовало роман на русском языке. С пометкой «Печатается без ведома автора». В 1929 году факт публикации за границей был использован в кампании против Замятина. Возник громкий скандал. И Евгению Замятину предложили выехать за границу.
Тогда он думал, что это временно. Пока не утихнет. И настоял на том, чтобы сохранить советское гражданство. А в 1934, будучи в эмиграции, подал заявку в Союз советских писателей. Замятина приняли - по личному распоряжению Сталина.
Так он и ушёл из жизни в 1937 году, в Париже – советским гражданином и советским писателем.
«Мы» Евгения Замятина: роман в контексте эпохи
Всё началось ещё при жизни писателя: его книгу трактовали однозначно – как прямое обличение советской идеологии, обеспечивающей строительство тоталитарной системы.
Однако в 2020 году это не могло быть социальной сатирой – только фантастическим допущением. В литературе того времени можно найти близкие по сути идеи – как в романе А. Толстого «Аэлита». Футуристические прогнозы характеризовали искусство того периода в целом, и художественный метод Замятина по сути близок исканиям конструктивистов.
Но есть в романе и другая мелодика. Яростная революционерка I-330 – настоящая роковая женщина, «тёмный ангел» Серебряного века с его демонической природой, искусительница, увлекающая героя в бездну падения:
Ну-с, падший ангел. Вы ведь теперь погибли. Нет, не боитесь? Ну, до свидания! Вы вернётесь один. Ну?
И роман «Мы» можно прочитать как историю ревности, измен и мучительных сомнений. Как встречу избалованной порочной обольстительницы и честного труженика.
Роман «Мы»: что же это на самом деле
Евгений Замятин написал действительно замечательный роман. Он до конца исчерпал старый жанр утопии – и показал, что любая прекрасная, гармоничная система легко оборачивается тёмной стороной.
Писатель свёл всё к аллегориям, он избегал подробностей – а потому каждый может сам решить, кто в книге прав. Слишком мало деталей. Государство слишком схематично, революционеры слишком порывисты. Государство строит ракету – но именно борцы с системой предлагают использовать ракету как оружие.
Роман «Мы» можно трактовать по-разному. Но до сих пор мир предпочитает видеть только один смысл
Евгений Замятин не только написал, но и всей своей жизнью показал, как легко утопия превращается в антиутопию. И обратно.